ГНЕСИН Михаил Фабианович

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ГНЕСИН Михаил Фабианович (1883, Ростов-на-Дону – 1957, Москва), композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Д-р иск-ведения (1943). Сын казенного раввина. Окончил Петерб. конс. по классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Лядова (1909). С 1908 вел пед. и муз.-просвет. работу – рук. рабочих муз. кружков в Петербурге, Екатеринодаре (ныне Краснодар, 1911–13). В Ростове-на-Дону (1914—21) организовал первую в России муз. школу (ныне его им.) и Нар. конс. (был ее дир.), об-во «Муз. б-ка им. Н.А.Римского-Корсакова». В 1914 и в 1922 ездил в Э.-И., познакомился с религ. и светским муз. фольклором евр. общин, что повлияло на муз. творчество Г., ставшего одним из зачинателей проф. евр. музыки в России. С 1923 работал в Москве, преподавал в муз. школе (с 1925 – муз. техникум им. Гнесиных). Проф. композиции Моск. (1925–36) и Ленингр. конс. (1935–44), зав. кафедрой композиции Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (1944–51). Среди учеников Б.Л.Клюзнер, Т.Н.Хренников, А.И.Хачатурян, А.С.Леман, Г.А.Мушель. В 1941—42 зав. муз. частью Марийского муз. т-ра в Йошкар-Оле.Первонач. обращался к камерно-инстр. и вок. жанрам. В 1912–14 создал музыку к трагедиям Софокла и Еврипида. С 1917 использует муз. фольклор народов Закавказья, Поволжья и др. Особое место в творчестве Г. занимает евр. тематика: оп.-поэма «Юность Авраама» (1923), сюита из музыки к пьесе П.В.Гоголя «Ревизор» – «Евр. оркестр на балу у городничего» (1926), симф. фантазия («в евр. роде», 1919), вариации на евр. тему для струн. квартета (1916), «Страницы из «Песни Песней» (1919) и 3 евр. песни (1921) для орк., симф. поэма «Песня о древней Родине» (1919), «Пляски галилейских рабочих» для орк. (1923), «Песня странствующего рыцаря» для струн, квартета и арфы (поев, образу миннезингера-еврея 13 в., 1916), вок. цикл «Повесть о рыжем Мотеле» (на сл. И.П.Уткина, 1929), элегия-пастораль памяти евр. поэта О.Шварцмана для фп. трио (1940). Для соч. позднего периода характерно углубление филос. мотивов. Вершина творчества Г. – фп. трио «Памяти наших погибших детей» (1943) и соната-фантазия для фп. квартета (1945, Стал. пр. СССР, 1946). Автор ок. 50 романсов, музыки к спектаклям и к/ф., обработок нар. мелодий, а также пособия «Нач. курс практической композиции», (М.-Л., 1941; 2-е изд., 1962), кн. «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове» (М., 1956), ряда статей. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927).