АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок) |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843, [[Вильна]] – 1902, Бад-Гомбург-фор-дер Хеэ, похоронен в [[ | АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843, [[ВИЛЬНА|Вильна]] – 1902, Бад-Гомбург-фор-дер Хеэ, похоронен в [[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]]), скульптор. Проф. (1880), д.ч. АХ (1893). Рисовал с детства, был отдан в учение к резчику по дереву. В 17 лет ушел от хозяина, самостоятельно изучал историю, литературу, франц. язык. Поступил в АХ в Спб (1862–68), где учился у Н.С.Пименова, И.И.Реймерса. | ||
Сблизился с И.Е.Репиным, позже с И.Н.Крамским и В.В.Стасовым, сыгравшим большую роль в формировании художника. Первые самостоятельные работы посвящены еврейской жизни, впечатлениям детства. Существуют наброски к задуманным А. еврейским типам и сценам: «Моисей», «Самсон», «Дебора», «Шейлок», «Иеремия», «Спиноза» и др. Жил в Петербурге. | |||
С 1871 – в Италии, в кон. 1877 поселился в Париже. В 1875 участвовал в конкурсе на пам. А.С.Пушкину. | |||
В 1893 А. устроил в Петербурге свою выставку, которая имела успех у интеллигенции, но была крайне неприязненно встречена черносотенными кругами; художник был оскорблен нападками антисемитов, считавших, что он не имеет права изображать героев русской истории, христианских святых. А. много писал, известны его статьи по вопросам иск-ва в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», ж. «Искусство и худ. пром-сть», в «Вестнике Европы» в 1887 опубл. его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Йзак» – хронику из евр. жизни (рукопись в ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в СПб.), письма А., собранные В.В.Стасовым, изд. Вольфом в 1905. | |||
Осн. работы: «Еврей-портной» (1864, дер.), «Скупой» (1868, кость, дер.), «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость), «Спор о Талмуде» (1868, воск, дер.), «Нападение инквизиции на евреев (1863–69, воск), «Иван Грозный» (1870–71, гипс, утрачен; 1871 бр.; 1875, мр., в 1871 за эту скульптуру получил звание академика), «Смерть Сократа» (1875, мр.), надгробный пам. кн. Оболенской (1876, Рим), горельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба – 1876), барельеф-портрет барона М.Гинцбурга (1878), «Спиноза» (1882, мр.), «Ярослав Мудрый» (1889, майолика), «Нестор-летописец» (1890, мр.), «Ермак» (1891, мр.), «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895), статуя имп. Александра II (1896), статуя имп. Александра III (для установки в залах Музея имп. Александра III), памятник имп. Екатерины II для Вильны (1897) и др. Большая зол. медаль и кавалерский знак орд. Почетного легиона (1878, Всемир. выставка в Париже); первая зол. медаль (1892, Междунар. выставка в Мюнхене); зол. медаль и командорский крест Почетного легиона (1900, Всемир. выставка в Париже). Почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской А.Х. | |||
Произведения хранятся в ГРМ, ГТГ, в Саратовском худ. музее им. А.Н.Радищева, в частн. собр. [[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 16:52, 16 февраля 2023
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843, Вильна – 1902, Бад-Гомбург-фор-дер Хеэ, похоронен в СПб), скульптор. Проф. (1880), д.ч. АХ (1893). Рисовал с детства, был отдан в учение к резчику по дереву. В 17 лет ушел от хозяина, самостоятельно изучал историю, литературу, франц. язык. Поступил в АХ в Спб (1862–68), где учился у Н.С.Пименова, И.И.Реймерса.
Сблизился с И.Е.Репиным, позже с И.Н.Крамским и В.В.Стасовым, сыгравшим большую роль в формировании художника. Первые самостоятельные работы посвящены еврейской жизни, впечатлениям детства. Существуют наброски к задуманным А. еврейским типам и сценам: «Моисей», «Самсон», «Дебора», «Шейлок», «Иеремия», «Спиноза» и др. Жил в Петербурге.
С 1871 – в Италии, в кон. 1877 поселился в Париже. В 1875 участвовал в конкурсе на пам. А.С.Пушкину.
В 1893 А. устроил в Петербурге свою выставку, которая имела успех у интеллигенции, но была крайне неприязненно встречена черносотенными кругами; художник был оскорблен нападками антисемитов, считавших, что он не имеет права изображать героев русской истории, христианских святых. А. много писал, известны его статьи по вопросам иск-ва в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», ж. «Искусство и худ. пром-сть», в «Вестнике Европы» в 1887 опубл. его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Йзак» – хронику из евр. жизни (рукопись в ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в СПб.), письма А., собранные В.В.Стасовым, изд. Вольфом в 1905.
Осн. работы: «Еврей-портной» (1864, дер.), «Скупой» (1868, кость, дер.), «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость), «Спор о Талмуде» (1868, воск, дер.), «Нападение инквизиции на евреев (1863–69, воск), «Иван Грозный» (1870–71, гипс, утрачен; 1871 бр.; 1875, мр., в 1871 за эту скульптуру получил звание академика), «Смерть Сократа» (1875, мр.), надгробный пам. кн. Оболенской (1876, Рим), горельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба – 1876), барельеф-портрет барона М.Гинцбурга (1878), «Спиноза» (1882, мр.), «Ярослав Мудрый» (1889, майолика), «Нестор-летописец» (1890, мр.), «Ермак» (1891, мр.), «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895), статуя имп. Александра II (1896), статуя имп. Александра III (для установки в залах Музея имп. Александра III), памятник имп. Екатерины II для Вильны (1897) и др. Большая зол. медаль и кавалерский знак орд. Почетного легиона (1878, Всемир. выставка в Париже); первая зол. медаль (1892, Междунар. выставка в Мюнхене); зол. медаль и командорский крест Почетного легиона (1900, Всемир. выставка в Париже). Почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской А.Х.
Произведения хранятся в ГРМ, ГТГ, в Саратовском худ. музее им. А.Н.Радищева, в частн. собр.