ЦЕДЕРБАУМ Александр Осипович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ЦЕДЕРБАУМ Александр Осипович (1816, [[Замостье]] Люблинского воеводства – 1893, [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|''СПб'']]), издатель, журналист, общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование. | ЦЕДЕРБАУМ Александр Осипович (1816, [[ЗАМОСТЬЕ (Польша)|''Замостье'']] Люблинского воеводства – 1893, [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|''СПб'']]), издатель, журналист, общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование. | ||
С 1840 – в [[ОДЕССА|''Одессе'']], активно участвовал в жизни местной общины. В 1858 перевел на др.-еврейский яз. ст. Н.И.Пирогова «Одесская талмуд-тора», сопроводив ее своим очерком о еврейском воспитании. | С 1840 – в [[ОДЕССА|''Одессе'']], активно участвовал в жизни местной общины. В 1858 перевел на др.-еврейский яз. ст. Н.И.Пирогова «Одесская талмуд-тора», сопроводив ее своим очерком о еврейском воспитании. |
Версия 11:21, 6 сентября 2022
ЦЕДЕРБАУМ Александр Осипович (1816, Замостье Люблинского воеводства – 1893, СПб), издатель, журналист, общественный деятель. Получил традиц. еврейское религ. образование.
С 1840 – в Одессе, активно участвовал в жизни местной общины. В 1858 перевел на др.-еврейский яз. ст. Н.И.Пирогова «Одесская талмуд-тора», сопроводив ее своим очерком о еврейском воспитании.
В 1860 приступил к изд. газ. «Гамелиц». В 1862–71 в качестве прилож. к «Гамелиц» издавал на идише еженед. «Кол Мевасер», привлек к участию в нем Менделе Мойхер-Сфорима, А.Голдфадена, М.Л.Лилиенблюма и др.
В 1871 переехал в Петербург, где продолжил изд. «Гамелиц», превратив его в 1886 в ежедн. газ. В 1871–73 издавал на рус. яз. газ. «Вестник рус. евреев», в 1881–90 – еженед. «Идишес фольксблат» (на идише).
В своих публистич. ст. Ц. затрагивал наиболее животрепещущие проблемы рос. еврейства, выступал против обвинений евреев в ритуальных убийствах и др.
Участвовал в палестинофильском движении. Благодаря хлопотам Ц. Мин-во внутр. дел утвердило в 1890 устав Об-ва вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине («Одесский к-т»). Ц. терпимо относился к ассимиляторским настроениям части еврейской интеллигенции, ратовал за приобщение широких масс рос. еврейства к рус. и мир. культуре. Надежды на изменение положения рос. евреев Ц. связывал с реформаторской деятельностью рос. правительства.