ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893, [[Петербург]] – 1984, [[Москва]]), писатель, литературовед. Учился на филол. ф-те Петерб. ун-та. В 1914–17 – в армии, ст. унтер-офицер. Георгиевский кавалер. В 1917 пом. комиссара Врем. пр-ва на Юго-Зап. фр. и в Персии. В 1918–19 был связан с правыми эсерами, входил в состав Воен. комиссии при ЦК партии эсеров, участвовал в антибольшевист. заговоре в [[Петроград|Петрограде]] (1918). В 1920 – в Кр. Армии. В 1922, опасаясь ареста за прошлую деятельность, бежал в Финляндию, затем в Германию. В 1924 вернулся в СССР. Один из основателей и глава теоретиков «формальной школы» в лит-ведении, один из организаторов ОПОЯЗа. Печататься начал в 1908. В 1914 вышла брошюра Ш. «Воскрешение слова», в 1916 в сб. ОПОЯЗа – ст. «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием» и др. В 1920–30-е гг. активно работал как критик, писал о лит-ре, живописи, т-ре, издал неск. сб-ков ст.: «Ход конем» (1923), «О теории прозы» (1925), «Удачи и поражения М.Горького» (1926), «Поиски оптимизма» (1931) и др. В 1930 опубликовал в «Лит. газ.» ст. «Памятник научной ошибке», осуждавшую формальный метод. С сер. 1920-х гг. много. работал в кино как сценарист и теоретик. Автор сценариев «Капитанская дочка» (1929), «Минин и Пожарский» (1940), «Навои» (1947, совм. с А.В.Спешневым) и др. Ш. работал во мн. лит. жанрах. Автор лит-ведческих работ «Заметки о прозе Пушкина» (1937), «За и против. Заметки о Достоевском» (1957); ист.-худож. пов. «Матвей Комаров житель города [[Москва|Москвы]]» (1929), «Марко Поло» (1936); худож. биографий «Жизнь художника Федотова» (1936), «О Маяковском» (1940), «Лев Толстой» (1963), «Эйзенштейн» (1973); мемуарно-худож. кн. «Сентиментальное путешествие», «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (обе – 1923), «Жили-были» (1962) и др. Гос. пр. СССР (1979).
ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893, [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|''СПб'']] – 1984, [[МОСКВА|''Москва'']]), писатель, литературовед. Учился на филол. ф-те Петерб. ун-та. В 1914–17 – в армии, ст. унтер-офицер. Георгиевский кавалер.  
 
В 1917 пом. комиссара Врем. пр-ва на Юго-Зап. фр. и в Персии. В 1918–19 был связан с правыми эсерами, входил в состав Воен. комиссии при ЦК партии эсеров, участвовал в антибольшевист. заговоре в Петрограде (1918). В 1920 – в Кр. Армии.  
 
В 1922, опасаясь ареста за прошлую деятельность, бежал в Финляндию, затем в Германию.  
 
В 1924 вернулся в СССР. Один из основателей и глава теоретиков «формальной школы» в лит-ведении, один из организаторов ОПОЯЗа.  
 
Печататься начал в 1908. В 1914 вышла брошюра Ш. «Воскрешение слова», в 1916 в сб. ОПОЯЗа – ст. «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием» и др.  
 
В 1920–30-е гг. активно работал как критик, писал о лит-ре, живописи, т-ре, издал неск. сб-ков ст.: «Ход конем» (1923), «О теории прозы» (1925), «Удачи и поражения М.Горького» (1926), «Поиски оптимизма» (1931) и др.  
 
В 1930 опубликовал в «Лит. газ.» ст. «Памятник научной ошибке», осуждавшую формальный метод. С сер. 1920-х гг. много. работал в кино как сценарист и теоретик.  
 
Автор сценариев «Капитанская дочка» (1929), «Минин и Пожарский» (1940), «Навои» (1947, совм. с А.В.Спешневым) и др. Ш. работал во мн. лит. жанрах. Автор лит-ведческих работ «Заметки о прозе Пушкина» (1937), «За и против. Заметки о Достоевском» (1957); ист.-худож. пов. «Матвей Комаров житель города Москвы» (1929), «Марко Поло» (1936); худож. биографий «Жизнь художника Федотова» (1936), «О Маяковском» (1940), «Лев Толстой» (1963), «Эйзенштейн» (1973); мемуарно-худож. кн. «Сентиментальное путешествие», «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (обе – 1923), «Жили-были» (1962) и др. Гос. пр. СССР (1979).
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 09:33, 24 января 2023

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893, СПб – 1984, Москва), писатель, литературовед. Учился на филол. ф-те Петерб. ун-та. В 1914–17 – в армии, ст. унтер-офицер. Георгиевский кавалер.

В 1917 пом. комиссара Врем. пр-ва на Юго-Зап. фр. и в Персии. В 1918–19 был связан с правыми эсерами, входил в состав Воен. комиссии при ЦК партии эсеров, участвовал в антибольшевист. заговоре в Петрограде (1918). В 1920 – в Кр. Армии.

В 1922, опасаясь ареста за прошлую деятельность, бежал в Финляндию, затем в Германию.

В 1924 вернулся в СССР. Один из основателей и глава теоретиков «формальной школы» в лит-ведении, один из организаторов ОПОЯЗа.

Печататься начал в 1908. В 1914 вышла брошюра Ш. «Воскрешение слова», в 1916 в сб. ОПОЯЗа – ст. «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием» и др.

В 1920–30-е гг. активно работал как критик, писал о лит-ре, живописи, т-ре, издал неск. сб-ков ст.: «Ход конем» (1923), «О теории прозы» (1925), «Удачи и поражения М.Горького» (1926), «Поиски оптимизма» (1931) и др.

В 1930 опубликовал в «Лит. газ.» ст. «Памятник научной ошибке», осуждавшую формальный метод. С сер. 1920-х гг. много. работал в кино как сценарист и теоретик.

Автор сценариев «Капитанская дочка» (1929), «Минин и Пожарский» (1940), «Навои» (1947, совм. с А.В.Спешневым) и др. Ш. работал во мн. лит. жанрах. Автор лит-ведческих работ «Заметки о прозе Пушкина» (1937), «За и против. Заметки о Достоевском» (1957); ист.-худож. пов. «Матвей Комаров житель города Москвы» (1929), «Марко Поло» (1936); худож. биографий «Жизнь художника Федотова» (1936), «О Маяковском» (1940), «Лев Толстой» (1963), «Эйзенштейн» (1973); мемуарно-худож. кн. «Сентиментальное путешествие», «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (обе – 1923), «Жили-были» (1962) и др. Гос. пр. СССР (1979).