Евреи в России

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Евреи в России

Российская империя. 1913 (Граница Российской империи, границы губерний, областей и самостоятельных округов)

(Исторический очерк)

Очерк опубликован в 4-м томе Российской еврейской энциклопедии (изд-во "Эпос", Москва, 2000 г.)

(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)

Первые упоминания о появлении евреев на территориях, вошедших позднее в состав Российской империи, относятся ко II – I вв. до н. э. Уже в те времена евреи селились в греческих городах-колониях в Крыму и Сев. Причерноморье, занимаясь в основном ремеслами и торговлей; в греческих полисах евреи состояли на военной и государственной службе. Сохранились также письменные свидетельства о пребывании евреев в Боспорском государстве, раскинувшемся по обеим сторонам Керченского пролива, включая Таманский полуостров. В IV – VI вв. евреи продолжали осваивать территории Крыма; в начале нашей эры евреи появились в Грузии, несколько ранее – в Армении. В VII – X вв. евреи начали селиться в пределах границ Хазарского каганата, сложившегося на Северном Кавказе и распространившего свою власть на территорию Восточной Европы, включая часть Крыма, Приазовье и восточно-славянские земли. В кон. VIII - нач. IX в. государственной религией Хазарского каганата становится иудаизм.


Во 2-й пол. Х в. Хазарский каганат был разгромлен. Избавившись от хазарской зависимости, киевские князья объединились в самостоятельное государство – Киевскую Русь, и уже в X – XI вв. в Киеве сформировалась значительная еврейская община. Находясь под покровительством киевских князей, евреи играли важную роль во внутренней и внешней торговле. С принятием на Руси христианства церковь становится проводником антиеврейской политики. В 1113 г. восставшие жители Киева устроили погром в еврейском квартале.


Постепенно еврейские общины были образованы также в Черниговском княжестве, Галицкой и Волынской землях. В 1239 - 1240 гг. евреи, как и все население этих княжеств, страдали от опустошительных набегов монголо-татарских орд. В нач. XIV в. Киевское княжество, Галицкая и Волынская земли перешли под власть Литвы, а позднее вошли в состав Речи Посполитой.


В кон. XV в. в Великом Новгороде появились евреи-купцы, прибывшие вместе с приглашенным в 1470 г. на княжество киевским князем Михаилом Олельковичем. С этим временем связано возникновение ереси жидовствующих, распространившейся далее в Московском княжестве, ставшем к тому периоду центром консолидации русских земель. Борьба русской христианской церкви с жидовствующими ужесточила отношение к евреям, особенно к купцам, приезжавшим из Литвы и Польши, Иван IV Грозный запретил даже временное пребывание евреев в Русском государстве, – войска царя жестоко расправлялись и с евреями захваченных польских городов. В 1563 г. после взятия Полоцка царь приказал утопить всех евреев, отказавшихся принять христианство. Несколько ослабла антиеврейская политика после смерти Ивана Грозного. В нач. XVII в., когда на престоле воцарился Лжедмитрий I, отменивший правовые ограничения, евреи вновь появились на Московской Руси. В 1613 г. Михаил Романов снова ввел запрет на поселение евреев в пределах русских земель, но уже в 1615 г. отменил это решение.


В результате русско-польских войн 1632 – 1634 и 1654 – 1667 гг. к России отошли территории, на части которых проживало значительное число евреев. На землях Левобережной Украины и в Киеве, также вошедших в состав России по Андрусовскому перемирию 1667 г., численность еврейского населения была намного ниже, что явилось следствием массового уничтожения евреев во времена «хмельнитчины» (антипольское восстание 1648 – 1654 гг.). На присоединенные к России территории стекались евреи-беженцы из Польши и Правобережной Украины, спасавшиеся от погромов и притеснения властей. Однако пришедший к власти Петр I запретил их въезд в Российское государство, а в 1721 г. принял указ о выселении евреев за пределы Малороссии (Украины). B то же время некоторые евреи-выкресты, как, например, А.М.Дивьер и П.П.Шафиров, были назначены на высшие государственные должности. В отдельных случаях, как это было в 1708 г. в Мстиславле, Петр I жестоко карал виновных в еврейских погромах.


В 1727 г. Екатерина I издала указ об изгнании евреев из тех местностей, где они еще проживали: из Малороссии, Смоленщины и Лифляндии. Но уже Петр II, идя навстречу пожеланиям местных властей, позволил евреям приезжать на ярмарки для оптовой торговли. Имп. Анна Иоанновна разрешила евреям заниматься и розничной торговлей, однако в 1739 г. потребовала их поголовного выселения. Поскольку это требование практически не выполнялось местными властями, имп. Елизавета Петровна, отличавшаяся особой нетерпимостью к иноверцам, в 1742 г. приказала выслать евреев за пределы Российской империи.


Иную политику по отношению к евреям проводила Екатерина II, стремившаяся сделать Россию просвещенной монархией. Если первый манифест в связи с воцарением (1762 г.) позволял селиться в России всем иностранцам, кроме евреев, то уже второй (1763 г.) не делал для них исключения. В 1764 г. евреям было разрешено проживать в Риге и на юге Украины – на присоединенных к России землях так называемой Новороссии. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) к России отошли районы со значительным количеством еврейского населения – Восточная Польша, Западная Белоруссия, Латгалия, Волынь, Подолия. В 1783 г., с присоединением Крыма, в России появились крымские евреи. К кон. XVIII в. в империи насчитывалось ок. 700 - 800 тыс. евреев. В 1791 г. указом Екатерины II, ограничившим проживание евреев только Белоруссией и Новороссией, фактически было положено начало черте оседлости, а в 1794-м – поименно названы местности, входившие в черту. Одновременно в 1791 г. евреям было запрещено заниматься земледелием, что повлекло их выселение из сел, и практически деятельность основной массы евреев была ограничена занятием торговлей, традиционными ремеслами, шинкарством.


В 1800 г. по указанию имп. Павла I были составлены два законопроекта (Г.Р.Державиным и литовским губернатором И.Г.Фризелем), направленные на «исправление евреев» и их интеграцию в общество. Павел I, толерантно относившийся к евреям, неоднократно пресекал попытки местных властей ввести новые ограничения и выселить евреев из отдельных городов, в частности из Киева (1801 г.).


Решить «еврейский вопрос» пытался Александр I, создавший в 1802 г. «Комитет по благоустройству евреев», к работе которого были привлечены депутаты еврейского народа. На основании доклада комитета в 1804 г. император утвердил «Положение об устройстве евреев», которое законодательно оформило черту оседлости, ограничило участие евреев в органах городского самоуправления и предписывало выселять их из деревень. Один из законодательных актов (1820 г.) запрещал евреям нанимать прислугу и работников-христиан. Эти дискриминационные меры ограничивали возможности евреев заниматься промышленным и сельскохозяйственным производством, владеть недвижимостью и т. п. После 1808 г. выселение евреев из сельской местности практически прекратилось. В 1807 -1810 гг. появились первые еврейские сельскохозяйственные колонии в Новороссии. Одновременно предпринимались первые попытки массового крещения евреев. Указ 1817 г. учреждал «Общество израильских христиан», поощрял выкрестов, предоставляя им серьезные привилегии. Тем не менее крестилось незначительное число евреев. В 1817 г. Александр I запретил обвинять евреев в ритуальных преступлениях без наличия улик, а в пределах черты оседлости разрешил учиться в высших и средних учебных заведениях. В 1823 г. началось так называемое Велижское дело по обвинению евреев Велижа Смоленской губ. в ритуальном убийстве, закончившееся в 1835-м оправданием подсудимых.


С присоединением в 1801 г. Восточной Грузии к России в империи появились грузинские евреи, а с аннексией Северного Азербайджана в 1813-м – горские евреи. В 1812 г. в состав Российской империи вошла Бессарабия, в 1815 г. – Царство Польское.


В кон. XVIII - нач. XIX в. широкое распространение получило новое религиозное течение – хасидизм, зародившееся во 2-й пол. XVIII в. на землях, отошедших к России в результате разделов Польши. Особого развития он достиг на Украине. В Литве и Белоруссии возникло движение Хабад (любавичский хасидизм). Появление нового религиозного течения вызвало противодействие многих раввинов и руководителей еврейских общин. В их среде возникло противостоявшее хасидизму движение (миснагеды). В ходе борьбы с миснагедами сложились обособленные хасидские общины со своими синагогами, иешивами и т. п. Раскол практически официально был узаконен признанием в «Положении об устройстве евреев» 1804 г. существования двух направлений в российском еврействе.


Усилением антисемитизма характеризовалось правление Николая 1, стремившегося обратить российских евреев в христианство. Указ 1827 г. о воинской повинности вводил для евреев больший, чем у христиан, набор рекрутов, несмотря на то, что ранее евреи были освобождены от службы в армии. Закон предписывал забирать еврейских мальчиков с 12 лет и до начала 25-летнего срока службы направлять их в так называемые кантонистские батальоны, где кантонистов принуждали принимать крещение. Отрицательно сказалось на положении евреев сокращение в 1835 г. черты оседлости. В 1844 г. в целях ликвидации еврейского самоуправления были упразднены кагалы; правовое устройство жизни еврейского населения перешло в ведение государственных органов. При губернаторах были учреждены должности ученых евреев. Последующие дискриминационные меры еще более ограничили права евреев. На общины возлагались сбор налогов и поставка рекрутов, в 1836 г. была организована цензура еврейских книг, в 1843-м принят указ о выселении евреев из 50-верстной пограничной полосы, в 1844-м – о запрете приема на гражданскую службу, в 1850-м – запрещена традиционная одежда, в 1852 г. – «ношение пейсов». Всего было принято 600 антиеврейских законодательных актов.


На ассимиляцию евреев была направлена деятельность созданного в 1840 г. Комитета для определения мер коренного преобразования евреев в России. Это коснулось прежде всего реформ еврейского образования. В 1847 г. появились казенные еврейские училища, находившиеся под контролем смотрителей-христиан. Школьную реформу поддержала и часть сторонников Гаскалы, отстаивавших необходимость светского образования и еще в 1820-х гг. начавших создавать новые еврейские школы с преподаванием и общеобразовательных предметов. В последующем система еврейского образования складывалась в острой борьбе сторонников Гаскалы и ортодоксального еврейства.


Дальнейшее развитие система еврейского образования получила в годы правления Александра II (1855 – 1881), реформы которого коснулись всех сторон жизни России. Казенные еврейские училища были преобразованы в начальные еврейские училища с преподаванием общеобразовательных предметов. Начиная с 1856 г. был принят ряд государственных актов, направленных на улучшение положения евреев. Тогда же на евреев распространились общие положения о военной службе, а институт кантонистов был упразднен. В 1858 г. отменены указы Николая I о выселении евреев из пограничной полосы, позже - о запрещении принимать на государственную службу.

В 1859 г. разрешено проживание вне черты оседлости купцам 1-й гильдии, в 1861-м – евреям, имевшим ученую степень, в 1865-м – некоторым категориям ремесленников, в 1867-м – бывшим кантонистам и их потомкам, в 1879 г. – всем евреям с высшим образованием. В 1862 г. в ходе крестьянской реформы евреям разрешили приобретать землю (после Польского восстания 1863 – 1864 гг. этого права были лишены евреи западных губерний). В 1864 г. практически были сняты ограничения на обучение евреев в средних и высших учебных заведениях. Значительно возросла роль евреев-предпринимателей в развитии экономики как в пределах черты оседлости, юго-западная часть которой благодаря этому стала одним из наиболее перспективных районов, так и вне ее.

Возникли еврейские банки европейского значения, тесно связанные с рядом отраслей промышленности и торговли. В первые ряды российских капиталистов выдвинулись сахарозаводчики Бродские и Зайцевы, золотопромышленники и банкиры Гинзбурги, железнодорожные магнаты Поляковы и др. Усилиями деятелей Гаскалы были заложены основы современной еврейской культуры, в частности литературы на древнееврейском языке (И.-Б.Левинзон, А.Мапу, И.-Л.Гордон). Важную роль в развитии еврейской культуры и образования и одновременно в приобщении евреев к русской культуре сыграло созданное в 1863 г. Общество для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). В Одессе, ставшей центром Гаскалы в государстве, начали выходить первые в Российской империи еврейские периодические издания на русском языке («Рассвет», 1860 – 1861 гг.; «Сион», 1861 – 1866 гг.; «День», 1863 – 1866 гг.), на древнееврейском языке («Гамелиц», 1862 – 1871 гг.). В результате завоевания Средней Азии (1864 – 1884 гг.) в Российской империи появились бухарские евреи. К 1880 г. в стране проживало ок. 4 млн. евреев.


Ярко выраженным антисемитским характером отличалось правление Александра III. В нач. 1880-х гг., после убийства народовольцами в 1881 г. Александра II, по России прокатилась волна еврейских погромов. Коснулись они прежде всего черты оседлости, за исключением Литвы и Белоруссии, где погромам препятствовал генерал-губернатор Э.И.Тотлебен. Погромы носили, как правило, организованный характер. Им предшествовала целенаправленная антисемитская пропаганда в печати, вплоть до обвинения евреев в убийстве Александра II. В 1881 – 1882 гг. погромы охватили 150 населенных пунктов 6 юго-западных губерний, в т. ч. Елизаветград (совр. Кропивницкий), еврейское население которого первым подверглось погрому 15 апреля 1881 г., Киев, Одессу, Бердичев, Переяславль, Балту, погром в которой отличался особой жестокостью, Екатеринослав (совр. Днепр). Несколько позже погромы произошли и вне черты оседлости, в т. ч. в Нижнем Новгороде (1884 г). В отдельных случаях погромщики встречали сопротивление первых в истории России отрядов еврейской самообороны, как это было в Бердичеве и Одессе.


Созданные в 1881 г., в разгар погромной кампании, во всех губерниях черты оседлости особые комиссии для выяснения причин беспорядков практически обвинили в погромах самих евреев, повинных якобы в эксплуатации христиан. На основе рекомендаций комиссий созданный в октябре 1881 г. «Центральный комитет для рассмотрения еврейского вопроса» выработал «Временные правила», утвержденные в мае 1882 г. царем. Правила вводили ряд ограничительных мер в отношении евреев, в частности вновь запрещали селиться «вне городов и местечек черты оседлости», приобретать в селах недвижимое имущество и арендовать землю.


Практически политика ограничения прав евреев продолжалась и в дальнейшем. Только при Александре III было издано 65 антиеврейских постановлений. В 1887 г. была введена так называемая процентная норма для поступления евреев в высшие и средние учебные заведения. В черте оседлости она равнялась 10%, вне черты – 5%, в Москве и Петербурге – 3%. Ряд правительственных актов касался «запретов на профессию». Полностью прекратился прием евреев на государственную службу и на железнодорожный транспорт, в 1882 г. численность евреев-врачей и фельдшеров в армии была ограничена 5%, в 1890-м евреям запретили избирать и быть избранными в земства, в 1892-м - в городские думы, с 1889 г. евреи могли заниматься адвокатурой лишь с личного разрешения министра юстиции.


Массовый характер приняли «облавы» на евреев, живших в городах вне черты оседлости, сопровождавшиеся их немедленным выселением, особенно из Москвы, Петербурга, Киева (только из Москвы изгнали до 30 тыс, человек). Из черты оседлости были исключены Ростов-на-Дону (1888 г.) и Ялта (1893 г.).


Антиеврейская политика правительства, периодические погромы вынуждали многих евреев покидать Россию; со временем появились первые еврейские организации, помогавшие с организацией отъезда. Еще в 1881 г. в Одессе было создано общество «Ам-Ойлэм» («Вечный народ») с целью создания еврейской сельскохозяйственной коммуны в США, куда вскоре выехало несколько сотен евреев. К нач. 1890-х гг. выезд стал массовым. В основном евреи выезжали в США. Выезду российских евреев в страны Америки, главным образом в Аргентину, содействовало Еврейское колонизационное общество (ЕКО), отделение которого открылось в Петербурге в 1892 г.


В нач. 1880-х гг. многие евреи России становятся сторонниками палестинофильства – движения за еврейское заселение и еврейскую колонизацию Эрец-Исраэль. В 1880-х гг. в ряде городов Российской империи возникли кружки палестинофильского движения «Хибат Цион», программным идеологическим документом которого стала брошюра одесского врача Л.Пинскера «Автоэмансипация» (1882 г.). Среди палестинофильских организаций выделялся молодежный союз «Билу», созданный в 1882 г. в Харькове и положивший начало организованному выезду из России в Эрец-Исраэль.


Одновременно в России предпринимались отдельные попытки реформировать иудаизм. В 1880 г. в Елизаветграде появилось «Духовно-библейское братство», призывавшее отменить еврейские обряды и предписания Талмуда, в 1882 г. в Одессе возникла секта «Новый Израиль», признававшая лишь Пятикнижие и отвергавшая Талмуд. Однако эти и подобные организации не нашли поддержки у евреев России.


Немало евреев активно участвовало в общероссийском революционном движении. В 1880-х – нач. 1890-х гг. они составляли более 16% подсудимых на политических процессах, ок. 14% политзаключенных в стране.


В 1897 г. в России впервые была проведена всеобщая перепись населения. Она установила общую численность евреев – 5 189 401 человек, что составляло 4,13% численности всего населения страны и 49% - евреев всего мира; 93,9% евреев Российской империи проживало в пределах черты оседлости.


Правление Николая II не внесло серьезных изменений в политику правительства в «еврейском вопросе». Продолжалось выселение евреев из ряда местностей, дальнейшее ограничение их прав. В этот период было принято 50 антиеврейских государственных актов, вплоть до запрещения солдатам-евреям находиться во время отпуска вне черты оседлости (1896 г.) и распространения процентной нормы на студентов-экстернов (1911 г.). С первых лет царствования Николая II начались еврейские погромы: в 1897 г. - в Шполе (Киевская губ.), в 1899-м г. - в Николаеве.

В 1903 г. произошли погромы в Гомеле и Кишиневе, когда было убито и ранено ок. 650 человек.

В 1904 г. прошла серия погромов, в ходе которых пострадали дома и имущество евреев (Житомир, Минск, Мстиславль и др.). Особого размаха достигли погромы во время революции 1905 – 1907 гг. Начавшиеся весной и летом 1905 г. (Мелитополь, Симферополь, Керчь, Житомир, Белосток и др.), они с новой силой вспыхнули осенью 1905 г. после принятия Манифеста 17 октября. Особенно жестокими были погромы в Одессе, Киеве, Екатеринославе, Кременчуге. Погромы прошли и в отдельных городах вне черты оседлости - в Великих Луках, Ростове-на-Дону, Орле, Курске, Саратове и др. В борьбе с погромщиками в ряде городов сформировались и успешно действовали отряды еврейской самообороны (Житомир, Николаев, Полтава и др.).

Октябрьские погромы 1905 г. затронули 49 губерний, более 660 населенных пунктов, погибло св. 1600 и ранено более 3,5 тыс. человек. Несколько погромов произошло в 1906 г.: в Гомеле, Белостоке, Седлеце. Черносотенцами были убиты евреи – депутаты Государственной Думы М.Я.Герценштейн (1906 г.) и Г.Б.Иоллос (1907 г.). Погромам предшествовала и сопутствовала разнузданная антисемитская пропаганда, в т. ч. в реакционных газетах «Новое время» и «Знамя» (Петербург), «Киевлянин», «Бессарабец», «Новороссийский телеграф» и др. В 1903 г. была осуществлена первая публикация на русском языке антисемитской фальшивки «Протоколы сионских мудрецов». Черносотенцы стали в 1911 г. организаторами нового «кровавого навета» по обвинению М.М.Бейлиса в убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Следствие длилось более двух лет, судебный процесс в Киеве - более месяца, окончившись в ноябре 1913 г. оправданием подсудимого.

События 1905 г. вызвали активизацию еврейской политической и общественной жизни. Появились новые еврейские организации: «Союз для достижения полного равноправия еврейского народа в России» (март 1905 г.), Общество охранения здоровья еврейского населения (ОЗЕ, 1912 г.) и др.; в 1906 г. официальный статус получило Общество ремесленного и земледельческого труда евреев России (ОРТ).

С возникновением в 1897 г. политического сионизма подавляющее большинство российских ячеек «Хибат Цион» присоединились к движению. Уже на 1-м Сионистском конгрессе в Базеле треть делегатов представляла Россию. Влияние сионизма в еврейских массах быстро росло. Если в 1897 г. в стране действовало 372 сионистских общества, то в 1899-м – уже 877, а в 1903–1904 гг. – 1572. Различные течения сионизма были представлены общероссийскими организациями: Демократической фракцией сионистов (созд. в 1901), религиозно-сионистским движением Мизрахи (1902 г.). Сформировалось и левое крыло сионизма, пытавшееся сочетать его с социалистической идеологией, - партии и организации «Поалей Цион» (1-й съезд в 1901 г.), «Цеирей Цион» (1903 г.), Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП, 1905 г.), Социал-демократическая еврейская рабочая партия «Поалей Цион» (1906 г.).

Возникло еврейское национальное крыло и в общероссийском рабочем движении. Наиболее массовой еврейской революционной организацией стал созданный в 1897 г. Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»). Выдвигая на первый план классовые, а не национальные интересы, Бунд выступал против сионизма. На подобных позициях стояла и Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП).

Евреи участвовали в деятельности не только еврейских политических партий и организаций. Они были среди организаторов и руководителей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП, 1898), особенно меньшевиков, партии социалистов-революционеров (эсеров, 1902), отдельные представители еврейской интеллигенции входили в конституционно-демократическую партию (кадетов, 1905). Только в 1903 г. 1254 еврея были осуждены за политическую деятельность.

Активное участие евреев в революционной деятельности объясняется в значительной степени тем, что они испытывали не только национальный гнет, но и социальный. Немалая часть их вела полунищенское существование, многие жили за счет благотворительности. Это относилось и ко многим евреям-ремесленникам, которых по переписи 1897 г. насчитывалось ок. 0,5 млн. Часть евреев (до одной трети) в черте оседлости занималась мелкой торговлей.

В нач. ХХ в. продолжался выезд евреев из России. В 1903 - 1914 гг. только в США выехало более 1 млн. российских евреев. Подавляющее большинство из 40 тыс. человек, приехавших в Эрец-Исраэль в 1904 – 1914 гг., составляли также евреи из России.

В кон. XIX – нач. XX в. дальнейшее развитие получили различные стороны культуры российского еврейства. Иешивы (хасидские и нехасидские) оставались крупнейшими и влиятельнейшими центрами традиционного еврейского образования. Открывались новые иешивы; увеличивалось количество евреев в высших учебных заведениях. Значительную помощь еврейским студентам оказывало созданное в 1911 г. Общество поощрения высших знаний среди евреев. После отмены в октябре 1905 г. цензуры расширился круг еврейских периодических изданий и книгопечатания. Книги на иврите выпускали издательства «Мория» (Одесса), «Ахиасоф» и «Тушия» (Варшава) и др.; на русском языке - сионистское издательство «Кадима» (Одесса) и др. Высокого уровня достигла еврейская художественная литература, представленная именами Ш.Аша, Х.-Н.Бялика, Менделе Мойхер-Сфорима, И.-Л.Переца, Ш.Черниховского, Шолом-Алейхема, других талантливых писателей и поэтов. Огромное значение имело издание 16-томной «Еврейской энциклопедии» (1908 – 1913) на русском языке. После 1905 г., наряду с гастрольными труппами, появились стационарные еврейские театры П.Гиршбейна в Одессе, А.Каминьского в Варшаве и др. Всего в 1912 г. действовало 16 театральных трупп, в т. ч. 4 стационарных. Выдающийся вклад внесли евреи в развитие русской музыкальной культуры. Прославились дирижеры Э.А.Купер, С.А.Кусевицкий, А.Б.Хессин, Л.П.Штейнберг, скрипачи Л.С.Ауэр, Б.Губерман, П.С.Столярский, Я.Хейфец, певцы М.Е.Медведев, Л.М.Сибиряков, И.В.Тартаков, музыкальные педагоги М.Ф.Гнесин и Е.Ф.Гнесина, актеры бр. Адельгейм, Л.М.Леонидов, балерина И.Л.Рубинштейн, художники Н.И.Альтман, Л.О.Пастернак, И.М.Пэн, Р.Р.Фальк и многие другие. Складывалась и развивалась русско-еврейская литература. Несмотря на проникновение русской культуры, а с ней и ассимиляционных тенденций в еврейскую среду, евреи России, в массе своей, продолжали вести традиционный образ жизни. Приверженность ортодоксальному иудаизму проявлялась, в частности, в том, что реформизм не получил никакого распространения в России.

С началом 1-й мировой войны (авг. 1914 г.) многие евреи были призваны в российскую армию и участвовали в боевых действиях. В 1914 г. насчитывалось ок. 400 тыс. евреев-военнослужащих, в 1916-м г. – ок. 500 тыс. Тысячи евреев были отмечены боевыми наградами, имелись евреи – полные георгиевские кавалеры. Одновременно война принесла неисчислимые бедствия евреям прифронтовых губерний, огульно обвиненным в шпионаже. В апреле 1915 г. началась массовая высылка евреев из западных губерний, сопровождавшаяся грабежами, погромами и издевательствами. Только из Ковенской губернии изгнали ок. 120 тыс. человек, из Курляндской – ок. 40 тыс. Во временно оккупированной Галиции и других прифронтовых районах командование русской армии стало брать евреев в заложники. Кроме того, с отступлением российской армии значительная часть еврейского населения была вынуждена эвакуироваться. В августе 1915 г. была фактически упразднена черта оседлости. К кон. 1916 г. во внутренних губерниях собралось до 350 тыс. евреев-беженцев. Для помощи им создавались Еврейские комитеты помощи жертвам войны (ЕКОПО). Легальная же деятельность всех еврейских политических партий и организаций практически прекратилась. Разрушение большого числа небольших городов с преобладающим еврейским населением и еврейских местечек в Польше, Литве, Белоруссии и на Украине, являвшихся очагом еврейских национальных и религиозных традиций, нанесло серьезный урон традиционному еврейскому укладу жизни.

Февральская революция 1917 г. положила начало совершенно новому этапу в истории российского еврейства. Временное правительство отменило черту оседлости и все антиеврейские законы, в той или иной степени ограничивавшие права евреев. Все еврейские партии и организации вышли из подполья. Наибольшим влиянием среди евреев пользовались сионисты. Уже в мае в Петрограде состоялась Всероссийская сионистская конференция, 552 делегата которой представляли сионистские организации 680 городов и местечек, объединявшие до 140 тыс. человек. Упрочилось положение еврейских социалистических партий, особенно Бунда. В апреле 1917 г. прошла его первая легальная конференция, а к кон. 1917 г. ок. 400 секций партии насчитывали почти 40 тыс. человек. В июне 1917 г. ССРП и СЕРП слились в Объединенную еврейскую социалистическую рабочую партию («Фарейнигте»).

Активизировались ортодоксальные религиозные партии и организации, в т. ч. «Агудас Исроэль»; в Петрограде возникла партия «Нецах Исроэль», в Москве - «Масорес вэ Херус». В июле 1917 г. в Петрограде собралась Всероссийская еврейская конференция с участием представителей 13 крупнейших еврейских городских общин и делегатов всех еврейских политических партий и групп. Она приняла решение о созыве в декабре 1917 г. Всероссийского еврейского съезда, который, однако, не состоялся из-за резко изменившейся обстановки. Небывалый подъем сионистского движения вызвала принятая 20 октября 1917 г. английским правительством так называемая Декларация Бальфура в поддержку создания «национального очага еврейского народа в Палестине». Во многих городах прошли массовые демонстрации под сионистскими лозунгами. Появились новые профессиональные, женские, молодежные, студенческие и другие еврейские организации. Летом 1917 г. в ряде городов возникли союзы евреев-воинов, в октябре 1917 г. объединившиеся во Всероссийский союз евреев-воинов. Развернули деятельность просветительские общества «Тарбут» и «Культур-Лига». ОЗЕ имело в 102 городах сеть медицинских и детских учреждений, спортивное общество «Маккаби» – 125 спортивных клубов. Резко возросло количество еврейских периодических изданий. Только на русском языке в 1917 г. выходило св. 50 названий. Впервые евреи заняли ряд высоких должностей в центральных и местных органах власти, в частности в Петроградском и Московском советах. В стране действовало св. 1200 местных сионистских организаций, объединявших 300 тыс. человек. Все еврейские политические партии (кроме левого крыла «Поалей Цион») отрицательно отнеслись к Октябрьской революции 1917 г., приведшей к власти большевиков, хотя среди большевистских лидеров было немало евреев (Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Я.М.Свердлов, Л.Д.Троцкий и др.).

Для большевиков «еврейский вопрос» являлся частью их национальной политики. В нач. 1918 г. в составе Наркомнаца РСФСР был создан Еврейский комиссариат. Летом 1918 г. состоялся 1-й съезд еврейских общин, избравший Центральное бюро еврейских общин, существовавшее до июня 1919 г. Это был последний избранный демократическим путем форум еврейских органов самоуправления.

«Руководство» еврейской национальной жизнью было возложено на созданные в 1919 г. евсекции (еврейские секции) при комитетах РКП(б). Они стали орудием большевиков в борьбе с традиционной еврейской культурой и религией. На Украине и в Белоруссии подобную роль играли еврейские социалистические партии, в первую очередь Бунд. В 1919 г. на Украине левое крыло Бунда и «Фарейнигте» объединились в Еврейский коммунистический союз («Комфарбанд»), в дальнейшем влившийся в компартию.

В 1919 г. развернулось наступление на сионизм по всей России. Было ликвидировано Центральное сионистское бюро в Петрограде, а его руководители, как и московские лидеры сионистов, арестованы. В апреле 1920 г. арестовали всех делегатов сионистской конференции в Москве. Иврит был объявлен контрреволюционным языком, а его преподавание запрещено. Сионистское движение ушло в подполье. Но этими мерами советские власти не ограничились. Речь шла о ликвидации всех еврейских партий и организаций, не имеющих прямого отношения к коммунистам, вплоть до объявленной националистической Еврейской коммунистической партии («Поалей Цион»). Велось активное наступление на все традиционные формы еврейской жизни.


Между тем с 1917 г. развивалось движение еврейской молодежи по подготовке к выезду и производительному труду в Эрец-Исраэль. Организационной формой движения стали группы «Ге-Халуц» («Пионер»), возникавшие по всей стране и создававшие сельскохозяйственные предприятия, в т. ч. на Украине и в Крыму. В январе 1918 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция «Ге-Халуц», избравшая Всероссийский совет «Ге-Халуца». Халуцианское движение продолжалось и в годы Гражданской войны. Активную деятельность развернул созданный в 1919 г. Всероссийский союз еврейских трудящихся масс («Сетмасс»), занимавшийся улучшением экономического положения еврейской бедноты.


Во время Гражданской войны евреи оказались по разные стороны фронта. Либеральная и зажиточная часть еврейского населения России сочувствовала антибольшевистским движениям, несмотря на антисемитизм большинства из них. Часть еврейской бедноты, особенно молодежь, привлекала провозглашенная большевиками отмена дискриминации, несмотря на то, что она сопровождалась борьбой с традиционным образом жизни. Погромы, устраиваемые воинскими частями различных антибольшевистских движений, повлияли на политические симпатии евреев России.


Неисчислимые беды принесла евреям Добровольческая армия генерала А.И. Деникина, действовавшая в 1919 - нач. 1920 гг. в основном на Украине, где к 1917 г. проживало св. 41,3% всех евреев Российской империи. Здесь сконцентрировалось сразу несколько противоборствующих сил: войска Директории, Добровольческая армия, Красная Армия, многочисленные банды, анархисты Н.И.Махно. Частая смена власти сопровождалась, как правило, еврейскими погромами. Украинские правительства, вначале Центральной рады (1917 – 1918 гг.), затем Директории (1918 – 1919 гг.), пытались решить «еврейский вопрос» путем предоставления евреям Украины национально-персональной автономии. Было создано сначала вице-секретарство, затем и министерство по еврейским делам, представители еврейских партий входили в Центральную раду. Некоторое время функционировала выборная Еврейская национальная рада. Однако войска украинского правительства, особенно Директории, учинили немало жестоких еврейских погромов, равно как и крестьянские повстанческие отряды Н.А.Григорьева, поднявшего летом 1919 г. мятеж на юге Украины, и отдельные части Красной Армии, а в 1920 г. – польские войска. Точных данных о жертвах погромов нет. По различным оценкам, на Украине, в отдельных районах Белоруссии и России во время погромов в период Гражданской войны было убито от 70 до 200 тыс. евреев.


В результате революции и Гражданской войны резко сократилась численность еврейского населения. Не считая жертв погромов и карательных акций в период Гражданской войны, миллионы евреев остались в регионах, отошедших от бывшей Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Бессарабия), десятки тысяч уехали из страны.


Уровень жизни еврейского населения чрезвычайно снизился в результате проводившейся во время Гражданской войны политики «военного коммунизма», ударившей по основным занятиям евреев в черте оседлости - мелкой торговле и ремесленному промыслу. Сказывались и последствия погромов. В 1920-х гг. 75% еврейской молодежи в местечках были безработными, ок. 50% евреев страны не имели постоянной работы. Временное облегчение принес введенный в 1921 г., но вскоре свернутый нэп (новая экономическая политика), разрешивший мелкую торговлю и предпринимательство.


Определенную помощь евреям оказывали зарубежные благотворительные организации – Джойнт, Еврейское колонизационное общество (ЕКО) и др. Они, в частности, поддержали советскую политику приобщения евреев к сельскохозяйственному труду, чем занимались созданный в 1924 г.  государственный Комитет землеустройства и труда (КОМЗЕТ) и Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Джойнт с этой целью создал специальную организацию – Агроджойнт. В результате их совместных усилий на выделенные для еврейского сельскохозяйственного устройства земли Южной Украины и Крыма к 1926 г. переселилось ок. 7,5 тыс. семей. Здесь было образовано 5 еврейских национальных районов, в которые вошли еврейские сельскохозяйственные поселения. В 1928 г., желая укрепить приграничные районы, советские власти выделили для евреев на Дальнем Востоке район, где в 1934 г. была создана Еврейская автономная область. Всего в нач. 1930-х гг. в сельском хозяйстве СССР было занято до 270 тыс. евреев.


Создание сельскохозяйственных колоний, особенно с дальнейшим превращением их в колхозы, не могло решить экономические проблемы еврейского населения. Тяжело ударило по еврейскому населению небольших городов и местечек постепенное свертывание нэпа. После недолгого оживления евреи – торговцы и ремесленники – оказались на грани кризиса, что резко увеличило их миграцию в крупные города, где главным занятием могла стать государственная служба. С целью привлечения евреев в промышленное производство создавалась широкая сеть кустарно-кооперативных организаций, таких, как промысловые артели, организовывались курсы повышения квалификации кустарей, школы ФЗУ и профшколы для еврейской молодежи.


Руководство еврейским национальным строительством, экономикой и культурной жизнью еврейского населения осуществляли в 1920-х гг. евсекции при комитетах ВКП(б). Они практически возглавляли начавшееся еще в период Гражданской войны преследование еврейских организаций, прежде всего сионистских, по отношению к которым советская власть прибегла к запретительным и репрессивным мерам. Деятельность сионистов была полностью запрещена, они вынуждены были уйти в подполье, особенно после массовых арестов и судебных процессов, начавшихся в 1922 г. и продолжавшихся до нач. 1930-х гг., когда разгром сионистского движения, по сути, завершился. Уже в 1922 г. значительная часть организаций «Ге-Халуц» перешла на нелегальное положение, в 1923-м прекратилась легальная деятельность спортивного общества «Маккаби», в 1924-м ушла в подполье молодежная организация «Га-Шомер га-Цаир». В 1928 г. была запрещена деятельность «Поалей Цион». В 1930 г. были упразднены и евсекции. Ликвидировались еврейские общественные организации. В 1921 г. прекратила деятельность ЕКОПО, в 1922-м – ОЗЕТ, в 1924-м – «Сетмасс», «самораспустился» Евобщестком. Одновременно ликвидировалось все, связанное с еврейской религией: закрывались синагоги, хедеры, иешивы, миквы, преследовались раввины, моэлы, шохеты. Борьбу евреев за право вести традиционный образ жизни возглавили любавичские хасиды во главе с Й.-И.Шнеерсоном. Многие евреи – торговцы, служители культа, владельцы кустарных мастерских – были объявлены «нетрудовыми элементами» и лишены избирательных и ряда социальных прав. В некоторых районах Украины и Белоруссии «лишенцы» составляли к кон. 1920-х гг. 60-70% трудоспособного еврейского населения.

Вместе с тем советская власть стремилась использовать потенциал еврейского народа, как и других народов страны, в интересах так называемого социалистического строительства. В первую очередь это относилось к еврейской интеллигенции, удельный вес которой был достаточно высок. К кон. 1930-х гг, евреи составляли 14% инженерно-технических работников страны, 27% врачей, 17,6% научных работников.

Серьезное внимание уделялось еврейскому образованию, особенно школам, которые должны были полностью вытеснить еврейские религиозные учебные заведения. Преподавание в них велось на идише, ставшем официальным еврейским языком. В нач. 1930-х гг. таких школ на Украине и в Белоруссии насчитывалось 1170. В 1920-х – нач. 1930-х гг, в нескольких вузах функционировали еврейские отделения, готовившие учителей для еврейских школ. Создавались еврейские клубы и другие культурно-просветительные заведения. Возникли стационарные еврейские театры, среди которых выделялся московский (позднее – ГОСЕТ) во главе с С.М.Михоэлсом. Развивались еврейское изобразительное искусство, представленное Л.М.Лисицким, А.Г.Тышлером, М.З.Шагалом и др., литература на идише: Д.Р.Бергельсон, Д.Н.Гофштейн, Л.М.Квитко, П.Д.Маркиш, Нистер и др.; выходили еврейские газеты и журналы, действовали издательства «Дер Эмес» (Москва), «Культур-Лига» (Киев). Большой вклад в русскую литературу внесли писатели-евреи П.Г.Антокольский, И.Э.Бабель, Э.Г.Багрицкий, О.Э.Мандельштам, Б.Л.Пастернак, М.А.Светлов, И.Г.Эренбург и многие другие, в украинскую - И.Ю.Кулик, Л.С.Первомайский, Н.С.Рыбак и др., в белорусскую - З.Бядуля и др. Значительный вклад внесли евреи СССР в развитие различных отраслей науки. В отдельных научных учреждениях в Москве, Киеве, Минске в 1920-х – нач. 1930-х гг. проводились, хотя и в ограниченных пределах, исследования в области еврейской культуры.

С сер. 1930-х гг. началось свертывание всего, что имело отношение к советской еврейской культуре, в 1937 - 1939 гг. произошла почти полная ликвидация еврейских учреждений и организаций. Еврейские учебные заведения были закрыты или преобразованы в русские, украинские и белорусские. Ликвидировались еврейская периодическая печать, издательства. Еврейские национальные районы и советы утратили статус национальных. Прекратилась деятельность на территории СССР Джойнта, Агроджойнта, ЕКО, ОРТ и других зарубежных еврейских организаций, ликвидированы КОМЗЕТ и ОЗЕТ, под видом реорганизации свернуты еврейские научно-исследовательские институты при АН УССР и БССР.

Немало евреев пострадало во время массовых репрессий кон. 1930-х гг. В 1937 - 1939 гг. были репрессированы и большей частью расстреляны многие евреи - партийные, государственные, хозяйственные деятели, военачальники, ученые, писатели, в частности, бывшие члены различных еврейских партий. Всего в 1930 - 1939 гг. было репрессировано 245 тыс. евреев. Кроме того, 77 тыс. исключено из ВКП(б), 107 тыс. уволено с работы.

Проведенная в 1939 г. перепись населения зафиксировала в СССР 3 млн. 28,5 тыс. евреев. А в результате советской аннексии в 1939 -1940 гг. Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Литвы, Латвии, Эстонии еврейское население, по официальным данным, составило ок. 5,25 млн. человек. Десятки тысяч евреев присоединенных территорий были вскоре репрессированы, все еврейские учреждения закрыты, еврейские партии распущены. Из Западной Украины и Западной Белоруссии во внутренние районы СССР было депортировано – ок . 30 тыс. человек – членов сионистских организаций и раввинов, из республик Прибалтики – 20,4 тыс.

Вторая мировая война сопровождалась Катастрофой европейского еврейства. Летом и осенью 1941 г. армией Германии и ее союзников были оккупированы Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, часть РСФСР. На оккупированной территории, где до войны проживало ок. 80% евреев страны, оставалось до 3 млн. евреев, не успевших эвакуироваться на восток. С первых же дней оккупации началось массовое уничтожение евреев. До нач. 1942 г. было уничтожено большинство евреев Прибалтики и почти все еврейское население Восточной Украины, Восточной Белоруссии и западных районов РСФСР. В ряде случаев евреи гибли от рук местного населения еще до прихода частей вермахта. В антиеврейских акциях участвовали сформированные оккупационными властями полицейские части из местных жителей. На захваченной территории СССР, в отличие от оккупированных европейских стран, практиковались массовые расстрелы евреев. Так было в ряде городов Украины (в Белой Церкви, Бердичеве, Виннице, Днепропетровске, Каменец-Подольском, Умани, Ровно и др.). Св. 33 тыс. евреев было расстреляно 29–30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре (Киев), ок. 30 тыс. в январе 1942 г. – в Дробицком Яре под Харьковом, в октябре - ноябре 1941 г. – в Девятом форте (Каунас), в Бикерниекском лесу под Ригой, близ железнодорожной станции Румбуле (Латвия). Во многих населенных пунктах евреи концентрировались в гетто, где вначале их использовали как рабочую силу, а в 1942 –1943 гг. расстреливали или отправляли в лагеря смерти, такие, как Яновский лагерь под Львовом, где было убито ок. 200 тыс. человек. В 1943 - 1944 гг. были уничтожены все оставшиеся гетто (за исключением оккупированной румынскими войсками Транснистрии). Всего, по оценочным данным, в период Катастрофы было уничтожено ок. 2 млн. советских евреев.

Тысячи евреев сражались в партизанских отрядах, в частности в соединениях А. Бринского, C. А.Ковпака, А.Н.Сабурова, А.Ф.Федорова и др. Действовали и самостоятельные еврейские партизанские отряды. Только на Украине в 1941 – 1944 гг. насчитывалось св. 270 таких отрядов и групп. В ряде случаев евреи возглавляли партизанские отряды и соединения (Л.Е.Беренштейн, Ш.Зорин, А.Ковнер, Е.Коренцвит, Д.Н.Медведев и др.). Всего в партизанском движении участвовало 25 – 30 тыс. евреев.

Многие евреи были участниками, а нередко руководителями антифашистского подполья (С.Г.Бруз в Киеве, И.П.Казинец в Минске и др.). В гетто Вильнюса, Каунаса, Белостока, Минска, Львова и др. городов создавались подпольные группы Сопротивления. В 1942 – 1943 гг. вспыхнули вооруженные восстания в гетто Кременца, Луцка, Брод, Львова, Белостока, Вильнюса, в Яновском лагере.


Ок. 500 тыс. евреев участвовали в боях в рядах РККА. Почти 200 тыс. из них погибли. Более 150 воинов-евреев были удостоены звания Героя Советского Союза, св. 163 тыс. награждены боевыми орденами и медалями. Среди советских генералов и адмиралов было св. 200 евреев.


Огромный вклад внесли евреи в оборону: от наркомов (Б.Л.Ванников, С.3.Гинзбург, И.М.Зальцман, Л.М.Каганович), директоров крупнейших военных предприятий, ученых, авиа– и танкоконструкторов (М.И.Гуревич, Ж.Я.Котин, С.А.Лавочкин и др.) до простых рабочих. В годы войны 12 евреев получили звание Героя Социалистического Труда, ок. 300 удостоены Сталинской премии в области науки и техники.


Большую пропагандистскую работу, прежде всего среди евреев, по организации за рубежом экономической помощи СССР проводил созданный в нач. 1942 г. Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) во главе с С.М. Михоэлсом. Одновременно усилились антисемитские тенденции советского руководства во внутренней политике. В 1942 - 1943 гг. евреев начали вытеснять из государственного аппарата, учреждений науки и культуры.


После войны антисемитизм получил дальнейшее распространение, особенно в районах, находившихся в 1941 - 1944 гг. под нацистской оккупацией. Со временем он начал приобретать характер государственной политики. Уже в 1946 г. были сняты наркомы Б.Л.Ванников и С.З.Гинзбург, продолжалось увольнение евреев с государственных должностей, ограничивался их доступ в вузы и т. д.

В первые послевоенные годы еще существовали отдельные очаги еврейской религии и культуры. К 1947 г. действовали 162 синагоги, несколько еврейских театров, эпизодически печатались книги на идише. Вместе с тем начавшаяся в 1946 г. борьба с «низкопоклонством перед Западом» к 1948 - 1949 гг. перешла в открытую антисемитскую кампанию борьбы с «космополитами», к которым практически были причислены все евреи. Одновременно был распущен в 1948 г. ЕАК, почти все его члены, как и ряд деятелей еврейской культуры, арестованы и в 1952 г. расстреляны. Многие евреи-ученые пострадали в период кампании по разгрому так называемых вейсманистов-морганистов, во время «дискуссии» по вопросам языкознания. Были ликвидированы учреждения еврейской культуры (театры, библиотеки, издательство «Дер Эмес» и др.); увольнение евреев из государственных, научных учреждений, вузов, хозяйственных органов приняло массовый характер. В 1947 - 1953 гг. св. 500 евреев были сняты с должностей директоров и главных инженеров крупных предприятий, отправлены в отставку более 90 генералов и адмиралов, связанных с производством и инженерным обслуживанием военной техники. На раздувание антисемитских настроений было рассчитано так называемое дело врачей - по обвинению в отравлении ряда советских партийных деятелей, сообщение о котором было опубликовано в январе 1953 г. Судебная расправа над арестованными врачами была сорвана смертью И.В.Сталина.


Вскоре после этого жертвы сталинских репрессий, в т. ч. «врачи-убийцы» и «космополиты», были реабилитированы, со 2-й пол. 1950-х гг. возобновилось издание литературы на идише; в 1961 г. начал выходить журн. «Советиш геймланд». Но борьба с иудаизмом не прекращалась. Ликвидировались синагоги (к 1966 г. их осталось всего 62), ограничивалась выпечка мацы, закрывались еврейские кладбища. В 1961 - 1964 гг. прошел ряд так называемых экономических процессов явно антисемитской направленности, 157 евреев за «экономические преступления» были казнены.


Переломным моментом в развитии еврейского национального движения стала победа израильской армии в Шестидневной войне 1967 г., после чего правительство СССР разорвало дипломатические отношения с Израилем. Активизировалась борьба советских евреев за право на выезд в Израиль, на что советские власти ответили многочисленными отказами и преследованием участников еврейского национального движения. В 1970-х - нач. 1980-х гг. участились судебные процессы, начиная с так называемого самолетного дела 1970 г. в Ленинграде. В 1971 г. прошли крупные судебные процессы в Кишиневе, Риге, Свердловске, Одессе. В 1974- 1979 гг. был осужден 21 человек. Однако активные действия «отказников», в частности их апелляция к зарубежной демократической общественности, массовые акции протеста заставили власти в 1970-х гг. выдать св. 217 тыс. разрешений на выезд. В еврейском самиздате стали выходить нелегальные журналы и периодические сборники, в т. ч. «Евреи в СССР», «Тарбут», функционировали постоянные семинары по иудаике, еврейской истории и культуре, группы и кружки по изучению иврита. В нач. 1980-х гг. выдача разрешений на выезд резко сократилась. В 1980-х гг. к различным срокам заключения были приговорены 40 евреев-активистов. «Отказников» и активных участников еврейского национального движения увольняли с работы, исключали из вузов. С кон. 1960-х гг. антисемитская пропаганда стала составной частью официальной идеологии. В КГБ были созданы «отделы по борьбе с сионизмом». Массовыми тиражами издавалась антисионистская (фактически антисемитская) литература. В 1967 -1984 гг. опубликовано св. 300 книг и брошюр, ок. 3 тыс. газетных и журнальных статей подобного характера. В 1983 г. по решению Политбюро ЦК КПСС был создан Антисионистский комитет.


Во 2-й пол. 1980-х гг., в период «перестройки» и «гласности», положение евреев изменилось. Были освобождены из заключения «узники Сиона», появились легальная еврейская периодическая печать (в нач. 1990-х гг. издавалось 90 еврейских газет и журналов), легальные еврейские общественные организации, в т. ч. сионистские, начали открываться иешивы, синагоги, еврейские школы, Петербургский и Московский еврейские университеты. Были восстановлены дипломатические отношения с Государством Израиль. В 1989 - 1991 гг. по израильским визам из СССР выехало ок. 470 тыс. человек. Антисемитизм перестал быть частью государственной политики.


Одновременно возросла активность отдельных профашистских организаций и печатных органов. В декабре 1991 г. входившие в состав СССР союзные республики обрели государственную независимость. Во вновь образованных государствах продолжалось оживление еврейской общественной, культурной и религиозной жизни. Евреи России и Украины начали активно участвовать во всех сферах общественной и политической жизни этих стран, ряд из них занимает высшие должности в госаппарате, успешно занимается предпринимательской деятельностью. Возникли новые еврейские организации: Ваад (Федерация еврейских организаций и общин СНГ), Ваады России, Украины, Белоруссии, сионистские федерации, разнообразные культурные центры, Российский и Всеукраинский еврейские конгрессы и др. В десятках городов СНГ и стран Балтии при поддержке фонда «Хабад-Любавич - Ор-Авнер» (под рук. Леви Леваева) действуют представители М.-М.Шнеерсона. В 1999 были созданы Федерация еврейских общин России, Федерация еврейских общин СНГ и стран Балтии, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России. На территории бывшего СССР действуют международные еврейские организации – Еврейское Агентство (Сохнут) и Джойнт, оказывающие помощь еврейскому населению. Расширилась сеть еврейской периодической печати, появились новые газеты и журналы, проводятся исследования по иудаике. Возникло много новых еврейских театральных и музыкальных коллективов.


Вместе с тем процесс свободного выезда евреев продолжается. В 1970 – 1990-х гг. из СССР (с 1992 – СНГ) выехало ок. 2 млн. евреев. В нач. 1999 г. на территории бывшего СССР, по официальным данным, оставалось ок. 570 тыс. евреев. Однако реальная численность еврейского населения на этой территории составляет несколько миллионов человек.

Приложения

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Российская империя. 1913 (Граница Российской империи, границы губерний, областей и самостоятельных округов)

Основное административное деление. В скобках указаны не одноименные административные центры губерний, областей и округов (по состоянию на 1913 г.).

1. Або-Бьёрнеборгская губ. (Або)

2. Акмолинская обл. (Омск)

3. Амурская обл. (Благовещенск)

4. Архангельская губ.

5. Астраханская губ.

6. Бакинская губ.

7. Батумская обл.

8. Бессарабская губ. (Кишинев)

9. Вазаская губ. (Николайстад)

10. Варшавская губ.

11. Виленская губ.

12. Витебская губ.

13. Владимирская губ.

14. Вологодская губ.

15. Волынская губ. (Житомир)

16. Воронежская губ.

17. Выборгская губ.

18. Вятская губ

19. Гродненская губ.

20. Дагестанская обл. (Темир-Хан-Шура)

21. Екатеринославская губ.

22. Елизаветпольская губ.

23. Енисейская губ. (Красноярск)

24. Забайкальская обл. (Чита)

25. Закаспийская обл. (Асхабад)

26. Закатальский окр. (Закаталы)

27. Иркутская губ.

28. Казанская губ.

29. Калишская губ.

30. Калужская губ.

31. Камчатская обл. (Петропавловский Порт)

32. Карсская обл.

33. Келецкая губ. (Кельцы)

34. Киевская губ.

35. Ковенская губ.

36. Костромская губ.

37. Кубанская обл. (Екатеринодар)

38. Куопиоская губ.

39. Курляндская губ. (Митава)

40. Курская губ.

41. Кутаисская губ.

42. Лифляндская губ. (Рига)

43. Ломжинская губ.

44. Люблинская губ.

45. Минская губ.

46. Могилевская губ.

47. Московская губ.

48. Нижегородская губ.

49. Новгородская губ.

50. Нюландская губ. (Гельсингфорс)

51. Область Войска Донского (Новочеркасск)

52. Олонецкая губ. (Петрозаводск)

53. Оренбургская губ.

54. Орловская губ.

55. Пензенская губ.

56. Пермская губ.

57. Петербургская губ.

58. Петроковская губ.

59. Плоцкая губ.

60. Подольская губ. (Каменец-Подольский)

61. Полтавская губ.

62. Приморская обл. (Владивосток)

63. Псковская губ.

64. Радомская губ.

65. Рязанская губ.

66. Самаркандская обл.

67. Самарская губ.

68. С.-Михельская губ.

69. Саратовская губ.

70. Сахалинская обл. (Александровский)

71. Семипалатинская обл.

72. Семиреченская обл. (Верный)

73. Симбирская губ.

74. Смоленская губ.

75. Ставропольская губ.

76. Сувалкская губ.

77. Сухумский окр.

78. Сырдарьинская обл. (Ташкент)

79. Тавастгусская губ.

80. Таврическая губ. (Симферополь)

81. Тамбовская губ.

82. Тверская губ.

83. Тверская обл. (Владикавказ)

84. Тифлисская губ.

85. Тобольская губ.

86. Томская губ.

87. Тульская губ.

88. Тургайская обл. (Кустанай)

89. Улеаборгская губ.

90. Уральская обл.

91. Уфимская губ.

92. Харьковская губ.

93. Херсонская губ.

94. Холмская губ.

95. Ферганская обл. (Скобелев)

96. Черниговская губ.

97. Черноморская губ. (Новороссийск)

98. Эриванская губ.

99. Эстляндская губ. (Ревель)

100. Якутская обл.

101. Ярославская губ.

Вассалы Российской империи:

I. Бухарский эмират

II. Хивинское ханство

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБОИК. 1989 г.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК с границами республик по состоянию на 1989 г.

(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)

(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)