БЕРДИЧЕВ
БЕРДИЧЕВ, город, районный центр в Житомирской обл. (Украина). Изв. с 15 в. как с. Бердичиково. В 16—18 вв. — в Брацлавском воеводстве в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, в Волынской губ., в 1844—45 — местечко Махновского у. Киевской губ., с 1845 — уездный город Киевской губ.
В 1765 в Б. проживало 1220 евреев, в 1775 — 788, в 1784 — 1319, в 1789 — 1951, в 1798 — 4820, в 1856 — 49 944, в 1860 — 50 399 (92,6%), в 1892 — 59 541, в 1896 — 52 579, в 1897 — 41 617 (80%), в 1910 — 57 209 (77%), в 1920 — 29 778, в 1923 — 28 384, в 1926 — 30 812 (55,6%), в 1939 — 23 266, в 1959 — ок. 6300 (11,8%), в 1970 — ок. 5700 (8%), в 1979 — 4637 (5,8%), в 1989 — 3512 евреев (3,9%).
Первое упом. о евреях Б. датировано 1593. К нач. 18 в. создан кагал. В 18 в. община Б. — одна из крупнейших и влиятельных общин (так наз. Волынский Иерусалим). В 1765 король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский учредил в Б. 3 ежегодные ярмарки, что привлекало сюда большое количество купцов (уже тогда евреи составляли большинство населения Б.). В 18 в. получили широкую известность раввины Б. Иекутиель-Залман (?—1761), Мойше-Авром бен Иехиель-Михель (?—1760), Элиэзер Либер (?—1771), Иосиф Гальперин (Иосиф Хариф). К 1785 Б. приобрел статус одного из центров хасидизма на Украине, раввином Б. стал Леви-Ицхок из Бердичева. С 1798 в Б. действовала еврейская типография, с нач. 19 в. Б. являлся центром еврейского книгопечатания на Украине и в России.
С 1812 в Б. селились многочисл. евреи-ремесленники. До сер. 19 в. Б. — крупнейший ярмарочный и торг. центр Украины, где одноврем. развивались фабричная пром-сть и ремесла, действовали крупные еврейские фирмы (Манзон, Ефрусси, Моисей Исаакович Горвиц, Леон и Израиль Френкели, Трахтенберг и др.), в нач. 1850-х гг. имелось 8 еврейских банкирских домов. Во время Крымской войны 1853—56 купцу Горвицу и банкиру И.Гальперину была объявлена высочайшая благодарность за оказание благотворительной помощи армии. Во 2-й пол. 19 в., в связи с перемещением центра торговли в Киев и сокращением торг. оборотов, усиленно развивались пром-сть и ремесла (среди евреев-ремесленников имелись ювелиры, портные, сапожники, башмачники, седельники, часовщики, оружейники, резчики, столяры, фортепьянщики, токари, кузнецы, слесари, бондари, плотники, маляры, стекольщики, медники и др.).
В 1856 в Б. действовали 53 синагоги, 89 хедеров; в 1860 — 52 синагоги, еврейская богадельня, 100 хедеров; в 1907 — 78 синагог; в 1910 — 67 синагог, 2 еврейских кладбища. Раввинами Б. в это время были: с 1883 — Давид Сойфер, с 1890 — Меер Яковлевич Марголис, в 1890-х гг. — Хаим-Лейба Песис, в 1888—1923 — Мойше Прицкер, в 1910—21 — Я.Берман. В 1896 - 1914 Я.-Ш. Мороговский был кантором в Б.
В 1870 сооружена ж. д., связавшая Б. с Казатином, позднее с Шепетовкой и Житомиром. В 1877 в Б. осн. чугунолитейный и маш.-строит. з-д, выпускавший аппаратуру для сахарной пром-сти (в 1913 — 265 рабочих), в нач. 20 в. построены песочный и рафинадный сахарные з-ды. В 1913 на 27 пром. пр-тиях занято 2 тыс. рабочих (большинство среди к-рых составляли евреи). Среди евреев-ремесленников 6 тыс. чел. занимались произ-вом обуви, 2 тыс. — дерево- и металлообработкой; 20% евреев находились за чертой бедности и жили за счет благотворительности.
С нач. 19 в. среди евреев Б. получили распространение идеи Гаскалы. По инициативе писателя и публициста И.-Б.Левинзона в нач. 1820-х гг. создан кружок любителей просвещения. В 1850 и 1860 в Б. открыто 2 казенных еврейских уч-ща 1-го разр. (наряду с ними действовал ряд частных еврейских уч-щ), благодаря усилиям д-ра И.Роттенберга в Б. была осн. гимназия и учреждена обществ. б-ка. В 1856 при содействии изв. деятеля Гаскалы Аврама Менахемовича Ратгауза (?—1886, Бердичев) в Б. был открыт пансион для девушек. В 1913 в Б. — 21 еврейское уч. заведение (в т. ч. казенное 2-классное еврейское уч-ще). Действовал врем. т-р (его здание сооружено на средства врача и предпринимателя Давида Михайловича Шеренциса), работали 3 к/т, неск. б-к, клубы, муз.-драм. об-во, об-во любителей древнееврейского языка (преп. — раввин Либерберг). В 1912 в Б. имелись еврейская больница (гл. врач — Озиас Григорьевич Шперлинг), еврейский род. дом, еврейский сиротский дом, об-во взаимного вспоможения приказчиков и коммерч. служителей из евреев. В Б. жили и работали Менделе Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем , отразившие в своих произв. образ Б. как типичного еврейского города. В 1885—1910 в Б. действовало еврейское изд-во Хаима-Якова Шефтеля.
В 1902 в Б. возник гор. к-т Бунда, в 1910 — группа «Поалей Цион». В 1905 на собраниях Бунда участвовало до 7 тыс. чел. В 1906 в Б. проходила районная конференция Бунда; на собрании Бунда была принята резолюция с протестом против запрещения рабочим говорить на идише (закон 15 нояб. 1906). В 1902—05 в Б. работала подпольная типография Бунда.
В февр. 1918 вступившие в город части гайдамаков устроили погром. 5—6 янв. 1919 в Б. произошел один из первых погромов, учиненных красноармейцами (17 чел. убиты, 40 ранены, сотни избиты и ограблены). С нач. 1920-х гг. шел процесс переселения евреев из местечек в Б. Власти превратили хоральную синагогу в «клуб воинствующих безбожников», большинство синагог было закрыто (общину Б. до нач. 1920-х гг. возглавлял раввин Шмуэль Вейнтроб). В 1921 в Б. было создано отд-ние Евсекции. Одноврем. интенсивно развивалась культурная жизнь Б. В 1918 при клубе им. Бронислава Гроссера создана еврейская драм. секция. В 1920-х гг. книгоиздатель Меир Эпштейн издавал и распространял религ. лит-ру. В нач. 1920-х гг. в Б. действовали подпольные сионистские молодежные орг-ции. В 1928 открыт ист.-культурный заповедник с мемориальными комнатами Шолом-Алейхема и др. деятелей еврейской культуры. До сер. 1930-х гг. действовала сеть еврейских школ, выходила на идише газ. «Дер арбетер» (10 номеров в мес.). В 1924 в Б. создан первый на Украине суд, где делопроиз-во велось на идише. В ряде гос. учреждений идиш признан офиц. языком (наряду с укр. и рус.). В эти годы в Б. жили и работали М.Д.Гарцман, А.Я.Каган, сложилась многочисл. еврейская интеллигенция (врачи, учителя, инженеры, педагоги и др.). 17% евреев Б. в 1934—35 были лишены избират. прав (т. н. лишенцы). В 1930-х гг. все культурные и просветит. еврейские учреждения ликвидированы, к 1941 еврейская культурная жизнь в Б. фактически прекратилась. Раввином Б. в эти годы был Шолом Фридман. В сер. 1930-х гг. в Б. действовала подпольная любавичская иешива, возглавляемая Э. Г. Пинским (1914—1942).
После нападения Германии на СССР в Б. сосредоточились евреи, бежавшие из зап. р-нов страны. К нач. июля 1941 из Б. успели эвакуироваться до 10 тыс. чел. (большинство — евреи). 7 июля 1941 герм. войска заняли Б. 28 июля было расстреляно 148 евреев, затем в теч. 2 дней — еще 850, 4 авг. — 74, 25 авг. — 546, 4 сент. — 1303 еврея. К 22 авг. 1941 все еврейское население было перемещено в гетто, для к-рого выделен р-н между гор. базаром и р. Гнилопять. Тогда же во дворе ист.-культурного заповедника расстреляно ок. 300 евреев — жителей соседних домов. 12 сент. 1941 расстреляно ок. 12 тыс. евреев — жителей Б. и окрестностей, в нач. сент. близ с. Хажин уничтожено еще св. 10 тыс. евреев. 14 сент. в Б. прибыла спец. зондеркоманда, к-рая с помощью украинской полиции в теч. 15 сент. вывезла св. 15 тыс. евреев к аэродрому в р-не хуторов Романовка и Шлемарка и расстреляла. В кон. окт. 1941 гетто в Б. ликвидировано: последние 2 тыс. евреев 3 нояб. 1941 уничтожены в р-не Сокулино. Казни избежали 150 мастеров-ремесленников, помещенных в лагерь на Лысой горе. В 1942 продолжалось уничтожение евреев, скрывавшихся в окрестностях Б.: 27 апр. расстреляно ок. 70 чел., 16 июля — 800—900 чел., в т. ч. почти все узники Лысой горы (ок. 60 чел. были переведены в гор. тюрьму; расстреляны вместе с др. заключенными в нояб. 1943 и в нач. янв. 1944, накануне освобождения Б.). Всего в 1941—44 в Б. было уничтожено 38 366 евреев.
После освобождения Б. часть эвакуированных евреев вернулась в город. В дек. 1946 открыта синагога (раввина не было; кантор — Давид Иосифович Русановский (1868—?), моэл — Абрам Шулимович Горбанский (1907—?), шохет — Исаак Давыдович Сойфер (1890—?)). В 1953 на собранные жителями Б. средства открыт памятник на месте массовых расстрелов близ аэродрома (на след. день снят по распоряжению местных властей, в 1990 обнаружен на старом еврейском кладбище и установлен у входа на него). В нач. 1960-х гг. в Б. была запрещена выпечка мацы (через неск. лет разрешена вновь). В 1983 открыт мемориальный знак на месте массового уничтожения евреев на 5-м км шоссе Б. — Райгородок, в 1987 — в 5 др. местах массовых захоронений, в 1991 на всех мемориальных плитах была выбита шестиконечная звезда.
В кон. 1980-х гг. еврейское население Б. резко сократилось в результате массового выезда евреев в др. р-ны страны, в Израиль и США. По данным переписи 1989, из 1000 евреев лишь 117 чел. считали идиш родным (858 чел. считали таковым рус. яз.). В 1989 в Б. создано Об-во еврейской культуры, с 1990-х гг. — воскресная еврейская школа, с 1991 — спорт. клуб «Маккаби». В Б. действует синагога. В 1990 над могилой Леви-Ицхока из Бердичева и его родных на старом еврейском кладбище сооружен пантеон. В 1995 на еврейском кладбище было разрушено 50 памятников.
В 1994, по оценкам Еврейского Агентства, в Б. проживало ок. 3 тыс. евреев (3%).
В Б. род.: М.Абрамович, И.Бак, В.А.Белый, Р.М.Боскис, Б.А. Вакс, А.Ф. Волькштейн, М.Д.Гарцман, П.В.Гельман, Г.Д.Гольденберг, А.Ю.Гонтарь, В.С.Горовиц, В. С. Гроссман, И. Я. Гурлянд, В.Г.Зак, С.М.Зейденберг, М.Н. Зильберштейн, А.Я.Каган, А.Каминка, В.Камраш, И.Каргман, Я.А.Корнфельд, И.С.Котляр, П.Красний, П.М.Криворуцкий, И.-И.Лернер, Н.Б.Линдер, Э. Х. Липец, Ш.М.Лифшиц, Н.Б.Лойтер, Э.Б.Лойтер, М.Г.Моргулис, Нистер, М.Нотович, Ф.Е. Нюрина,Н.Г.Прилуцкий, М.А.Рабинович, Ш.Рапопорт, А.А.Санин, А.Е.Сонц, Й.Тамир, И.Файнберг, С.Е.Файнтух, Я.С.Файнтух, З.П.Фельдман, В.С.Финкельштейн, А.-А.Фишзон, Б.А.Фраткин, И.М.Чичельницкий, Ш. Шамир, М.Шаффер, М.Э.-Г.Шенкарь; Аркадий Яковлевич Айзенберг (р. 1921), педагог, д-р пед. наук (1984), работы по истории самообразования; Марк Исаевич Байч (1884—1933, Москва), д-р философии (1918), автор работ по истории философии; Лев Аронович Вагнер (1915—1993), писатель, автор книг о жизни и творчестве изв. художников; Иосиф Ефимович Ватников (р. 1923), шахматный журналист, междунар. мастер (1977), с 1993 — в США; Софья Соломоновна Лейман (р. 1915), актриса еврейского т-ра, с 1990 — в Израиле; Иешуа-Мордхе Лифшиц (1829—1878, Бердичев), обществ. деятель, филолог, составитель рус.-идиш и идиш-рус. словарей, брат А.Л.Лифшица; Сюита Самойловна Магазинник (1905—1995, Израиль), врач-невропатолог, д-р мед. наук (1962), проф. (1970); Евгения Аркадьевна Немирова (наст. имя и фам. Шейндла Арон-Кивовна Немировская-Синявер (1899—1983, Москва), писатель, писала на рус. яз., автор книг, посв. еврейской тематике [дочь Н. — Майя Александровна Немировская (р. 1924, Москва), журналист, корр. газ. «Форвертс» (Нью-Йорк) в Москве]; Михаил Эхильевич Шварц (р. 1930), д-р техн. наук (1990), проф., специалист в обл. транспортировки нефтепродуктов, с 1998 ген. дир. ОАО СКБ «Транснефтеавтоматика», с 1999 — в Германии; Рахиль Генриховна Шиффенбауэр (1904—1949, Москва), канд. техн. наук (1938), специалист в обл. техники телевидения, впервые в СССР организовала лаб. по курсу теоретич. основ радиотехники, жена Б. Л. Шифринсона; М.Г.Шляпошников (1858—?), публицист, книгоиздатель, в нач. 20 в. основал изд-во, выпускавшее сионистскую лит-ру; Альберт М. Шульман (1902—1980, США), амер. обществ. деятель.
С.Я.Елисаветский (авт. статьи)