ВЕПРИК Александр Моисеевич: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (добавлена категория, правка текста, ссылок) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ВЕПРИК Александр Моисеевич (1899, [[Балта]] Подольской губ. – 1958, [[Москва]]), композитор, музыковед, педагог. Вскоре после рождения В. семья переехала в [[ | ВЕПРИК Александр Моисеевич (1899, [[БАЛТА|''Балта'']] Подольской губ. – 1958, [[МОСКВА|''Москва'']]), композитор, музыковед, педагог. Вскоре после рождения В. семья переехала в [[ВАРШАВА|''Варшаву'']]. Первыми педагогами В. были студенты Варшавской конс. В 1908 семья переселилась в Лейпциг, где благодаря материальной поддержке мецената В. поступил в Лейпцигскую коне, (в класс фп. К.Вендлинга) и в 1914 успешно ее окончил. | ||
1-я мир. война заставила семейство В. вернуться в Россию. Обосновавшись в [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]], В. был вынужден работать тапером во время сеансов немого кино. В 1918 поступил на комп. ф-т Петрогр. конс., в класс A.M.Житомирского и М.О.Штейнберга. В 1921–23 обучался в Моск. конс. по классу композиции Н.Я.Мясковского; преподавал там же. В 1927 по указанию А.В.Луначарского был направлен в Германию, Австрию, Францию для ознакомления с системой муз. образования. Встречался с крупнейшими композиторами П.Хиндемитом, А.Шёнбергом, М.Равелем, Д.Мийо, А.Онеггером. | |||
Вернувшись в Россию в 1928, преподавал в Моск. коне, (курс инструментовки), с 1930 проф., в 1938–42 зав. кафедрой инструментовки. С 1938 по заказу Фрунзенского оп. т-ра работал над кирг. оп. «Токтогул» (для чего специально изучил кирг. фольклор; пост. 1940, [[ФРУНЗЕ|''Фрунзе'']]; 2-я ред. совм. с А.М.Малдыбаевым). | |||
В нач. войны 1941–45 уехал в [[ПЕРМЬ|''Пермь'']], затем в [[СВЕРДЛОВСК|''Свердловск'']] (проф. Уральской конс). | |||
В 1943 возвратился в Москву. В 1950 был арестован как евр. националист. В 1954 был освобожден и реабилитирован, вернулся в Москву. | |||
В ряде произв. В. ярко звучат интонации евр. нар. музыки: «Две евр. нар. песни» (ор. 8 и ор. 10, 1926), поэма «Кадиш» (1926); стилизация плача – жанра др.-евр. фольклора), «Пляски и песни гетто» для симф. орк. (1926). В. также автор оратории «Проклятие фашизму» (1944), кантаты «Народ -герой» (1955); 2-х симф. (1931, 1938), 2-х симф. поэм, соч. для орк. «Траурная песня» (1932), «Песня ликования» (1935); сюиты для скрипки и фп. (1925); рапсодии для альта и фп. (1926); 3-х сонат для фп. (1922, 1924, 1928); инстр. пьес, романсов. Гл. музыковедческие труды В.: «Трактовка инстр-тов оркестра» (М.-Л., 1948, 2-е изд., М., 1961); «Очерки по вопросам орк. стилей» (М., 1961, 2-е изд., 1978). | |||
[[Категория:Персоналии]] | |||
[[Категория:Персоналии]] |
Версия 16:08, 29 сентября 2022
ВЕПРИК Александр Моисеевич (1899, Балта Подольской губ. – 1958, Москва), композитор, музыковед, педагог. Вскоре после рождения В. семья переехала в Варшаву. Первыми педагогами В. были студенты Варшавской конс. В 1908 семья переселилась в Лейпциг, где благодаря материальной поддержке мецената В. поступил в Лейпцигскую коне, (в класс фп. К.Вендлинга) и в 1914 успешно ее окончил.
1-я мир. война заставила семейство В. вернуться в Россию. Обосновавшись в СПб, В. был вынужден работать тапером во время сеансов немого кино. В 1918 поступил на комп. ф-т Петрогр. конс., в класс A.M.Житомирского и М.О.Штейнберга. В 1921–23 обучался в Моск. конс. по классу композиции Н.Я.Мясковского; преподавал там же. В 1927 по указанию А.В.Луначарского был направлен в Германию, Австрию, Францию для ознакомления с системой муз. образования. Встречался с крупнейшими композиторами П.Хиндемитом, А.Шёнбергом, М.Равелем, Д.Мийо, А.Онеггером.
Вернувшись в Россию в 1928, преподавал в Моск. коне, (курс инструментовки), с 1930 проф., в 1938–42 зав. кафедрой инструментовки. С 1938 по заказу Фрунзенского оп. т-ра работал над кирг. оп. «Токтогул» (для чего специально изучил кирг. фольклор; пост. 1940, Фрунзе; 2-я ред. совм. с А.М.Малдыбаевым).
В нач. войны 1941–45 уехал в Пермь, затем в Свердловск (проф. Уральской конс).
В 1943 возвратился в Москву. В 1950 был арестован как евр. националист. В 1954 был освобожден и реабилитирован, вернулся в Москву.
В ряде произв. В. ярко звучат интонации евр. нар. музыки: «Две евр. нар. песни» (ор. 8 и ор. 10, 1926), поэма «Кадиш» (1926); стилизация плача – жанра др.-евр. фольклора), «Пляски и песни гетто» для симф. орк. (1926). В. также автор оратории «Проклятие фашизму» (1944), кантаты «Народ -герой» (1955); 2-х симф. (1931, 1938), 2-х симф. поэм, соч. для орк. «Траурная песня» (1932), «Песня ликования» (1935); сюиты для скрипки и фп. (1925); рапсодии для альта и фп. (1926); 3-х сонат для фп. (1922, 1924, 1928); инстр. пьес, романсов. Гл. музыковедческие труды В.: «Трактовка инстр-тов оркестра» (М.-Л., 1948, 2-е изд., М., 1961); «Очерки по вопросам орк. стилей» (М., 1961, 2-е изд., 1978).