БРАФМАН Яков Александрович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
БРАФМАН Яков Александрович (ок. 1825, [[Клецк]] Слуцкого у. Минской губ. – 1879, [[ | БРАФМАН Яков Александрович (ок. 1825, [[КЛЕЦК|''Клецк'']] Слуцкого у. Минской губ. – 1879, [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]]), публицист. | ||
Рано осиротев, бежал из местечка, опасаясь сдачи в кантонисты. В кон. 1850-х гг. принял православие. В 1858 в [[МИНСК|''Минске'']] подал имп. Александру II записку о евреях. В 1859 вызван Синодом для объяснений в ''Петербург''. С 1860 преподавал древнеевр. в Минской духовной семинарии. | |||
Во 2-й пол. 1860-х гг. поместил в газ. «Виленский вестник» ряд ст. по истории евреев в России, в к-рых выступил с нападками на органы евр. самоуправления. С санкции местной администрации занимался собиранием и публикацией док-тов евр. общин Сев.-Зап. края, одноврем. был назначен цензором евр. кн. в [[ВИЛЬНА|''Вильне'']]. | |||
В нач. 1870-х гг. переведен в ''Петербург'', служил в Гл. управлении по делам печати МВД, цензором польск. и евр. книг. В ст. кон. 1860–1870-х гг. в «Виленском сборнике», газ. «Голос» и др. нападал на евр. кагал, обвинял Об-во для распространения просвещения между евреями России и Всемирный евр. союз («Альянс израэлит») в том, что они являются частью «всемирного евр. заговора». | |||
В 1869 опубл. за гос. счет «Книгу кагала», в к-рой пытался доказать, что евр. общины являются своеобр. гос-вом в гос-ве, считают необязательным исполнение рос. законов и имеют одной из гл. целей «умозатмение христиан». Антисемитская публицистика 2-й пол. 19 в. широко использовала высказанные Б. взгляды на евр. общину в его кн. в ходе антиевр. пропагандистской кампании. | |||
После смерти Б. «Книга кагала» выдержала еще 2 издания (1882 и 1888), была переведена на нем. и франц. яз. и получила известность в Европе. Несмотря на откровенно антисемитскую направленность «введения», опубликованные Б. док-ты – ценный источник для изучения истории евреев в России кон. 18. – нач. 19 вв. | |||
Внук Б. – поэт ''В.Ф.[[ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович|Ходасевич]]''. [[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 08:37, 17 июля 2022
БРАФМАН Яков Александрович (ок. 1825, Клецк Слуцкого у. Минской губ. – 1879, СПб), публицист.
Рано осиротев, бежал из местечка, опасаясь сдачи в кантонисты. В кон. 1850-х гг. принял православие. В 1858 в Минске подал имп. Александру II записку о евреях. В 1859 вызван Синодом для объяснений в Петербург. С 1860 преподавал древнеевр. в Минской духовной семинарии.
Во 2-й пол. 1860-х гг. поместил в газ. «Виленский вестник» ряд ст. по истории евреев в России, в к-рых выступил с нападками на органы евр. самоуправления. С санкции местной администрации занимался собиранием и публикацией док-тов евр. общин Сев.-Зап. края, одноврем. был назначен цензором евр. кн. в Вильне.
В нач. 1870-х гг. переведен в Петербург, служил в Гл. управлении по делам печати МВД, цензором польск. и евр. книг. В ст. кон. 1860–1870-х гг. в «Виленском сборнике», газ. «Голос» и др. нападал на евр. кагал, обвинял Об-во для распространения просвещения между евреями России и Всемирный евр. союз («Альянс израэлит») в том, что они являются частью «всемирного евр. заговора».
В 1869 опубл. за гос. счет «Книгу кагала», в к-рой пытался доказать, что евр. общины являются своеобр. гос-вом в гос-ве, считают необязательным исполнение рос. законов и имеют одной из гл. целей «умозатмение христиан». Антисемитская публицистика 2-й пол. 19 в. широко использовала высказанные Б. взгляды на евр. общину в его кн. в ходе антиевр. пропагандистской кампании.
После смерти Б. «Книга кагала» выдержала еще 2 издания (1882 и 1888), была переведена на нем. и франц. яз. и получила известность в Европе. Несмотря на откровенно антисемитскую направленность «введения», опубликованные Б. док-ты – ценный источник для изучения истории евреев в России кон. 18. – нач. 19 вв.
Внук Б. – поэт В.Ф.Ходасевич.