БАКСТ Лев Самойлович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Admin переименовал страницу БАКСТ в БАКСТ Лев Самойлович: дополнена фамилия имя и отчество)
(правка текста, ссылок)
Строка 1: Строка 1:
БАКСТ (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866, [[Гродно]] – 1924, Париж), театр, художник, график, живописец. В 1883–87 вольнослушатель Петерб. АХ по классу П.П.Чистякова и К.Венига. В 1893–96 учился в Париже в студии Ж.Л.Жерома, в Академии Р.Жюльена и у финского художника А.Эдельфельта, путешествовал по Европе и Африке. [[Категория:Персоналии]]В 1893—1903 один из организаторов и ведущих участников объединения «Мир иск-ва». Под влиянием творчества О.Бердсли и Т.Стейнлена сформировался как тонкий, изысканный график. Рисунки Б. 1900-х гг. для ж. «Мир иск-ва», «Золотое руно» и «Аполлон» – яркое явление европ. модерна. Выставлялся как акварелист и живописец. Наиболее известны портреты А.Н.Бенуа (1898), И.И.Левитана (1899), В.Ф.Нувеля (1895), В.В.Розанова (1901), А.Белого (1906), С.П.Дягилева (1906), а также У.Акосты (1892). Значителен вклад Б. в культуру книгоиздат. дела, в формирование нового художеств, облика книги. В 1905 Б. сотрудничал в сатирич. ж. «Жупел». В 1906—09 преподавал в Школе рисования и живописи Е.Н.Званцевой в [[Петербург|Петербурге]]. С 1909 жил гл. обр. в Париже, оформлял спектакли «Рус. сезонов» Дягилева и Бенуа. Особенно интересны эскизы костюмов к драме О.Уайльда «Саломея» (1908), созданные в стиле ориентализма, к балету «Шехерезада» на муз. Н.А.Римского-Корсакова. Б. выработал новаторские принципы живописного оформления спектаклей «Рус. сезонов». К античной теме Б. обращался при оформлении балетов «Нарцисс» Н.Н.Черепнина, «Дафнис и Хлоя» М.Равеля и «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси (над последним работал вместе с В.Ф.Нижинским). В 1909–14 оформил 12 спектаклей дягилевской антрепризы. Вернувшись в 1914 в [[Петербург]], Б. как еврей получил предписание покинуть город, и навсегда поселился во Франции. В последние годы жизни работал как модельер вместе с франц. художниками Р.Дюфи и С.[[Делоне]], оформлял спектакли в «Гранд-опера» и в труппе И.[[Рубинштейн|Рубинштейна]]. Произведения Б. находятся в Эрмитаже ([[Петербург]]), ГТГ ([[Москва]]), в отечеств. и зарубежных частных коллекциях. [[Категория:Персоналии]]
БАКСТ (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866, [[ГРОДНО|Гродно]] – 1924, Париж), театр, художник, график, живописец. В 1883–87 вольнослушатель Петерб. АХ по классу П.П.Чистякова и К.Венига. В 1893–96 учился в Париже в студии Ж.Л.Жерома, в Академии Р.Жюльена и у финского художника А.Эдельфельта, путешествовал по Европе и Африке. [[Категория:Персоналии]]
 
В 1893—1903 один из организаторов и ведущих участников объединения «Мир иск-ва». Под влиянием творчества О.Бердсли и Т.Стейнлена сформировался как тонкий, изысканный график. Рисунки Б. 1900-х гг. для ж. «Мир иск-ва», «Золотое руно» и «Аполлон» – яркое явление европ. модерна. Выставлялся как акварелист и живописец. Наиболее известны портреты А.Н.Бенуа (1898), И.И.Левитана (1899), В.Ф.Нувеля (1895), В.В.Розанова (1901), А.Белого (1906), С.П.Дягилева (1906), а также У.Акосты (1892). Значителен вклад Б. в культуру книгоиздат. дела, в формирование нового художеств, облика книги. В 1905 Б. сотрудничал в сатирич. ж. «Жупел». В 1906—09 преподавал в Школе рисования и живописи Е.Н.Званцевой в [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]].[[Категория:Персоналии]]
 
С 1909 жил гл. обр. в Париже, оформлял спектакли «Рус. сезонов» Дягилева и Бенуа. Особенно интересны эскизы костюмов к драме О.Уайльда «Саломея» (1908), созданные в стиле ориентализма, к балету «Шехерезада» на муз. Н.А.Римского-Корсакова. Б. выработал новаторские принципы живописного оформления спектаклей «Рус. сезонов». К античной теме Б. обращался при оформлении балетов «Нарцисс» Н.Н.Черепнина, «Дафнис и Хлоя» М.Равеля и «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси (над последним работал вместе с В.Ф.Нижинским). В 1909–14 оформил 12 спектаклей дягилевской антрепризы. [[Категория:Персоналии]]
 
Вернувшись в 1914 в СПБ, Б. как еврей получил предписание покинуть город, и навсегда поселился во Франции. В последние годы жизни работал как модельер вместе с франц. художниками Р.Дюфи и С.[[ДЕЛОНЕ|Делоне]], оформлял спектакли в «Гранд-опера» и в труппе И.[[РУБИНШТЕЙН |Рубинштейна]]. Произведения Б. находятся в Эрмитаже (СПб), ГТГ ([[МОСКВА|Москва]]), в отечеств. и зарубежных частных коллекциях. [[Категория:Персоналии]]

Версия 08:56, 7 февраля 2021

БАКСТ (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866, Гродно – 1924, Париж), театр, художник, график, живописец. В 1883–87 вольнослушатель Петерб. АХ по классу П.П.Чистякова и К.Венига. В 1893–96 учился в Париже в студии Ж.Л.Жерома, в Академии Р.Жюльена и у финского художника А.Эдельфельта, путешествовал по Европе и Африке.

В 1893—1903 один из организаторов и ведущих участников объединения «Мир иск-ва». Под влиянием творчества О.Бердсли и Т.Стейнлена сформировался как тонкий, изысканный график. Рисунки Б. 1900-х гг. для ж. «Мир иск-ва», «Золотое руно» и «Аполлон» – яркое явление европ. модерна. Выставлялся как акварелист и живописец. Наиболее известны портреты А.Н.Бенуа (1898), И.И.Левитана (1899), В.Ф.Нувеля (1895), В.В.Розанова (1901), А.Белого (1906), С.П.Дягилева (1906), а также У.Акосты (1892). Значителен вклад Б. в культуру книгоиздат. дела, в формирование нового художеств, облика книги. В 1905 Б. сотрудничал в сатирич. ж. «Жупел». В 1906—09 преподавал в Школе рисования и живописи Е.Н.Званцевой в СПб.

С 1909 жил гл. обр. в Париже, оформлял спектакли «Рус. сезонов» Дягилева и Бенуа. Особенно интересны эскизы костюмов к драме О.Уайльда «Саломея» (1908), созданные в стиле ориентализма, к балету «Шехерезада» на муз. Н.А.Римского-Корсакова. Б. выработал новаторские принципы живописного оформления спектаклей «Рус. сезонов». К античной теме Б. обращался при оформлении балетов «Нарцисс» Н.Н.Черепнина, «Дафнис и Хлоя» М.Равеля и «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси (над последним работал вместе с В.Ф.Нижинским). В 1909–14 оформил 12 спектаклей дягилевской антрепризы.

Вернувшись в 1914 в СПБ, Б. как еврей получил предписание покинуть город, и навсегда поселился во Франции. В последние годы жизни работал как модельер вместе с франц. художниками Р.Дюфи и С.Делоне, оформлял спектакли в «Гранд-опера» и в труппе И.Рубинштейна. Произведения Б. находятся в Эрмитаже (СПб), ГТГ (Москва), в отечеств. и зарубежных частных коллекциях.