ЯКОБСОН Леонид Вениаминович: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (1904, [[ | ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (1904, [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|'''''СПб''''']] – 1975, [[МОСКВА|'''''Москва''''']]), балетмейстер. В 1926 окончил Ленингр. хореогр. уч-ще. | ||
Работал в Ленингр. т-ре оп. и бал. им. С.М.Кирова (1926–33), затем в Большом т-ре в Москве (1933–42). Исполнял классич. и гротесковые партии: Гость в костюме летучей мыши («Щелкунчик» П.И.Чайковского), Акробат («Красный мак» Р.М.Глиэра), Кот в сапогах («Спящая красавица» Чайковского) и др. С 1942 – в Ленинграде, балетмейстер Т-ра оп. и бал. им. С.М.Кирова (с перерывом в 1951–55). | |||
Первая серьезная пост. Я. – 2-й акт бал. «Золотой век» Д.Д.Шостаковича (Т-р оп. и бал. им. Кирова, 1930). С 1930-х гг. ставил бал. в Ленингр. хореогр. уч-ще: 1-й акт «Чавдарчо» В.В.Волошинова и М.И.Чулаки (1932), «Тиль Уленшпигель» Р.Штрауса (1933), «Ромео и Джульетта» на муз. Чайковского и «Испанское каприччио» на муз. Н.А.Римского-Корсакова (оба – 1944), «Каменный гость» на муз. М.И.Глинки – Б.В.Асафьева (1946). Ведущей формой в творчестве Я. стала хореогр. миниатюра. | |||
В кон. 1950-х гг. неск. миниатюр были объединены в спектакль «Хореогр. миниатюры» (Т-р оп. и бал. им. Кирова, 1958), куда вошли «Птица и охотник» на муз. Э.Грига, «Полишинель» на муз. С.В.Рахманинова, «Венский вальс» на муз. Штрауса, «Тройка» на муз. И.Ф.Стравинского, «Триптих на темы Родена» на муз. К.Дебюсси и др. Там же Я. поставил: «Шурале» Ф.З.Яруллина (1950), «Спартак» А.И.Хачатуряна (1956), «Новеллы любви» на муз. М.Равеля (1963), «Страна чудес» И.И.[[ШВАРЦ Исаак Иосифович|'''''Шварца''''']] (1967). В Ленингр. Малом т-ре поставил «Испанское каприччио», «Сольвейг» на муз. Э.Грига (оба – 1952); в Большом т-ре в Москве – «Шурале» (1955), «Спартак» (1962). | |||
В 1969–75 худож. рук. ленингр. анс. «Хореографические миниатюры», где поставил: «Одноактные балеты», включавшие в себя «Экзерсис XX века» на муз. И.-С.Баха, «Контрасты», «Бродячий цирк» и «Негритянский концерт» на муз. Стравинского (все – 1971), «Блестящий дивертисмент» на муз. Глинки (1973), «Клоп» на муз. Шостаковича, «Сюрприз» на муз. И.Гайдна (оба – 1974) и др.; цикл «Классицизм – романтизм», куда входили «Па-де-труа» на муз. Дж.Россини, «Па-де-катр» на муз. В.Беллини, «Умирающий лебедь» К.Сен-Санса, «Полет Тальони» на муз. В.-А.Моцарта, «Средневековый танец с поцелуями» на муз. С.С.Прокофьева (все – 1971), а также циклы: «Моцартиана», «Русские миниатюры», «Роден», «Хореографические зарисовки». Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Стал. пр. СССР (1951). | |||
[[Категория:Персоналии]] | |||
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] |
Текущая версия на 18:31, 15 января 2024
ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (1904, СПб – 1975, Москва), балетмейстер. В 1926 окончил Ленингр. хореогр. уч-ще.
Работал в Ленингр. т-ре оп. и бал. им. С.М.Кирова (1926–33), затем в Большом т-ре в Москве (1933–42). Исполнял классич. и гротесковые партии: Гость в костюме летучей мыши («Щелкунчик» П.И.Чайковского), Акробат («Красный мак» Р.М.Глиэра), Кот в сапогах («Спящая красавица» Чайковского) и др. С 1942 – в Ленинграде, балетмейстер Т-ра оп. и бал. им. С.М.Кирова (с перерывом в 1951–55).
Первая серьезная пост. Я. – 2-й акт бал. «Золотой век» Д.Д.Шостаковича (Т-р оп. и бал. им. Кирова, 1930). С 1930-х гг. ставил бал. в Ленингр. хореогр. уч-ще: 1-й акт «Чавдарчо» В.В.Волошинова и М.И.Чулаки (1932), «Тиль Уленшпигель» Р.Штрауса (1933), «Ромео и Джульетта» на муз. Чайковского и «Испанское каприччио» на муз. Н.А.Римского-Корсакова (оба – 1944), «Каменный гость» на муз. М.И.Глинки – Б.В.Асафьева (1946). Ведущей формой в творчестве Я. стала хореогр. миниатюра.
В кон. 1950-х гг. неск. миниатюр были объединены в спектакль «Хореогр. миниатюры» (Т-р оп. и бал. им. Кирова, 1958), куда вошли «Птица и охотник» на муз. Э.Грига, «Полишинель» на муз. С.В.Рахманинова, «Венский вальс» на муз. Штрауса, «Тройка» на муз. И.Ф.Стравинского, «Триптих на темы Родена» на муз. К.Дебюсси и др. Там же Я. поставил: «Шурале» Ф.З.Яруллина (1950), «Спартак» А.И.Хачатуряна (1956), «Новеллы любви» на муз. М.Равеля (1963), «Страна чудес» И.И.Шварца (1967). В Ленингр. Малом т-ре поставил «Испанское каприччио», «Сольвейг» на муз. Э.Грига (оба – 1952); в Большом т-ре в Москве – «Шурале» (1955), «Спартак» (1962).
В 1969–75 худож. рук. ленингр. анс. «Хореографические миниатюры», где поставил: «Одноактные балеты», включавшие в себя «Экзерсис XX века» на муз. И.-С.Баха, «Контрасты», «Бродячий цирк» и «Негритянский концерт» на муз. Стравинского (все – 1971), «Блестящий дивертисмент» на муз. Глинки (1973), «Клоп» на муз. Шостаковича, «Сюрприз» на муз. И.Гайдна (оба – 1974) и др.; цикл «Классицизм – романтизм», куда входили «Па-де-труа» на муз. Дж.Россини, «Па-де-катр» на муз. В.Беллини, «Умирающий лебедь» К.Сен-Санса, «Полет Тальони» на муз. В.-А.Моцарта, «Средневековый танец с поцелуями» на муз. С.С.Прокофьева (все – 1971), а также циклы: «Моцартиана», «Русские миниатюры», «Роден», «Хореографические зарисовки». Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Стал. пр. СССР (1951).