ДУБНОВ Семен Маркович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(добавлена ссылка)
 
Строка 1: Строка 1:
ДУБНОВ Семен Маркович (Шимон Меерович) (1860, [[МСТИСЛАВЛЬ|''Мстиславль'']] Могилевской губ. – 1941, [[РИГА|''Рига'']]), историк, публицист, обществ. деятель. Получил трад. евр. образование, в дальнейшем занимался самообразованием, уделяя осн. вимание изучению истории.   
ДУБНОВ Семен Маркович (Шимон Меерович) (1860, [[МСТИСЛАВЛЬ|'''''Мстиславль''''']] Могилевской губ. – 1941, [[РИГА|'''''Рига''''']]), историк, публицист, обществ. деятель. Получил трад. евр. образование, в дальнейшем занимался самообразованием, уделяя осн. вимание изучению истории.   


В 1880–1906 жил в ''[[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]], [[ОДЕССА|Одессе]], [[ВИЛЬНА|Вильне]]'', с 1906 – в ''Петербурге'', где преподавал евр. историю на курсах востоковедения (с 1908), в Евр. ун-те (с 1919). Один из основателей и рук. «Евр. ист.-этногр. об-ва» (с 1908), ред. (1908–18) издаваемого об-вом ж. «Евр. старина», основатель ист. ж. на иврите «Га-авар» (т.1,2; 1918), в к-ром вел отд. «хасидиана». Как чл. Об-ва для распространения просвещения между евреями в России Д. боролся за созд. евр. нар. школ.   
В 1880–1906 жил в ''[[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]], [[ОДЕССА|Одессе]], [[ВИЛЬНА|Вильне]]'', с 1906 – в ''Петербурге'', где преподавал евр. историю на курсах востоковедения (с 1908), в Евр. ун-те (с 1919). Один из основателей и рук. «Евр. ист.-этногр. об-ва» (с 1908), ред. (1908–18) издаваемого об-вом ж. «Еврейская старина», основатель ист. ж. на иврите «Га-авар» (т.1,2; 1918), в к-ром вел отд. «хасидиана». Как чл. Об-ва для распространения просвещения между евреями в России Д. боролся за созд. еврейских нар. школ.   


После Кишиневского погрома (1903) призывал к созд. евр. самообороны. Выступал за участие евреев в выборах в Гос. думу (1905) и основал евр. секцию партии кадетов.   
После Кишиневского погрома (1903) призывал к созд. еврейской самообороны. Выступал за участие евреев в выборах в Гос. думу (1905) и основал еврейскую секцию партии кадетов.   


Был чл. «Союза для достижения полноправия евреев в России», но позже отошел от него и в 1906 основал Евр. нар. партию (существовала в России до 1918). После окт. 1917 подготовил ряд публикаций на евр. темы, из к-рых ни одна не вышла в свет.   
Был чл. «Союза для достижения полноправия евреев в России», но позже отошел от него и в 1906 основал Евр. нар. партию (существовала в России до 1918). После окт. 1917 подготовил ряд публикаций на еврейские темы, из к-рых ни одна не вышла в свет.   


С 1922 – в [[КАУНАС|''Каунасе'']], затем в Берлине. После прихода Гитлера к власти (1933) переехал в [[РИГА|''Ригу'']]. После оккупации города нем.-фаш. войсками арестован и отправлен в гетто (сент. 1941), в дек. 1941 включен в колонну смертников.   
С 1922 – в [[КАУНАС|''Каунасе'']], затем в Берлине. После прихода Гитлера к власти (1933) переехал в [[РИГА|''Ригу'']]. После оккупации города нем.-фаш. войсками арестован и отправлен в гетто (сент. 1941), в дек. 1941 включен в колонну смертников.   


Д. – автор тр. по евр. истории: «Учебник евр. истории» (т.1–3, 1898–1901), «Всеобщая история евреев» (т.1–3, 1904–06; т.4 – «Новейшая история евр. народа, 1789–1881», 1914), «Всемирная история евр. народа» (т.1–10, в нем. пер., 1925–29; на иврите, 1923–38; на идиш, 1948–58; на рус. яз., 1934–38, Рига, т.II, заканчивающийся предвоен. периодом, на иврите – 1940), «История хасидизма» (на иврите, 1930–31).   
Д. – автор тр. по еврейской истории: «Учебник евр. истории» (т.1–3, 1898–1901), «Всеобщая история евреев» (т.1–3, 1904–06; т.4 – «Новейшая история еврейского народа, 1789–1881», 1914), «Всемирная история еврейского народа» (т.1–10, в нем. пер., 1925–29; на иврите, 1923–38; на идише, 1948–58; на рус. яз., 1934–38, Рига, т.II, заканчивающийся предвоен. периодом, на иврите – 1940), «История хасидизма» (на иврите, 1930–31).   


Д. представлял историю евр. народа как историю развития евр. нац. духа, определял евр. народ как. «народ, чьим домом является весь мир», считал, что он сформировался в процессе приспособления к условиям, в к-рых жил, а в диаспоре развил особую спец. систему и общинную идеологию. При этом всегда выделялась одна община, более др. преуспевшая в сохранении самоуправляемости, нац. творчестве, духовной независимости, благодаря чему она становилась ц. евр. народа. Так, Э.-И. в этом качестве сменил Вавилон, за ним – Испания, Германия, Польша и [[ЛИТВА|''Литва'']]. Евр. религию Д. рассматривал как средство самозащиты народа, лишенного обычных для др. народов средств самосохранения. Поэтому в период эмансипации, когда евр. народ вступает в эпоху сотрудничества с народами мира, религия утрачивает защитную функцию, и евр. народ должен развивать светскую культуру. На этом основании Д. отвергал как сионизм, так и ассимиляторство и противопоставлял им концепцию [[АВТОНОМИЗМ|''автономизма'']], согласно к-рой евр. нац. существование возможно в диаспоре, причем евреи должны в каждом гос-ве образовать особые нац.-культурные единицы.   
Д. представлял историю евр. народа как историю развития евр. нац. духа, определял еврейский народ как. «народ, чьим домом является весь мир», считал, что он сформировался в процессе приспособления к условиям, в к-рых жил, а в диаспоре развил особую спец. систему и общинную идеологию. При этом всегда выделялась одна община, более др. преуспевшая в сохранении самоуправляемости, нац. творчестве, духовной независимости, благодаря чему она становилась ц. еврейского народа. Так, Э.-И. в этом качестве сменил Вавилон, за ним – Испания, Германия, Польша и [[ЛИТВА|''Литва'']]. Еврейскую религию Д. рассматривал как средство самозащиты народа, лишенного обычных для др. народов средств самосохранения. Поэтому в период эмансипации, когда еврейский народ вступает в эпоху сотрудничества с народами мира, религия утрачивает защитную функцию, и еврейский народ должен развивать светскую культуру. На этом основании Д. отвергал как сионизм, так и ассимиляторство и противопоставлял им концепцию [[АВТОНОМИЗМ|''автономизма'']], согласно к-рой еврейское национальное существование возможно в диаспоре, причем евреи должны в каждом гос-ве образовать особые нац.-культурные единицы.   


Д. – автор ряда лит.-критич., пед. и публицистич. ст., мемуаров («Книга моей жизни», т. 1–2, 1934–35, т.З, 1957).   
Д. – автор ряда лит.-критич., пед. и публицистич. ст., мемуаров («Книга моей жизни», т. 1–2, 1934–35, т.З, 1957).   


'''''Брат Д. – Зеев''''' (1858, [[МСТИСЛАВЛЬ|''Мстиславль'']] Могилевской губ. – ок. 1940, [[САРАТОВ|''Саратов'']]), обществ. деятель, педагог. В юности близок к участникам народнич. движения в России, разделял взгляды ассимиляторов. После евр. погромов 1881 – палестинофил, примкнул к евр. молодежной орг-ции «Билу», в 1882 прибыл в Э.-И. с первой гр. евр. поселенцев, осн. задачей движения считал «получить Э.-И. и вернуть евреям их полит, независимость»; работал в с.-х. школе Микве Исраэль, затем поселился в Иерусалиме, где стал одним из основателей ассоциации ремесленников «Шаху». В 1885, разочаровавшись в надеждах на быстрое заселение Э.-И., вернулся в Россию, работал учителем в Мстиславле, помогал брату в сборе и изучении ист. документов, поддерживал переписку с билуйцами. В конце жизни переехал в [[МОСКВА|''Москву'']].  
Сын – Я.С. [[ДУБНОВ Яков Семенович|'''''Дубнов''''']]. 
 
'''''Брат Д. – Зеев''''' (1858, [[МСТИСЛАВЛЬ|''Мстиславль'']] Могилевской губ. – ок. 1940, [[САРАТОВ|''Саратов'']]), обществ. деятель, педагог. В юности близок к участникам народнич. движения в России, разделял взгляды ассимиляторов. После еврейских погромов 1881 – палестинофил, примкнул к еврейской молодежной орг-ции «Билу», в 1882 прибыл в Э.-И. с первой гр. еврейских поселенцев, осн. задачей движения считал «получить Э.-И. и вернуть евреям их полит, независимость»; работал в с.-х. школе Микве Исраэль, затем поселился в Иерусалиме, где стал одним из основателей ассоциации ремесленников «Шаху». В 1885, разочаровавшись в надеждах на быстрое заселение Э.-И., вернулся в Россию, работал учителем в Мстиславле, помогал брату в сборе и изучении ист. документов, поддерживал переписку с билуйцами. В конце жизни переехал в [[МОСКВА|''Москву'']].  
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]

Текущая версия на 06:20, 10 сентября 2023

ДУБНОВ Семен Маркович (Шимон Меерович) (1860, Мстиславль Могилевской губ. – 1941, Рига), историк, публицист, обществ. деятель. Получил трад. евр. образование, в дальнейшем занимался самообразованием, уделяя осн. вимание изучению истории.

В 1880–1906 жил в СПб, Одессе, Вильне, с 1906 – в Петербурге, где преподавал евр. историю на курсах востоковедения (с 1908), в Евр. ун-те (с 1919). Один из основателей и рук. «Евр. ист.-этногр. об-ва» (с 1908), ред. (1908–18) издаваемого об-вом ж. «Еврейская старина», основатель ист. ж. на иврите «Га-авар» (т.1,2; 1918), в к-ром вел отд. «хасидиана». Как чл. Об-ва для распространения просвещения между евреями в России Д. боролся за созд. еврейских нар. школ.

После Кишиневского погрома (1903) призывал к созд. еврейской самообороны. Выступал за участие евреев в выборах в Гос. думу (1905) и основал еврейскую секцию партии кадетов.

Был чл. «Союза для достижения полноправия евреев в России», но позже отошел от него и в 1906 основал Евр. нар. партию (существовала в России до 1918). После окт. 1917 подготовил ряд публикаций на еврейские темы, из к-рых ни одна не вышла в свет.

С 1922 – в Каунасе, затем в Берлине. После прихода Гитлера к власти (1933) переехал в Ригу. После оккупации города нем.-фаш. войсками арестован и отправлен в гетто (сент. 1941), в дек. 1941 включен в колонну смертников.

Д. – автор тр. по еврейской истории: «Учебник евр. истории» (т.1–3, 1898–1901), «Всеобщая история евреев» (т.1–3, 1904–06; т.4 – «Новейшая история еврейского народа, 1789–1881», 1914), «Всемирная история еврейского народа» (т.1–10, в нем. пер., 1925–29; на иврите, 1923–38; на идише, 1948–58; на рус. яз., 1934–38, Рига, т.II, заканчивающийся предвоен. периодом, на иврите – 1940), «История хасидизма» (на иврите, 1930–31).

Д. представлял историю евр. народа как историю развития евр. нац. духа, определял еврейский народ как. «народ, чьим домом является весь мир», считал, что он сформировался в процессе приспособления к условиям, в к-рых жил, а в диаспоре развил особую спец. систему и общинную идеологию. При этом всегда выделялась одна община, более др. преуспевшая в сохранении самоуправляемости, нац. творчестве, духовной независимости, благодаря чему она становилась ц. еврейского народа. Так, Э.-И. в этом качестве сменил Вавилон, за ним – Испания, Германия, Польша и Литва. Еврейскую религию Д. рассматривал как средство самозащиты народа, лишенного обычных для др. народов средств самосохранения. Поэтому в период эмансипации, когда еврейский народ вступает в эпоху сотрудничества с народами мира, религия утрачивает защитную функцию, и еврейский народ должен развивать светскую культуру. На этом основании Д. отвергал как сионизм, так и ассимиляторство и противопоставлял им концепцию автономизма, согласно к-рой еврейское национальное существование возможно в диаспоре, причем евреи должны в каждом гос-ве образовать особые нац.-культурные единицы.

Д. – автор ряда лит.-критич., пед. и публицистич. ст., мемуаров («Книга моей жизни», т. 1–2, 1934–35, т.З, 1957).

Сын – Я.С. Дубнов.

Брат Д. – Зеев (1858, Мстиславль Могилевской губ. – ок. 1940, Саратов), обществ. деятель, педагог. В юности близок к участникам народнич. движения в России, разделял взгляды ассимиляторов. После еврейских погромов 1881 – палестинофил, примкнул к еврейской молодежной орг-ции «Билу», в 1882 прибыл в Э.-И. с первой гр. еврейских поселенцев, осн. задачей движения считал «получить Э.-И. и вернуть евреям их полит, независимость»; работал в с.-х. школе Микве Исраэль, затем поселился в Иерусалиме, где стал одним из основателей ассоциации ремесленников «Шаху». В 1885, разочаровавшись в надеждах на быстрое заселение Э.-И., вернулся в Россию, работал учителем в Мстиславле, помогал брату в сборе и изучении ист. документов, поддерживал переписку с билуйцами. В конце жизни переехал в Москву.