ТАИРОВ Александр Яковлевич: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ТАИРОВ (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, Ромны Полтавской губ. – 1950, Москва), режиссер. В 1906–07 актер в Т-ре В.Ф.Комиссаржевской ( | ТАИРОВ (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, [[РОМНЫ|Ромны]] Полтавской губ. – 1950, [[МОСКВА|Москва]]), режиссер. | ||
В 1906–07 актер в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской ([[САНКТ-ПЕТЕРБУРГ|СПб]]). В 1908 в Передвижном т-ре П. Гайдебурова поставил «Гамлет» У. Шекспира и «Дядя Ваня» А. П. Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра (Москва), в том же году поставил «Желтую кофту» Х. Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера. | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
[[Категория:Персоналии]] | |||
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
В 1914 вместе с А. Г. Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р (Москва), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью – «Сакунтула» Калидасы, «Жизнь есть сон» П. Кальдерона (1914), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915), «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост. пантомимы «Духов день в Толедо» М. А. Кузмина (1916), оп-ты «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922), «Оперы нищих» Б. Брехта (муз. К. Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920–30-х гг. наиб. значит.: «Федра» Ж. Расина (1921), «Гроза» А. Н. Островского (1924), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933). | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. «Богатыри» (на муз. А. П. Бородина, либр. Д. Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, «заведших театр в тупик», и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. – пред. Моск. союза артистов, в 1919–36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр. секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935). | |||
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]] | |||
Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921. | |||
[[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия на 19:27, 17 января 2023
ТАИРОВ (наст. фам. Корнблит) Александр Яковлевич (1885, Ромны Полтавской губ. – 1950, Москва), режиссер.
В 1906–07 актер в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (СПб). В 1908 в Передвижном т-ре П. Гайдебурова поставил «Гамлет» У. Шекспира и «Дядя Ваня» А. П. Чехова. В 1913 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и поступил в труппу Свободного т-ра (Москва), в том же году поставил «Желтую кофту» Х. Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера.
В 1914 вместе с А. Г. Коонен и гр. актеров создал Камерный т-р (Москва), где работал до 1949. Пост. Т. отличались изысканностью формы и яркой театральностью – «Сакунтула» Калидасы, «Жизнь есть сон» П. Кальдерона (1914), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915), «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (1916). Талантливый экспериментатор, Т. отказался от сценической коробки; обращался к пост. пантомимы «Духов день в Толедо» М. А. Кузмина (1916), оп-ты «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922), «Оперы нищих» Б. Брехта (муз. К. Вейля, 1930) и др. Среди др. пост. 1920–30-х гг. наиб. значит.: «Федра» Ж. Расина (1921), «Гроза» А. Н. Островского (1924), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933).
В 1936 постановлением К-та по делам иск-в при СНК СССР была запрещена комич. оп. «Богатыри» (на муз. А. П. Бородина, либр. Д. Бедного). В 1949 Т. был обвинен в космополитических, формалистических взглядах, «заведших театр в тупик», и отстранен от руководства т-ром. В 1917 Т. – пред. Моск. союза артистов, в 1919–36 чл. през. ЦК профсоюза работников иск-в, с 1944 вице-през. театр. секции ВОКС. Нар. арт. РСФСР (1935).
Соч.: Прокламация художника. М., 1917; Записки режиссера. М., 1921.