Евреи в России: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(правка текста, ссылок)
Строка 96: Строка 96:


Октябрьские погромы 1905 г. затронули 49 губерний, более 660 населенных пунктов, погибло св. 1600 и ранено более 3,5 тыс. человек. Несколько погромов произошло в 1906 г.: в Гомеле, Белостоке, [[СЕДЛЕЦ|Седлеце]]. Черносотенцами были убиты евреи – депутаты Государственной Думы М.Я.[[ГЕРЦЕНШТЕЙН Михаил Яковлевич|Герценштейн]] (1906 г.) и Г.Б.[[ИОЛЛОС Григорий Борисович|Иоллос]] (1907 г.). Погромам предшествовала и сопутствовала разнузданная антисемитская пропаганда, в т. ч. в реакционных газетах «Новое время» и «Знамя» (Петербург), «Киевлянин», «Бессарабец», «Новороссийский телеграф» и др. В 1903 г. была осуществлена первая публикация на русском языке антисемитской фальшивки «Протоколы сионских мудрецов». Черносотенцы стали в 1911 г. организаторами нового «кровавого навета» по обвинению М.М.[[БЕЙЛИС Менахем Мендель|Бейлиса]] в убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Следствие длилось более двух лет, судебный процесс в Киеве - более месяца, окончившись в ноябре 1913 г. оправданием подсудимого.
Октябрьские погромы 1905 г. затронули 49 губерний, более 660 населенных пунктов, погибло св. 1600 и ранено более 3,5 тыс. человек. Несколько погромов произошло в 1906 г.: в Гомеле, Белостоке, [[СЕДЛЕЦ|Седлеце]]. Черносотенцами были убиты евреи – депутаты Государственной Думы М.Я.[[ГЕРЦЕНШТЕЙН Михаил Яковлевич|Герценштейн]] (1906 г.) и Г.Б.[[ИОЛЛОС Григорий Борисович|Иоллос]] (1907 г.). Погромам предшествовала и сопутствовала разнузданная антисемитская пропаганда, в т. ч. в реакционных газетах «Новое время» и «Знамя» (Петербург), «Киевлянин», «Бессарабец», «Новороссийский телеграф» и др. В 1903 г. была осуществлена первая публикация на русском языке антисемитской фальшивки «Протоколы сионских мудрецов». Черносотенцы стали в 1911 г. организаторами нового «кровавого навета» по обвинению М.М.[[БЕЙЛИС Менахем Мендель|Бейлиса]] в убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Следствие длилось более двух лет, судебный процесс в Киеве - более месяца, окончившись в ноябре 1913 г. оправданием подсудимого.
События 1905 г. вызвали активизацию еврейской политической и общественной жизни. Появились новые еврейские организации: «Союз для достижения полного равноправия еврейского народа в России» (март 1905 г.), Общество охранения здоровья еврейского населения (ОЗЕ, 1912 г.) и др.; в 1906 г. официальный статус получило Общество ремесленного и земледельческого труда евреев России (ОРТ).
С возникновением в 1897 г. политического сионизма подавляющее большинство российских ячеек «Хибат Цион» присоединились к движению. Уже на 1-м Сионистском конгрессе в Базеле треть делегатов представляла Россию. Влияние сионизма в еврейских массах быстро росло. Если в 1897 г. в стране действовало 372 сионистских общества, то в 1899-м – уже 877, а в 1903–1904 гг. – 1572. Различные течения сионизма были представлены общероссийскими организациями: Демократической фракцией сионистов (созд. в 1901), религиозно-сионистским движением Мизрахи (1902 г.). Сформировалось и левое крыло сионизма, пытавшееся сочетать его с социалистической идеологией, - партии и организации «Поалей Цион» (1-й съезд в 1901 г.), «Цеирей Цион» (1903 г.), Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП, 1905 г.), Социал-демократическая еврейская рабочая партия «Поалей Цион» (1906 г.).
Возникло еврейское национальное крыло и в общероссийском рабочем движении. Наиболее массовой еврейской революционной организацией стал созданный в 1897 г. Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»). Выдвигая на первый план классовые, а не национальные интересы, Бунд выступал против сионизма. На подобных позициях стояла и Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП).
Евреи участвовали в деятельности не только еврейских политических партий и организаций. Они были среди организаторов и руководителей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП, 1898), особенно меньшевиков, партии социалистов-революционеров (эсеров, 1902), отдельные представители еврейской интеллигенции входили в конституционно-демократическую партию (кадетов, 1905). Только в 1903 г. 1254 еврея были осуждены за политическую деятельность.
Активное участие евреев в революционной деятельности объясняется в значительной степени тем, что они испытывали не только национальный гнет, но и социальный. Немалая часть их вела полунищенское существование, многие жили за счет благотворительности. Это относилось и ко многим евреям-ремесленникам, которых по переписи 1897 г. насчитывалось ок. 0,5 млн. Часть евреев (до одной трети) в черте оседлости занималась мелкой торговлей.
В нач. ХХ в. продолжался выезд евреев из России. В 1903 - 1914 гг. только в США выехало более 1 млн. российских евреев. Подавляющее большинство из 40 тыс. человек, приехавших в Эрец-Исраэль в 1904 – 1914 гг., составляли также евреи из России.
В кон. XIX – нач. XX в. дальнейшее развитие получили различные стороны культуры российского еврейства. Иешивы (хасидские и нехасидские) оставались крупнейшими и влиятельнейшими центрами традиционного еврейского образования. Открывались новые иешивы; увеличивалось количество евреев в высших учебных заведениях. Значительную помощь еврейским студентам оказывало созданное в 1911 г. Общество поощрения высших знаний среди евреев. После отмены в октябре 1905 г. цензуры расширился круг еврейских периодических изданий и книгопечатания. Книги на иврите выпускали издательства «Мория» (Одесса), «Ахиасоф» и «Тушия» (Варшава) и др.; на русском языке - сионистское издательство «Кадима» (Одесса) и др. Высокого уровня достигла еврейская художественная литература, представленная именами Ш.[[АШ Шолом|Аша]], Х.-Н.[[БЯЛИК Хаим-Нахман|Бялика]], [[МЕНДЕЛЕ МОЙХЕР-СФОРИМ|Менделе Мойхер-Сфорима]], И.-Л.[[ПЕРЕЦ Ицхок-Лейбуш|Переца]], Ш.[[ЧЕРНИХОВСКИЙ Шаул|Черниховского]], [[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|Шолом-Алейхема]], других талантливых писателей и поэтов. Огромное значение имело издание 16-томной «Еврейской энциклопедии» (1908 – 1913) на русском языке. После 1905 г., наряду с гастрольными труппами, появились стационарные еврейские театры П.[[ГИРШБЕЙН Перец|Гиршбейна]] в Одессе, А.[[КАМИНЬСКИЙ Авраам|Каминьского]] в Варшаве и др. Всего в 1912 г. действовало 16 театральных трупп, в т. ч. 4 стационарных. Выдающийся вклад внесли евреи в развитие русской музыкальной культуры. Прославились дирижеры Э.А.[[КУПЕР Эмиль Альбертович|Купер]], С.А.[[КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович|Кусевицкий]], А.Б.[[ХЕССИН Александр Борисович|Хессин]], Л.П.[[ШТЕЙНБЕРГ Лев Петрович|Штейнберг]], скрипачи Л.С.[[АУЭР Леопольд Семенович|Ауэр]], Б.[[ГУБЕРМАН Бронислав|Губерман]], П.С.[[СТОЛЯРСКИЙ Петр Соломонович|Столярский]], Я.[[ХЕЙФЕЦ Яша|Хейфец]], певцы М.Е.[[МЕДВЕДЕВ Михаил Ефимович|Медведев]], Л.М.[[СИБИРЯКОВ Лев Михайлович|Сибиряков]], И.В.[[ТАРТАКОВ Иоаким Викторович|Тартаков]], музыкальные педагоги М.Ф.[[ГНЕСИН Михаил Фабианович|Гнесин]] и Е.Ф.[[ГНЕСИНА Елена Фабиановна|Гнесина]], актеры бр. [[АДЕЛЬГЕЙМ|Адельгейм]], Л.М.[[ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович|Леонидов]], балерина И.Л.[[РУБИНШТЕЙН Ида Львовна|Рубинштейн]], художники Н.И.[[АЛЬТМАН Натан Исаевич|Альтман]], Л.О.[[ПАСТЕРНАК Леонид Осипович|Пастернак]], И.М.[[ПЭН Иегуда Моисеевич|Пэн]], Р.Р.[[ФАЛЬК Роберт Рафаилович|Фальк]] и многие другие. Складывалась и развивалась русско-еврейская литература. Несмотря на проникновение русской культуры, а с ней и ассимиляционных тенденций в еврейскую среду, евреи России, в массе своей, продолжали вести традиционный образ жизни. Приверженность ортодоксальному иудаизму проявлялась, в частности, в том, что реформизм не получил никакого распространения в России.


''(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)''
''(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)''
[[Категория:Российская Еврейская Энциклопедия]]
[[Категория:Российская Еврейская Энциклопедия]]

Версия 10:19, 17 января 2022

Евреи в России

(Исторический очерк)

(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)

Первые упоминания о появлении евреев на территориях, вошедших позднее в состав Российской империи, относятся ко II – I вв. до н. э. Уже в те времена евреи селились в греческих городах-колониях в Крыму и Сев. Причерноморье, занимаясь в основном ремеслами и торговлей; в греческих полисах евреи состояли на военной и государственной службе. Сохранились также письменные свидетельства о пребывании евреев в Боспорском государстве, раскинувшемся по обеим сторонам Керченского пролива, включая Таманский полуостров. В IV – VI вв. евреи продолжали осваивать территории Крыма; в начале нашей эры евреи появились в Грузии, несколько ранее – в Армении. В VII – X вв. евреи начали селиться в пределах границ Хазарского каганата, сложившегося на Северном Кавказе и распространившего свою власть на территорию Восточной Европы, включая часть Крыма, Приазовье и восточно-славянские земли. В кон. VIII - нач. IX в. государственной религией Хазарского каганата становится иудаизм.


Во 2-й пол. Х в. Хазарский каганат был разгромлен. Избавившись от хазарской зависимости, киевские князья объединились в самостоятельное государство – Киевскую Русь, и уже в X – XI вв. в Киеве сформировалась значительная еврейская община. Находясь под покровительством киевских князей, евреи играли важную роль во внутренней и внешней торговле. С принятием на Руси христианства церковь становится проводником антиеврейской политики. В 1113 г. восставшие жители Киева устроили погром в еврейском квартале.


Постепенно еврейские общины были образованы также в Черниговском княжестве, Галицкой и Волынской землях. В 1239 - 1240 гг. евреи, как и все население этих княжеств, страдали от опустошительных набегов монголо-татарских орд. В нач. XIV в. Киевское княжество, Галицкая и Волынская земли перешли под власть Литвы, а позднее вошли в состав Речи Посполитой.


В кон. XV в. в Великом Новгороде появились евреи-купцы, прибывшие вместе с приглашенным в 1470 г. на княжество киевским князем Михаилом Олельковичем. С этим временем связано возникновение ереси жидовствующих, распространившейся далее в Московском княжестве, ставшем к тому периоду центром консолидации русских земель. Борьба русской христианской церкви с жидовствующими ужесточила отношение к евреям, особенно к купцам, приезжавшим из Литвы и Польши, Иван IV Грозный запретил даже временное пребывание евреев в Русском государстве, – войска царя жестоко расправлялись и с евреями захваченных польских городов. В 1563 г. после взятия Полоцка царь приказал утопить всех евреев, отказавшихся принять христианство. Несколько ослабла антиеврейская политика после смерти Ивана Грозного. В нач. XVII в., когда на престоле воцарился Лжедмитрий I, отменивший правовые ограничения, евреи вновь появились на Московской Руси. В 1613 г. Михаил Романов снова ввел запрет на поселение евреев в пределах русских земель, но уже в 1615 г. отменил это решение.


В результате русско-польских войн 1632 – 1634 и 1654 – 1667 гг. к России отошли территории, на части которых проживало значительное число евреев. На землях Левобережной Украины и в Киеве, также вошедших в состав России по Андрусовскому перемирию 1667 г., численность еврейского населения была намного ниже, что явилось следствием массового уничтожения евреев во времена «хмельнитчины» (антипольское восстание 1648 – 1654 гг.). На присоединенные к России территории стекались евреи-беженцы из Польши и Правобережной Украины, спасавшиеся от погромов и притеснения властей. Однако пришедший к власти Петр I запретил их въезд в Российское государство, а в 1721 г. принял указ о выселении евреев за пределы Малороссии (Украины). B то же время некоторые евреи-выкресты, как, например, А.М.Дивьер и П.П.Шафиров, были назначены на высшие государственные должности. В отдельных случаях, как это было в 1708 г. в Мстиславле, Петр I жестоко карал виновных в еврейских погромах.


В 1727 г. Екатерина I издала указ об изгнании евреев из тех местностей, где они еще проживали: из Малороссии, Смоленщины и Лифляндии. Но уже Петр II, идя навстречу пожеланиям местных властей, позволил евреям приезжать на ярмарки для оптовой торговли. Имп. Анна Иоанновна разрешила евреям заниматься и розничной торговлей, однако в 1739 г. потребовала их поголовного выселения. Поскольку это требование практически не выполнялось местными властями, имп. Елизавета Петровна, отличавшаяся особой нетерпимостью к иноверцам, в 1742 г. приказала выслать евреев за пределы Российской империи.


Иную политику по отношению к евреям проводила Екатерина II, стремившаяся сделать Россию просвещенной монархией. Если первый манифест в связи с воцарением (1762 г.) позволял селиться в России всем иностранцам, кроме евреев, то уже второй (1763 г.) не делал для них исключения. В 1764 г. евреям было разрешено проживать в Риге и на юге Украины – на присоединенных к России землях так называемой Новороссии. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) к России отошли районы со значительным количеством еврейского населения – Восточная Польша, Западная Белоруссия, Латгалия, Волынь, Подолия. В 1783 г., с присоединением Крыма, в России появились крымские евреи. К кон. XVIII в. в империи насчитывалось ок. 700 - 800 тыс. евреев. В 1791 г. указом Екатерины II, ограничившим проживание евреев только Белоруссией и Новороссией, фактически было положено начало черте оседлости, а в 1794-м – поименно названы местности, входившие в черту. Одновременно в 1791 г. евреям было запрещено заниматься земледелием, что повлекло их выселение из сел, и практически деятельность основной массы евреев была ограничена занятием торговлей, традиционными ремеслами, шинкарством.


В 1800 г. по указанию имп. Павла I были составлены два законопроекта (Г.Р.Державиным и литовским губернатором И.Г.Фризелем), направленные на «исправление евреев» и их интеграцию в общество. Павел I, толерантно относившийся к евреям, неоднократно пресекал попытки местных властей ввести новые ограничения и выселить евреев из отдельных городов, в частности из Киева (1801 г.).


Решить «еврейский вопрос» пытался Александр I, создавший в 1802 г. «Комитет по благоустройству евреев», к работе которого были привлечены депутаты еврейского народа. На основании доклада комитета в 1804 г. император утвердил «Положение об устройстве евреев», которое законодательно оформило черту оседлости, ограничило участие евреев в органах городского самоуправления и предписывало выселять их из деревень. Один из законодательных актов (1820 г.) запрещал евреям нанимать прислугу и работников-христиан. Эти дискриминационные меры ограничивали возможности евреев заниматься промышленным и сельскохозяйственным производством, владеть недвижимостью и т. п. После 1808 г. выселение евреев из сельской местности практически прекратилось. В 1807 -1810 гг. появились первые еврейские сельскохозяйственные колонии в Новороссии. Одновременно предпринимались первые попытки массового крещения евреев. Указ 1817 г. учреждал «Общество израильских христиан», поощрял выкрестов, предоставляя им серьезные привилегии. Тем не менее крестилось незначительное число евреев. В 1817 г. Александр I запретил обвинять евреев в ритуальных преступлениях без наличия улик, а в пределах черты оседлости разрешил учиться в высших и средних учебных заведениях. В 1823 г. началось так называемое Велижское дело по обвинению евреев Велижа Смоленской губ. в ритуальном убийстве, закончившееся в 1835-м оправданием подсудимых.


С присоединением в 1801 г. Восточной Грузии к России в империи появились грузинские евреи, а с аннексией Северного Азербайджана в 1813-м – горские евреи. В 1812 г. в состав Российской империи вошла Бессарабия, в 1815 г. – Царство Польское.


В кон. XVIII - нач. XIX в. широкое распространение получило новое религиозное течение – хасидизм, зародившееся во 2-й пол. XVIII в. на землях, отошедших к России в результате разделов Польши. Особого развития он достиг на Украине. В Литве и Белоруссии возникло движение Хабад (любавичский хасидизм). Появление нового религиозного течения вызвало противодействие многих раввинов и руководителей еврейских общин. В их среде возникло противостоявшее хасидизму движение (миснагеды). В ходе борьбы с миснагедами сложились обособленные хасидские общины со своими синагогами, иешивами и т. п. Раскол практически официально был узаконен признанием в «Положении об устройстве евреев» 1804 г. существования двух направлений в российском еврействе.


Усилением антисемитизма характеризовалось правление Николая 1, стремившегося обратить российских евреев в христианство. Указ 1827 г. о воинской повинности вводил для евреев больший, чем у христиан, набор рекрутов, несмотря на то, что ранее евреи были освобождены от службы в армии. Закон предписывал забирать еврейских мальчиков с 12 лет и до начала 25-летнего срока службы направлять их в так называемые кантонистские батальоны, где кантонистов принуждали принимать крещение. Отрицательно сказалось на положении евреев сокращение в 1835 г. черты оседлости. В 1844 г. в целях ликвидации еврейского самоуправления были упразднены кагалы; правовое устройство жизни еврейского населения перешло в ведение государственных органов. При губернаторах были учреждены должности ученых евреев. Последующие дискриминационные меры еще более ограничили права евреев. На общины возлагались сбор налогов и поставка рекрутов, в 1836 г. была организована цензура еврейских книг, в 1843-м принят указ о выселении евреев из 50-верстной пограничной полосы, в 1844-м – о запрете приема на гражданскую службу, в 1850-м – запрещена традиционная одежда, в 1852 г. – «ношение пейсов». Всего было принято 600 антиеврейских законодательных актов.


На ассимиляцию евреев была направлена деятельность созданного в 1840 г. Комитета для определения мер коренного преобразования евреев в России. Это коснулось прежде всего реформ еврейского образования. В 1847 г. появились казенные еврейские училища, находившиеся под контролем смотрителей-христиан. Школьную реформу поддержала и часть сторонников Гаскалы, отстаивавших необходимость светского образования и еще в 1820-х гг. начавших создавать новые еврейские школы с преподаванием и общеобразовательных предметов. В последующем система еврейского образования складывалась в острой борьбе сторонников Гаскалы и ортодоксального еврейства.


Дальнейшее развитие система еврейского образования получила в годы правления Александра II (1855 – 1881), реформы которого коснулись всех сторон жизни России. Казенные еврейские училища были преобразованы в начальные еврейские училища с преподаванием общеобразовательных предметов. Начиная с 1856 г. был принят ряд государственных актов, направленных на улучшение положения евреев. Тогда же на евреев распространились общие положения о военной службе, а институт кантонистов был упразднен. В 1858 г. отменены указы Николая I о выселении евреев из пограничной полосы, позже - о запрещении принимать на государственную службу.

В 1859 г. разрешено проживание вне черты оседлости купцам 1-й гильдии, в 1861-м – евреям, имевшим ученую степень, в 1865-м – некоторым категориям ремесленников, в 1867-м – бывшим кантонистам и их потомкам, в 1879 г. – всем евреям с высшим образованием. В 1862 г. в ходе крестьянской реформы евреям разрешили приобретать землю (после Польского восстания 1863 – 1864 гг. этого права были лишены евреи западных губерний). В 1864 г. практически были сняты ограничения на обучение евреев в средних и высших учебных заведениях. Значительно возросла роль евреев-предпринимателей в развитии экономики как в пределах черты оседлости, юго-западная часть которой благодаря этому стала одним из наиболее перспективных районов, так и вне ее.

Возникли еврейские банки европейского значения, тесно связанные с рядом отраслей промышленности и торговли. В первые ряды российских капиталистов выдвинулись сахарозаводчики Бродские и Зайцевы, золотопромышленники и банкиры Гинзбурги, железнодорожные магнаты Поляковы и др. Усилиями деятелей Гаскалы были заложены основы современной еврейской культуры, в частности литературы на древнееврейском языке (И.-Б.Левинзон, А.Мапу, И.-Л.Гордон). Важную роль в развитии еврейской культуры и образования и одновременно в приобщении евреев к русской культуре сыграло созданное в 1863 г. Общество для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). В Одессе, ставшей центром Гаскалы в государстве, начали выходить первые в Российской империи еврейские периодические издания на русском языке («Рассвет», 1860 – 1861 гг.; «Сион», 1861 – 1866 гг.; «День», 1863 – 1866 гг.), на древнееврейском языке («Гамелиц», 1862 – 1871 гг.). В результате завоевания Средней Азии (1864 – 1884 гг.) в Российской империи появились бухарские евреи. К 1880 г. в стране проживало ок. 4 млн. евреев.


Ярко выраженным антисемитским характером отличалось правление Александра III. В нач. 1880-х гг., после убийства народовольцами в 1881 г. Александра II, по России прокатилась волна еврейских погромов. Коснулись они прежде всего черты оседлости, за исключением Литвы и Белоруссии, где погромам препятствовал генерал-губернатор Э.И.Тотлебен. Погромы носили, как правило, организованный характер. Им предшествовала целенаправленная антисемитская пропаганда в печати, вплоть до обвинения евреев в убийстве Александра II. В 1881 – 1882 гг. погромы охватили 150 населенных пунктов 6 юго-западных губерний, в т. ч. Елизаветград (совр. Кропивницкий), еврейское население которого первым подверглось погрому 15 апреля 1881 г., Киев, Одессу, Бердичев, Переяславль, Балту, погром в которой отличался особой жестокостью, Екатеринослав (совр. Днепр). Несколько позже погромы произошли и вне черты оседлости, в т. ч. в Нижнем Новгороде (1884 г). В отдельных случаях погромщики встречали сопротивление первых в истории России отрядов еврейской самообороны, как это было в Бердичеве и Одессе.


Созданные в 1881 г., в разгар погромной кампании, во всех губерниях черты оседлости особые комиссии для выяснения причин беспорядков практически обвинили в погромах самих евреев, повинных якобы в эксплуатации христиан. На основе рекомендаций комиссий созданный в октябре 1881 г. «Центральный комитет для рассмотрения еврейского вопроса» выработал «Временные правила», утвержденные в мае 1882 г. царем. Правила вводили ряд ограничительных мер в отношении евреев, в частности вновь запрещали селиться «вне городов и местечек черты оседлости», приобретать в селах недвижимое имущество и арендовать землю.


Практически политика ограничения прав евреев продолжалась и в дальнейшем. Только при Александре III было издано 65 антиеврейских постановлений. В 1887 г. была введена так называемая процентная норма для поступления евреев в высшие и средние учебные заведения. В черте оседлости она равнялась 10%, вне черты – 5%, в Москве и Петербурге – 3%. Ряд правительственных актов касался «запретов на профессию». Полностью прекратился прием евреев на государственную службу и на железнодорожный транспорт, в 1882 г. численность евреев-врачей и фельдшеров в армии была ограничена 5%, в 1890-м евреям запретили избирать и быть избранными в земства, в 1892-м - в городские думы, с 1889 г. евреи могли заниматься адвокатурой лишь с личного разрешения министра юстиции.


Массовый характер приняли «облавы» на евреев, живших в городах вне черты оседлости, сопровождавшиеся их немедленным выселением, особенно из Москвы, Петербурга, Киева (только из Москвы изгнали до 30 тыс, человек). Из черты оседлости были исключены Ростов-на-Дону (1888 г.) и Ялта (1893 г.).


Антиеврейская политика правительства, периодические погромы вынуждали многих евреев покидать Россию; со временем появились первые еврейские организации, помогавшие с организацией отъезда. Еще в 1881 г. в Одессе было создано общество «Ам-Ойлэм» («Вечный народ») с целью создания еврейской сельскохозяйственной коммуны в США, куда вскоре выехало несколько сотен евреев. К нач. 1890-х гг. выезд стал массовым. В основном евреи выезжали в США. Выезду российских евреев в страны Америки, главным образом в Аргентину, содействовало Еврейское колонизационное общество (ЕКО), отделение которого открылось в Петербурге в 1892 г.


В нач. 1880-х гг. многие евреи России становятся сторонниками палестинофильства – движения за еврейское заселение и еврейскую колонизацию Эрец-Исраэль. В 1880-х гг. в ряде городов Российской империи возникли кружки палестинофильского движения «Хибат Цион», программным идеологическим документом которого стала брошюра одесского врача Л.Пинскера «Автоэмансипация» (1882 г.). Среди палестинофильских организаций выделялся молодежный союз «Билу», созданный в 1882 г. в Харькове и положивший начало организованному выезду из России в Эрец-Исраэль.


Одновременно в России предпринимались отдельные попытки реформировать иудаизм. В 1880 г. в Елизаветграде появилось «Духовно-библейское братство», призывавшее отменить еврейские обряды и предписания Талмуда, в 1882 г. в Одессе возникла секта «Новый Израиль», признававшая лишь Пятикнижие и отвергавшая Талмуд. Однако эти и подобные организации не нашли поддержки у евреев России.


Немало евреев активно участвовало в общероссийском революционном движении. В 1880-х – нач. 1890-х гг. они составляли более 16% подсудимых на политических процессах, ок. 14% политзаключенных в стране.


В 1897 г. в России впервые была проведена всеобщая перепись населения. Она установила общую численность евреев – 5 189 401 человек, что составляло 4,13% численности всего населения страны и 49% - евреев всего мира; 93,9% евреев Российской империи проживало в пределах черты оседлости.


Правление Николая II не внесло серьезных изменений в политику правительства в «еврейском вопросе». Продолжалось выселение евреев из ряда местностей, дальнейшее ограничение их прав. В этот период было принято 50 антиеврейских государственных актов, вплоть до запрещения солдатам-евреям находиться во время отпуска вне черты оседлости (1896 г.) и распространения процентной нормы на студентов-экстернов (1911 г.). С первых лет царствования Николая II начались еврейские погромы: в 1897 г. - в Шполе (Киевская губ.), в 1899-м г. - в Николаеве.

В 1903 г. произошли погромы в Гомеле и Кишиневе, когда было убито и ранено ок. 650 человек.

В 1904 г. прошла серия погромов, в ходе которых пострадали дома и имущество евреев (Житомир, Минск, Мстиславль и др.). Особого размаха достигли погромы во время революции 1905 – 1907 гг. Начавшиеся весной и летом 1905 г. (Мелитополь, Симферополь, Керчь, Житомир, Белосток и др.), они с новой силой вспыхнули осенью 1905 г. после принятия Манифеста 17 октября. Особенно жестокими были погромы в Одессе, Киеве, Екатеринославе, Кременчуге. Погромы прошли и в отдельных городах вне черты оседлости - в Великих Луках, Ростове-на-Дону, Орле, Курске, Саратове и др. В борьбе с погромщиками в ряде городов сформировались и успешно действовали отряды еврейской самообороны (Житомир, Николаев, Полтава и др.).

Октябрьские погромы 1905 г. затронули 49 губерний, более 660 населенных пунктов, погибло св. 1600 и ранено более 3,5 тыс. человек. Несколько погромов произошло в 1906 г.: в Гомеле, Белостоке, Седлеце. Черносотенцами были убиты евреи – депутаты Государственной Думы М.Я.Герценштейн (1906 г.) и Г.Б.Иоллос (1907 г.). Погромам предшествовала и сопутствовала разнузданная антисемитская пропаганда, в т. ч. в реакционных газетах «Новое время» и «Знамя» (Петербург), «Киевлянин», «Бессарабец», «Новороссийский телеграф» и др. В 1903 г. была осуществлена первая публикация на русском языке антисемитской фальшивки «Протоколы сионских мудрецов». Черносотенцы стали в 1911 г. организаторами нового «кровавого навета» по обвинению М.М.Бейлиса в убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Следствие длилось более двух лет, судебный процесс в Киеве - более месяца, окончившись в ноябре 1913 г. оправданием подсудимого.

События 1905 г. вызвали активизацию еврейской политической и общественной жизни. Появились новые еврейские организации: «Союз для достижения полного равноправия еврейского народа в России» (март 1905 г.), Общество охранения здоровья еврейского населения (ОЗЕ, 1912 г.) и др.; в 1906 г. официальный статус получило Общество ремесленного и земледельческого труда евреев России (ОРТ).

С возникновением в 1897 г. политического сионизма подавляющее большинство российских ячеек «Хибат Цион» присоединились к движению. Уже на 1-м Сионистском конгрессе в Базеле треть делегатов представляла Россию. Влияние сионизма в еврейских массах быстро росло. Если в 1897 г. в стране действовало 372 сионистских общества, то в 1899-м – уже 877, а в 1903–1904 гг. – 1572. Различные течения сионизма были представлены общероссийскими организациями: Демократической фракцией сионистов (созд. в 1901), религиозно-сионистским движением Мизрахи (1902 г.). Сформировалось и левое крыло сионизма, пытавшееся сочетать его с социалистической идеологией, - партии и организации «Поалей Цион» (1-й съезд в 1901 г.), «Цеирей Цион» (1903 г.), Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП, 1905 г.), Социал-демократическая еврейская рабочая партия «Поалей Цион» (1906 г.).

Возникло еврейское национальное крыло и в общероссийском рабочем движении. Наиболее массовой еврейской революционной организацией стал созданный в 1897 г. Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»). Выдвигая на первый план классовые, а не национальные интересы, Бунд выступал против сионизма. На подобных позициях стояла и Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП).

Евреи участвовали в деятельности не только еврейских политических партий и организаций. Они были среди организаторов и руководителей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП, 1898), особенно меньшевиков, партии социалистов-революционеров (эсеров, 1902), отдельные представители еврейской интеллигенции входили в конституционно-демократическую партию (кадетов, 1905). Только в 1903 г. 1254 еврея были осуждены за политическую деятельность.

Активное участие евреев в революционной деятельности объясняется в значительной степени тем, что они испытывали не только национальный гнет, но и социальный. Немалая часть их вела полунищенское существование, многие жили за счет благотворительности. Это относилось и ко многим евреям-ремесленникам, которых по переписи 1897 г. насчитывалось ок. 0,5 млн. Часть евреев (до одной трети) в черте оседлости занималась мелкой торговлей.

В нач. ХХ в. продолжался выезд евреев из России. В 1903 - 1914 гг. только в США выехало более 1 млн. российских евреев. Подавляющее большинство из 40 тыс. человек, приехавших в Эрец-Исраэль в 1904 – 1914 гг., составляли также евреи из России.

В кон. XIX – нач. XX в. дальнейшее развитие получили различные стороны культуры российского еврейства. Иешивы (хасидские и нехасидские) оставались крупнейшими и влиятельнейшими центрами традиционного еврейского образования. Открывались новые иешивы; увеличивалось количество евреев в высших учебных заведениях. Значительную помощь еврейским студентам оказывало созданное в 1911 г. Общество поощрения высших знаний среди евреев. После отмены в октябре 1905 г. цензуры расширился круг еврейских периодических изданий и книгопечатания. Книги на иврите выпускали издательства «Мория» (Одесса), «Ахиасоф» и «Тушия» (Варшава) и др.; на русском языке - сионистское издательство «Кадима» (Одесса) и др. Высокого уровня достигла еврейская художественная литература, представленная именами Ш.Аша, Х.-Н.Бялика, Менделе Мойхер-Сфорима, И.-Л.Переца, Ш.Черниховского, Шолом-Алейхема, других талантливых писателей и поэтов. Огромное значение имело издание 16-томной «Еврейской энциклопедии» (1908 – 1913) на русском языке. После 1905 г., наряду с гастрольными труппами, появились стационарные еврейские театры П.Гиршбейна в Одессе, А.Каминьского в Варшаве и др. Всего в 1912 г. действовало 16 театральных трупп, в т. ч. 4 стационарных. Выдающийся вклад внесли евреи в развитие русской музыкальной культуры. Прославились дирижеры Э.А.Купер, С.А.Кусевицкий, А.Б.Хессин, Л.П.Штейнберг, скрипачи Л.С.Ауэр, Б.Губерман, П.С.Столярский, Я.Хейфец, певцы М.Е.Медведев, Л.М.Сибиряков, И.В.Тартаков, музыкальные педагоги М.Ф.Гнесин и Е.Ф.Гнесина, актеры бр. Адельгейм, Л.М.Леонидов, балерина И.Л.Рубинштейн, художники Н.И.Альтман, Л.О.Пастернак, И.М.Пэн, Р.Р.Фальк и многие другие. Складывалась и развивалась русско-еврейская литература. Несмотря на проникновение русской культуры, а с ней и ассимиляционных тенденций в еврейскую среду, евреи России, в массе своей, продолжали вести традиционный образ жизни. Приверженность ортодоксальному иудаизму проявлялась, в частности, в том, что реформизм не получил никакого распространения в России.

(Полный текст статьи готовится к публикации на сайте)