ТАИРОВ Александр Яковлевич: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Admin переименовал страницу ТАИРОВ в ТАИРОВ Александр Яковлевич: дополнена фамилия имя и отчество)
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
Строка 1: Строка 1:
ТАИРОВ (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, [[Ромны]] Полтавской губ. – 1950, [[Москва]]), режиссер. В 1906–07 актер в Т-ре В.Ф.Комиссаржевской ([[Петербург]]). В 1908 в Передвижном т-ре П.Гайдебурова поставил «Гамлет» У.Шекспира и «Дядя Ваня» А.П.Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра ([[Москва]]), в том же году поставил «Желтую кофту» Х.Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» А.Шницлера. В 1914 вместе с А.Г.Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р ([[Москва]]), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью – «Сакунтула» Калидасы, «Жизнь есть сон» П.Кальдерона (1914), «Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1915), «Фамира-Кифаред» И.Ф.Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост. пантомимы «Духов день в Толедо» М.А.Кузмина (1916), оп-ты «Жирофле-Жирофля» Ш.Лекока (1922), «Оперы нищих» Б.Брехта (муз. К.Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920–30-х гг. наиб. значит.: «Федра» Ж.Расина (1921), «Гроза» А.Н.Островского (1924), «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского (1933). В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. «Богатыри» (на муз. А.П.Бородина, либр. Д.Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, «заведших театр в тупик», и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. – пред. Моск. союза артистов, в 1919–36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр. секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935).
ТАИРОВ (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, [[РОМНЫ|Ромны]] Полтавской губ. – 1950, [[МОСКВА|Москва]]), режиссер.
[[Категория:Персоналии]]Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921.
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
В 1906–07 актер в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской ([[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]]). В 1908 в Передвижном т-ре П. Гайдебурова поставил «Гамлет» У. Шекспира и «Дядя Ваня» А. П. Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра (Москва), в том же году поставил «Желтую кофту» Х. Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера.
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
В 1914 вместе с А. Г. Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р (Москва), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью – «Сакунтула» Калидасы, «Жизнь есть сон» П. Кальдерона (1914), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915), «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост. пантомимы «Духов день в Толедо» М. А. Кузмина (1916), оп-ты «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922), «Оперы нищих» Б. Брехта (муз. К. Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920–30-х гг. наиб. значит.: «Федра» Ж. Расина (1921), «Гроза» А. Н. Островского (1924), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933).  
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. «Богатыри» (на муз. А. П. Бородина, либр. Д. Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, «заведших театр в тупик», и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. – пред. Моск. союза артистов, в 1919–36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр. секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935).
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921.
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]

Версия 10:12, 20 декабря 2020

ТАИРОВ (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, Ромны Полтавской губ. – 1950, Москва), режиссер.

В 1906–07 актер в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (СПб). В 1908 в Передвижном т-ре П. Гайдебурова поставил «Гамлет» У. Шекспира и «Дядя Ваня» А. П. Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра (Москва), в том же году поставил «Желтую кофту» Х. Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера.

В 1914 вместе с А. Г. Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р (Москва), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью – «Сакунтула» Калидасы, «Жизнь есть сон» П. Кальдерона (1914), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915), «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост. пантомимы «Духов день в Толедо» М. А. Кузмина (1916), оп-ты «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922), «Оперы нищих» Б. Брехта (муз. К. Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920–30-х гг. наиб. значит.: «Федра» Ж. Расина (1921), «Гроза» А. Н. Островского (1924), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933).

В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. «Богатыри» (на муз. А. П. Бородина, либр. Д. Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, «заведших театр в тупик», и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. – пред. Моск. союза артистов, в 1919–36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр. секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935).

Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921.