ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО – административно-территориальная единица Российской империи, существовавшая в 1870 – 1918 гг. Земли донских казаков как автономная единица в 1708 вошли в состав Азовской губ., с 1720 – Воронежской губ. В 1727 учреждена Земля войска Донского (ЗВД) с центром в г. Черкасске (ныне станица Старочеркасская). ЗВД вошла во вновь созданную в 1775 Азовскую губ., а с 1783 – в Екатеринославское наместничество. В 1786 ЗВД выделена в самостоятельную административную единицу. Ее центром с 1805 стал Новочеркасск. С 1870 г. ЗВД именуется Областью войска Донского (ОВД).

Первые упоминания о евреях относятся к 1864 г., когда в Новочеркасске появились 4 еврея.

Миграция евреев в ОВД происходила из Белоруссии, Литвы, Украины.

В 1870 в ОВД проживало 717 евреев: 133 (18%) в Новочеркасске, 70 (9,8%) в Грушевском горном поселении, 304 (42, 4%) в Донецком округе, 188 (26,2%), в Миусском округе, 1-м Донском округе евреев не было, в остальных округах от 1 до 18 (всего 3%). К 1885 г. численность евреев в ОВД сократилась до 60 чел. в результате административного выселения. Присоединение к ОВД Ростовского уезда (с Ростовом-на-Дону) и Таганрогского градоначальства, находившихся до этого в Екатеринославской губ., привело к резкому увеличению численности евреев в ОВД (до 15 154 чел. в 1890 г.). По переписи 1897 г. в ОВД проживало 15 121 евреев, из них 11 183 (73,96%) – в Ростове-На-Дону, 455 (3%) – в Нахичевани-на-Дону, 2 685 (17,72%) – в Таганроге, а за их пределами – 782 (5,17%), но подавляющее большинство их (669 человек или 85,5%) находились в Ростовском округе. На остальной территории ОВД жило всего 113 евреев (0,75%), из них в Новочеркасске – 9 чел., а в Александровске-Грушевском – 3 чел.

Попытка добиться выселения евреев из Ростова-на-Дону и Таганрога законодательным путем при их присоединении к ОВД не увенчались успехом из-за категорических возражений руководства, буржуазии и общественности последних. В 1897 г. число евреев, занятых самостоятельным трудом, составляло 33,5% всех евреев ОВД.

С ОВД во многом была связана деятельность не только таганрогского банкира и предпринимателя Я.С. Полякова, но и его братьев – С.С. Полякова и Л.С. Полякова. Большую роль играли еврейские купцы Ростова-на-Дону в мукомольном и банковском деле, торговле зерном др.

Синагоги были в Ростове-на-Дону (Главная хоральная синагога с 1868 г. и Солдатская синагога с 1872 г.) и Таганроге (синагога с 1861 г. и пристроенная к ней в 1876 г. Главная хоральная синагога). Молитвенные дома были в Ростове-на-Дону (7 молитвенных домов), Нахичевани-на-Дону, Азове (по одному) и Таганроге (два дома). С 1915 г. в Ростове-на-Дону жил 5-й Любавичский Ребе Ш.-Д.-Б. Шнеерсон и его сын Й.-И. Шнеерсон. В Ростове-на-Дону, Азове и Таганроге имелись еврейские кладбища. В Ростове-на-Дону имеются Новое еврейское кладбище, открытое в 1921/1922 г. и еврейский квартал на Северном общегородском кладбище. В Ростове-на-Дону и Таганроге имелось до 30 хедеров, 3 – 4 училища, библиотека, общественные благотворительные и просветительные организации, в Ростове-на-Дону, кроме того, Александровская еврейская больница. Несмотря на действовавшие с начала века кружки и ячейки сионистов, Бунда и «Поалей-Цион», только сионисты кратковременно издавали в Ростове-на-Дону журнал «Мир еврейства» в 1917 г. и «Бюллетень мерказа сионистских организаций» в 1919 г. (оба под редакцией И.М. Ротштейна).

Первый погром в Ростове-на-Дону произошел 10 мая 1883 и был подавлен полицией с помощью казачьих частей. Хотя было избито множество евреев, разграблено и сгорело немало еврейских лавок, магазинов, кабаков и домов, смертельные случаи не были зафиксированы. Самый большой погром был организован 18 – 20 октября 1905 г. после публикации царского манифеста о политических свободах. По числу пострадавших еврейская община, потерявшая 176 чел. убитыми, около 500 чел. ранеными и искалеченными (не говоря уже об огромном количестве разграбленных и сожженных лавок, магазинов, домов и др.), уступала только Одессе. Но в последней численость евреев была в несколько раз выше, чем в Ростове, поэтому удельный вес пострадавших здесь был намного выше, чем в Одессе.

В годы правления в ОВД генералов А.М. Каледина, П.И. Краснова, А.П. Богаевского, а также А.И. Деникина здесь не было погромов. Однако при захвате Ростова-на-Дону в 1920 г. 6 кавдивизией Первой Конной армии происходили грабежи и разбой, переходившие в еврейские погромы. Погибло несколько десятков евреев. По донесению председателя ЧК на Северном Кавказе Я Петерса, «вместо преследования белых на Батайск, армия Буденного занялась грабежами и пьянством. Местные товарищи о погромах рассказывают ужасы».

Значительную роль играли евреи в развитии культуры ОВД. Далеко за пределами Ростова-на-Дону были известны проповеди, лекции и послания раввинов Ф.О. Гнесина (в 1863 – 88), П.И. Ямпольского (в 1889 – 99), М.Г. Айзенштадта (в 1900 – 10 гг.), З.Г. Гольденберга (в 1912 – 20 гг.) и 5-го Любавичского Ребе Ш.-Д.-Б. Шнеерсона (в 1915 – 20 гг.).

Уроженцами ОВД были Ф.Г. Раневская, С. Шпильрейн, один из учредителей Общества еврейской народной музыки композитор М.Ф. Гнесин и его сестры Евгения, Елена, Мария, Елизавета. Е.Ф. Азеф, А.Л.Минц, Я.М. Френкель, Я.Н. Шпильрейн; основатель музыкального училища в Ростове-на-Дону пианист М.Л. Пресман, скрипач А.Д. Бродский, актер А.Л. Вишневский.

Уроженками Ростова-на-Дону были жены первого президента Израиля Х. Вейцмана – В. (Р.) И. Хацман, К. Либкнехта – С.Б. Рисс, председателя Совнаркома СССР А.И. Рыкова – Н.С. Маршак, а также одна из секретарей Совнаркома РСФСР и Политбюро ЦК РКП(б) – С.Б. Бричкина.

О положении евреев на территории бывшей ОВД см. статьи об отдельных городах.

Автор статьи – Е.М. Мовшович