КИШИНЭУ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 20:52, 28 октября 2024; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

КИШИНЭУ (до 1991 – Кишинев), город (с 1818), столица Республики Молдова. Изв. с 1466. С 16 в. – под властью Османской империи (Молдавское кн-во). С 1812 – в составе Рос. империи, с 1818 – центр Бессарабской обл., с 1873 – губ. В 1918–40 – в составе Румынии, в 1940–91 – столица МССР.

В 1774 в К. проживало 540 евреев (7%), в 1847 – 10 509 (21,8%), в 1857 – 18 733, в 1867 – 18 327, в 1897 – 50 237 (46,3%), в 1910 – ок. 52 000, в 1930 – 41 405 (36%), в 1959 – 42 934 (19,88%), в 1970 – 49 910 евреев (14%), в т. ч. 5 крымчаков и 11 караимов, в 1979 – 42 313 евреев (8,5%), в 1989 – 35 745 евреев (5%).

Первое упом. о евреях К. относится к нач. 18 в. В 1773 в К. существовала еврейская община; в том же году 144 чл. общины подписали устав хевры кадиши.

Первым раввином К. был ученик И.Баал-Шем-Това Залман бен Мордхе из Шаргорода (?–1782). Позднее раввинами К. были также ученики И.Баал-Шем-Това – раби Исхар (зять раби Залмана) и раби Фолик (?–1782). В 1812 ученик одного из первых проповедников хасидизма Ихла-Михла из Золочева раввин Хаим Тирер из Черновиц (1760–1817, Цфат) основал в К. Большую синагогу; одноврем. была открыта еврейская больница. С 1819 раввином К. был ученик «Провидца из Люблина» Арье-Иегуда-Лейб (1757 – 1825). После его смерти раввином К. стал ученик Леви-Ицхока из Бердичева Мойше-Цви Гитерман (1775–1837).

В 1838 в К. была учреждена обществ. еврейская школа с общеобразоват. программой (в 1850 преобразована в 2 казенных уч-ща). Первым ее директором был Бецалель (Василий) Штерн (1798, Тарнополь – 1853, Одесса), позднее – Я.Голденталь и Я.М.Эйхенбаум. В 1852 ученым евреем при новороссийском и бессарабском ген.-губернаторе был назначен М.С.Гурович. В 1858 в К. функционировали (помимо 2 казенных уч-щ) жен. уч-ще (70 уч-ся), 46 хедеров (730 мальчиков и 150 девочек). В 1860 в К. возникла одна из первых в Бессарабии иешив, к-рую возглавляли любавичский хасид Шабсай-Мойше и карлинский хасид Авром-Бер. В 1864 в К. действовало ок. 100 хедеров. В 1872 была основана талмуд-тора с преподаванием иврита, рус. и нем. яз., математики.

В 1879–83 в К. гастролировали еврейские театр. труппы под рук. А.Голдфадена, И.-И.Лернера и др. С 1880 гл. кантором в хоральной синагоге К. был П.Минковский, в 1884–96 кантором в одной из синагог был Я.-Ш.Мороговский. В 1882 И.Рабинович создал в К. иудео-христианскую общину и открыл при ней молитв. дом, где служба велась на идише. В 1884 в К. была открыта еврейская типография, в 1885 С.П. Дорошевская (1856 - 1937) осн. женское профессиональное уч-ще, в 1890 открыта еврейская гимназия Скоморовской.

С 1886 в К. действовало отд-ние «Ховевей Цион» во главе с М.Я.Дизенгофом. В 1897–1907 в К. функционировало т. н. Почтовое бюро, осуществлявшее связь между сионистскими орг-циями России (рук. – Я.М.Бернштейн-Коган).

В 1898 евреям К. принадлежали 29 кр. пр-тий (из 38), 6 паровых мельниц (из 7), 5 табачных ф-к (из 7), 4 типографии (из 5). Осн. сферы экономич. деятельности мн. евреев города – извоз (450 чел.), работа носильщиками, поденщиками, грузчиками (400 чел.), работа на виноградниках (500 чел.), изготовление одежды (3072 чел.), обработка дерева (631 чел.), торговля с.-х. продукцией (2470 чел.), тканями и одеждой (1011 чел.).

В кон. 19 – нач. 20 в. в К. действовали 16 еврейских уч-щ (св. 2100 уч-ся), в т. ч. 4 талмуд-торы (в старейшей из них числилось св. 300 уч-ся, имелось ремесл. отд-ние), Об-во пособия бедным евреям, дешевая столовая с чайной, еврейская больница с богадельней, отд-ние помощи роженицам, Об-во вспоможения приказчиков (с 1886) с б-кой (1500 тт.), уч-ще (220 уч-ся), ремесл. мелкоторг. ссудо-сберегат. т-во (с 1901).

6–7 апр. 1903 в К. произошел погром, спровоцированный «кровавым наветом» в Дубоссарах (совр. Дубэсарь) и ред. газ. «Бессарабец» П.Крушеваном. Отряды еврейской самообороны под рук. Я.М.Бернштейна-Когана были разоружены войсками и полицией, еврейские активисты арестованы. Во время погрома было убито 44 чел. и ранено ок. 600, разгромлено св. 1500 еврейских домов и лавок. Пожертвования пострадавшим поступали со всей России, мн. стран Европы и Америки. Сессия особого присутствия Одесской суд. палаты рассмотрела (кон. 1903 – нач. 1904) дело о погроме. Интересы потерпевших защищали адвокаты О.О.Грузенберг, С.Е.Калманович, М.П.Карабчевский, А.С.Зарудный, С.С.Соколов и др. Погромщиков приговорили к минимальному наказанию. С резким осуждением погромщиков и пр-ва выступили в своих статьях Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, В.Д.Набоков. Х.-Н.Бялик посвятил кровавым событиям в К. поэму «Сказание о погроме». В окт. 1905 во время очередного погрома, несмотря на сопротивление отрядов самообороны, было убито 19 и ранено 56 евреев.

В 1907 в К. было основано «Об-во взаимного вспоможения уч-ся и учившимся в еврейских школах Бессарабии». С 1909 раввином К. был Л.-И.-М. Цирельсон, основавший в городе отд-ние «Агудас Исроэль» (1912), к-рое объединяло раввинов Бессарабии, в 1919 – еврейскую гимназию и семинарию «Маген Давид».

В 1-й пол. 20 в. в К. более 40 лет находился хасидский двор Иосифа Иерусалимского (?–1941). Другой хасидский двор с 1911 возглавлял Арон-Менахем-Нохум Тверский (?–1941). Во главе еще одного хасидского двора стоял Исроэль Рабинович (1905–1971, Тель-Авив).

В 1910 в К. действовали 3 талмуд-торы (130 уч-ся), 1 казенное обществ. и 7 частных (муж.) уч-щ, 8 общеобразоват. и 1 проф. (жен). уч-ща. В хедерах занималось 2500 уч-ся. В 1913 в К. работали еврейские б-ка и еврейское уч-ще об-ва приказчиков. В К. действовали орг-ция Бунда, отд-ние «Поалей Цион».

В 1911 И.М. Красильщиков основал в К. биоэнтомологич. станцию. В 1912–13 в К. издавалась газ. «Еврейская хроника» (ред. – И. Разумовский).

Во время 1-й мир. войны отступавшие войска рус. армии подвергли разграблению еврейские дома.

В 1916 в К. открылись частные еврейские высш. и ср. уч-ща Л.Л. Кулина. В 1917 начал работать сионистский центр.

В установлении сов. власти в К. активно участвовали И.Э.Якир и первый нач. Кишиневского гарнизона Ф. Левензон (1893–1938).

После 1918 численность еврейского населения К. увеличилась за счет евреев, бежавших от погромов на Украине в годы Гражд. войны. В нач. 1920-х гг. помощь беженцам оказывали Палестинский к-т и Джойнт, организовавший дет. колонию (на 100 детей), дет. площадку (на 350 детей), курсы кройки и шитья. Активно действовало отд-ние Лондонской федерации помощи украинским евреям. В 1920–30-х гг. раввином в К. был Ицхок Тверский, цадик из Сквиры. В 1937 общину любавичских хасидов К. возглавил Б. А. Шнеерсон.

В 1920 в К. состоялась 1-я конф. бессарабских сионистов. Одним из видных деятелей еврейского нац. движения Бессарабии был М.И. Готлиб. В 1920–30-х гг. в К. действовали группы «Ге-Халуц», спорт. об-во «Маккаби», отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. Работали школы сети «Тарбут» и «Явне», школы с преподаванием на идише. Действовал еврейский нар. ун-т, ректором к-рого был деп. румын. парламента Михаэль Ландау (1896–?). С 1922 выходила ежедн. газ. на идише «Дас Ворт», в 1922–38 – ежедн. газ. «Унзер цайт».

В 1940, после присоединения Бессарабии к СССР, в К. был открыт ГОСЕТ Молдавии под рук. Я.М.Штернберга, среди основателей к-рого были М.-Г.А.Сакциер и С.Таль.

После оккупации К. частями вермахта и румын. войсками (16 июля 1941) в городе неск. дней происходил погром. В нач. авг. 1941 евреи К. были заключены в гетто; в авг. – сент. того же года на еврейском кладбище было расстреляно 837 чел. В окт. 1941 все заключенные гетто были депортированы в Транснистрию, где большинство из них погибло. В освобождении К. в авг. 1944 принимали участие 521-й арт. полк под ком. подполк. Абрама Борисовича Рохлина и 8-й полк связи под ком. подполк. Анания Лазаревича Фанштейна.

После 1945 часть евреев вернулась в К. В 1946 в К. в частном доме (Якимовский пер., 8) действовала синагога, раввином был Иосиф Ицкович Табачник (1877–?); в обычные дни синагогу посещало 100–150 чел., в праздники – до 1200 чел.; в 1948 в Йом-Кипур в синагоге молилось 4 тыс. чел. В 1949 во время праздника с наружной стороны синагоги было установлено 3 репродуктора. Раввином К. с кон. 1940-х гг. был И.Ш.Эпельбойм.

В нач. 1960-х гг. в К. было закрыто еврейское кладбище. Действовала одна синагога.

В 1966–72 в К. работал Еврейский нар. муз.-драматич. т-р под рук. Рувима Левина.

В 1967 за отказ осудить «израильскую агрессию» из ун-та К. были исключены неск. евреев-студентов. В 1969 «за ведение сионистской пропаганды» был арестован Я. И. Штрамвассер (р. 1932). 21–30 июня 1971 в К. проходил суд. процесс над евреями, боровшимися за право выезда в Израиль. Д. Маоян (Черноглаз) был приговорен к 5 годам, А. Гольдфельд (р. 1946) – к 4, А. Гальперин (р. 1946) – к 2,5 года лишения свободы. В 1970–80-х гг. евреи К. активно боролись за право на выезд в Израиль и за возрождение еврейской культуры.

В кон. 1976 в К. проходил семинар по вопросам еврейской культуры. В окт. 1988 в помещении ср. школы № 56 были открыты курсы идиша, одним из преподавателей был Б.С.Сандлер. Тогда же была создана инициативная группа по организации Еврейского культурного об-ва. С 1985 в К. работает Т-р еврейской песни под рук. Ефима Черного. В 1989 была образована творч. группа «Ворт ун нигн» («Слово и мелодия») под рук. д-ра Серго Бенгельсдорфа (р. 1937, Биробиджан), сына Л.Ш.Вассерман. В том же году создано Об-во еврейской культуры, к-рое выпускало (с 1990) ежедн. газ. «Унзер кол» на идише и рус. яз, позднее стала выходить как ежемес. газ. «Наш голос» на рус. яз. С 1990 действует служба милосердия «Хесэд Иегуда». С 1991 под рук. А. Я. Бацмановой (р. 1955, Балта) работает б-ка им. И. Мангера, ставшая центром еврейской культуры Бессарабии. В 1991 и 1992 были открыты 2 еврейские общеобразоват. школы. С 1990 раввин К. – представитель М.-М. Шнеерсона З.-Т. Абельский.

В 1999 в К. проживало ок. 10 тыс. евреев.

В К. род.: А.М.Аникст, Л. И. Балцан, И. Л. Бальцан, Х. Бальцан, О.Банчик, Л.И.Бахман, Э. Белоцерковский, М. Бернштейн-Коган, С.В.Бернштейн-Коган, Я.М.Бернштейн-Коган, И.Б.Берсукер, Л.Бланк, Р.М. Бланк, А.М.Бразер, Л.Г.Брайковская, Е. А. Брилль, С.Бронстон, С.М.Бубновский, А.В.Вейсбейн, З.Вильнаи, А.М. Выводцев, М.О.Гершензон, Х.С.Герштейн, С.Г.Гинтер, О.Голдес, А.Б.Гольденвейзер, С. Горби, М.И. Готлиб, А.Ш.Гринберг, Г.Л.Гринберг, Н.Е. Гринфельд, И.М.Гурвич, Э.Дорон, П.Я.Зальцман, С.Земурай, Ю.Д. Исерлис, А. Канчик, К. Капович, Н.И.Клейман, И.М. Клейнер, Д.Кнут, Л.М.Коган-Бернштейн, И.Корн, И.М.Красильщиков, Л. Ларский, Г.М.Левенталь, И.Э.Левит, А.Либерман, С.В.Ливент-Левит, Х.Н.Лившиц, Ш.Марлин, С.Т.Махлина, Э.Мейтос, Ц.Мильштейн, З.О.Мичник, Ш.Надив, И.Л. Олейников, В.Р. Ольшевский, Б.Поляк, О.М. Рейдман, Л.И.Ремпель, Д.И.Ройтман, А.Б.Рубинштейн, И.Б.Сапир, С.Г.Сибиряков, Ю. Д. Систер, Д.Э.Скалов, Н.И. Скурту, М.А.Соколовский, М.Столяр, М.А. Таубер, З.М.Ткач, С.А. Тома, А.Тумаркина, З.Фейнман, И.Ф.Фихман, Г.А.Франк, У.Ф.Фридман, А.Н.Фрумкин, Л.А.Чижик, И.С.Шварцев, Б. А. Шнеерсон, Н.В. Эльштейн, С.Л.Эрлих, И.Э.Якир, Х.Ясский; Элиас-Йосеф Бикерман (1897–1981, Тель-Авив), историк, д-р философии (1926), в 1921–34 – в Германии, в 1934–40 – во Франции, с 1940 – в США, проф. (1952) древней истории Колумбийского ун-та, автор ряда работ по др.-еврейской истории; Илья Алексеевич Британ (1885–1941, Париж), поэт, в 1923 выслан из СССР, автор неск. сб. стихов, расстрелян в числе евреев-заложников; Сергей Григорьевич Гингер (1870–1937, Томск), архитектор, представитель модерна и неоклассицизма Петербурга–Ленинграда, автор неск. десятков проектов, в т. ч. более 20 кр. жилых домов; Шмуэль Глузберг (1898 – ?), литератор, с 1905 – в Аргентине, в 1930–40-х гг. – ред. лит.-критич. журн. «Бабель», основатель (1930) и первый секр. Аргентинского союза писателей; Меир Зореа (Зродинский) (1923–1995, Мааган-Михаэль, Израиль), ген.-майор, один из основателей партии ДАШ, деп. Кнессета 9-го созыва; Лев Наумович Карлик (1898–1975, Рязань), патофизиолог, д-р мед. наук, проф. (1931), отец М.Л.Левина, автор более 130 науч. работ, в т. ч. 13 монографий; Нахум Кремер (Шедми) (1898–1985), с 1921 – в Э.-И., в кон. 1930-х гг. – один из рук. Гаганы, в 1946 – ее представитель в Европе, затем глава Высш. воен. суда, полковник; Ефим Левит (р. 1921), литературовед, д-р филол. наук, автор более 300 работ по истории молд. лит-ры; Иосиф Ильич Либерштейн (р. 1927), агроном, д-р с.-х.наук, проф., автор более 300 работ по проблемам полевых культур Молдавии; Веньямин Тучинский (1898–1972, там же), литературовед, писал на идише, в 1920–30-х гг. публиковался в кишиневских еврейских изданиях, автор книг о лит-ре на идише; Эль Наумович Шляхов (р. 1920), эпидемиолог и иммунолог, д-р мед. наук (1966), проф. (1967), создатель и рук. кафедры эпидемиологии Кишиневского мед. ин-та, с 1990 – в Израиле, автор ок. 400 науч. работ; Михаил Яхинсон (1894–1942, Транснистрия), журналист, сотр. еврейских газ. на разн. яз. в разл. странах, в 1917 – ред. сионистского еженед. «Еврейская мысль» (Одесса).

Е.С Мосолова (авт. статьи)