ЛАТВИЯ: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В Витебской губ. евреи составляли 71% ремесленников. Среди ремесел наиболее распространенными были портняжное, обувное, столярное, слесарное. Земледелием занималось 3,3% евреев. По данным ЕКО, 18,5% еврейских семей нуждались в материальной помощи, и этот процент постоянно увеличивался. В Динабурге работали 2 еврейские профшколы, частично субсидируемые ОРТом и ЕКО. Во всех городах функционировали хедеры и талмуд-торы традиц. типа. Еврейство Латгалии принимало активное участие в деятельности орг-ций Бунда и «Поалей Цион», рев. выступлениях 1905, еврейской самообороне, сионистском движении. [[Категория:География]] | В Витебской губ. евреи составляли 71% ремесленников. Среди ремесел наиболее распространенными были портняжное, обувное, столярное, слесарное. Земледелием занималось 3,3% евреев. По данным ЕКО, 18,5% еврейских семей нуждались в материальной помощи, и этот процент постоянно увеличивался. В Динабурге работали 2 еврейские профшколы, частично субсидируемые ОРТом и ЕКО. Во всех городах функционировали хедеры и талмуд-торы традиц. типа. Еврейство Латгалии принимало активное участие в деятельности орг-ций Бунда и «Поалей Цион», рев. выступлениях 1905, еврейской самообороне, сионистском движении. [[Категория:География]] | ||
Среди раввинов Курляндии и Лифляндии были известны М.[[Элиасберг]], А.И.[[Кук]], Л.Б.[[Овчинский]], Латгалии – раввин Двинска Меир-Симха га-Коген (1842–1926) и И.[[Розин]]. Видное место в религ.-сионистском движении Латгалии занимала семья [[ДОН-ИХЬЕ|Дон-Ихье]]. В Л. работали видные деятели еврейской культуры: историки Р.И.Вундербар (1812–1868), И.Иоффе (1871–?), композитор и музыковед Ш.[[РОЗОВСКИЙ Шломо|Розовский]] и др. [[Категория:География]] | Среди раввинов Курляндии и Лифляндии были известны М.[[Элиасберг]], А.И.[[Кук]], Л.Б.[[Овчинский]], Латгалии – раввин Двинска Меир-Симха га-Коген (1842–1926) и И.[[Розин]]. Видное место в религ.-сионистском движении Латгалии занимала семья [[ДОН-ИХЬЕ Иегуда-Лейб|Дон-Ихье]]. В Л. работали видные деятели еврейской культуры: историки Р.И.Вундербар (1812–1868), И.Иоффе (1871–?), композитор и музыковед Ш.[[РОЗОВСКИЙ Шломо|Розовский]] и др. [[Категория:География]] | ||
С кон. 19 в. в Л. активно действовали еврейские партии и обществ. орг-ции: Бунд, ОПЕ и др. Во всех четырех Гос. Думах от Курляндии было по одному депутату-еврею. Евреи Л. деятельно участвовали в сионистском движении. Группы «Ховевей Цион» работали в Риге, Либаве (совр. [[ЛИЕПАЯ|Лиепая]]), Двинске, Крейцбурге и др.; члены этого движения были среди основателей Хадеры в кон. 19 в. и мн. кибуцев в 20 в. [[Категория:География]] | С кон. 19 в. в Л. активно действовали еврейские партии и обществ. орг-ции: Бунд, ОПЕ и др. Во всех четырех Гос. Думах от Курляндии было по одному депутату-еврею. Евреи Л. деятельно участвовали в сионистском движении. Группы «Ховевей Цион» работали в Риге, Либаве (совр. [[ЛИЕПАЯ|Лиепая]]), Двинске, Крейцбурге и др.; члены этого движения были среди основателей Хадеры в кон. 19 в. и мн. кибуцев в 20 в. [[Категория:География]] | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
В 1925–35 из Л. выехало ок. 6200 евреев, св. 4500 из них – в Э.-И. Местные власти и сионистские орг-ции оказывали помощь переселенцам в Э.-И., уезжавшим из Л. через портовые города. [[Категория:География]] | В 1925–35 из Л. выехало ок. 6200 евреев, св. 4500 из них – в Э.-И. Местные власти и сионистские орг-ции оказывали помощь переселенцам в Э.-И., уезжавшим из Л. через портовые города. [[Категория:География]] | ||
В 1919 евреи Л. получили культурную автономию. Еврейский отдел при Мин-ве просвещения, руководивший широкой сетью школ с преподаванием на иврите и идише, возглавлял инженер Я.Ландау. Большинство школ с преподаванием на идише находились в ведении Центр. еврейской школьной орг-ции, школы с преподаванием на иврите – в ведении орг-ции «Га-Море», объединявшей учителей-сионистов. В 1920 в Л. было 8 еврейских гимназий (950 уч-ся); пр-во Л. содержало 2 еврейские гимназии, еврейские органы самоуправления – 1, еврейские орг-ции – 3, частн. лица – 2 гимназии. В 1922 в Л. – 52 еврейских нар. школы (8117 уч-ся); местное самоуправление содержало 31 школу. В 1928–29 в 85 нач. еврейских школах обучалось ок. 10,5 тыс. детей, работали 599 учителей. Действовали 4 проф. школы (300 уч-ся, 37 преподавателей). Преподават. кадры готовили в гос. ин-тах. Функционировали курсы для воспитателей дет. садов, нар. ун-ты, вечерние школы для рабочей молодежи, просветит. клубы, т-р на идише (с 1927). Выходили газеты на идише: «Дос Фолк», «Фриморгн», «Овнт пост» (в провинции – «Моргн пост»), еженед. «Найер фрайтиг» и др. Известны были Я.-З.-В.Э.[[Лаецкий-Бертольди]] – ред. «Дос Фолк» и «Фриморгн»; Я.[[Гельман]], И.Винник (1895–1942, ум. в лагере в Сибири) – видный сионистский и обществ. деятель, один из основателей и ред. газ. «Идише фолькштиме», ред. газ. «Дос Фолк», «Унзер вег», «Дер Руф» и «Фриморгн». Журналисты-евреи активно печатались в рус. газ. «Сегодня» и «Сегодня вечером». [[Категория:География]] | В 1919 евреи Л. получили культурную автономию. Еврейский отдел при Мин-ве просвещения, руководивший широкой сетью школ с преподаванием на иврите и идише, возглавлял инженер Я.Ландау. Большинство школ с преподаванием на идише находились в ведении Центр. еврейской школьной орг-ции, школы с преподаванием на иврите – в ведении орг-ции «Га-Море», объединявшей учителей-сионистов. В 1920 в Л. было 8 еврейских гимназий (950 уч-ся); пр-во Л. содержало 2 еврейские гимназии, еврейские органы самоуправления – 1, еврейские орг-ции – 3, частн. лица – 2 гимназии. В 1922 в Л. – 52 еврейских нар. школы (8117 уч-ся); местное самоуправление содержало 31 школу. В 1928–29 в 85 нач. еврейских школах обучалось ок. 10,5 тыс. детей, работали 599 учителей. Действовали 4 проф. школы (300 уч-ся, 37 преподавателей). Преподават. кадры готовили в гос. ин-тах. Функционировали курсы для воспитателей дет. садов, нар. ун-ты, вечерние школы для рабочей молодежи, просветит. клубы, т-р на идише (с 1927). Выходили газеты на идише: «Дос Фолк», «Фриморгн», «Овнт пост» (в провинции – «Моргн пост»), еженед. «Найер фрайтиг» и др. Известны были Я.-З.-В.Э.[[ЛАЕЦКИЙ-БЕРТОЛЬДИ Яков Зеев Вульф Эльясович| Лаецкий-Бертольди]] – ред. «Дос Фолк» и «Фриморгн»; Я.[[ГЕЛЬМАН Яков| Гельман]], И.Винник (1895–1942, ум. в лагере в Сибири) – видный сионистский и обществ. деятель, один из основателей и ред. газ. «Идише фолькштиме», ред. газ. «Дос Фолк», «Унзер вег», «Дер Руф» и «Фриморгн». Журналисты-евреи активно печатались в рус. газ. «Сегодня» и «Сегодня вечером». [[Категория:География]] | ||
Важнейшими еврейскими политич. партиями Л. 1920–30-х гг. являлись партии общих сионистов, сионистов-ревизионистов (Л. была первой страной, где в дек. 1923 после визита З.[[ЖАБОТИНСКИЙ Зеев|Жаботинского]] были созданы партия сионистов-ревизионистов и Бейтар), Мизрахи, «Цеирей Цион», «Нац. демократы», Бунд, «Агудат Исроэль». Со времени образования независимой Л. эти партии имели своих представителей в органах гос. власти, среди к-рых М.[[Дубин]], М.Я.[[Лазерсон]], Н.Майзель (1891–1956), П.М.[[Минц]], М.[[Нурок]]. Еврейские партии были представлены в Нац. совете (7 деп. в 1918–20), Учредит. собрании (8 деп. в 1920–22). В 4 парламентах, действовавших в Л. в 1923–33, число депутатов-евреев постоянно уменьшалось (6 чел. в 1-м парламенте, 5 – во 2 и 3-м, 3 – в 4-м). [[Категория:География]] | Важнейшими еврейскими политич. партиями Л. 1920–30-х гг. являлись партии общих сионистов, сионистов-ревизионистов (Л. была первой страной, где в дек. 1923 после визита З.[[ЖАБОТИНСКИЙ Зеев|Жаботинского]] были созданы партия сионистов-ревизионистов и Бейтар), Мизрахи, «Цеирей Цион», «Нац. демократы», Бунд, «Агудат Исроэль». Со времени образования независимой Л. эти партии имели своих представителей в органах гос. власти, среди к-рых М.[[Дубин]], М.Я.[[Лазерсон]], Н.Майзель (1891–1956), П.М.[[Минц]], М.[[Нурок]]. Еврейские партии были представлены в Нац. совете (7 деп. в 1918–20), Учредит. собрании (8 деп. в 1920–22). В 4 парламентах, действовавших в Л. в 1923–33, число депутатов-евреев постоянно уменьшалось (6 чел. в 1-м парламенте, 5 – во 2 и 3-м, 3 – в 4-м). [[Категория:География]] | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
В начавшейся в кон. 1980-х гг. борьбе за восстановление независимости Л. принимали активное участие Маврик Вульфсон, Абрам Клецкиц, Григорий Крупников, Рута Марьяш, Борис Цилевич и др. [[Категория:География]] | В начавшейся в кон. 1980-х гг. борьбе за восстановление независимости Л. принимали активное участие Маврик Вульфсон, Абрам Клецкиц, Григорий Крупников, Рута Марьяш, Борис Цилевич и др. [[Категория:География]] | ||
В 1988 было образовано Латвийское об-во еврейской культуры (ЛОЕК). В 1990–2003 гл. раввин Риги и Л. был представитель М.-М.[[ШНЕЕРСОН Мкнахем-Мендл|Шнеерсона]] Н. З. [[БАРКАН Натан Зусманович |Баркан]]. В 1998 создан Центр изучения иудаики Латвийского ун-та (пред. Р.[[Фербер]]), в 2003 – Совет еврейских общин Л. (пред. – Аркадий Сухаренко). В 2003 действовали общины в [[ВЕНТСПИЛС|Вентспилсе]], Екабпилсе, Елгаве, Лиепае, [[ЛУДЗЬ|Лудзе]], Резекне, Риге, Талси. (См. ст. об отд. гор. Л.) [[Категория:География]] | В 1988 было образовано Латвийское об-во еврейской культуры (ЛОЕК). В 1990–2003 гл. раввин Риги и Л. был представитель М.-М.[[ШНЕЕРСОН Мкнахем-Мендл|Шнеерсона]] Н. З. [[БАРКАН Натан Зусманович |Баркан]]. В 1998 создан Центр изучения иудаики Латвийского ун-та (пред. Р.[[ФЕРБЕР Рувин Симонович|Фербер]]), в 2003 – Совет еврейских общин Л. (пред. – Аркадий Сухаренко). В 2003 действовали общины в [[ВЕНТСПИЛС|Вентспилсе]], Екабпилсе, Елгаве, Лиепае, [[ЛУДЗЬ|Лудзе]], Резекне, Риге, Талси. (См. ст. об отд. гор. Л.) [[Категория:География]] |
Версия 16:53, 25 января 2021
ЛАТВИЯ, историческое название Латвийской Республики. Столица – Рига. Включает терр. трех ист. областей – Курляндию (Курземе и Земгале), часть терр. Лифляндии и Латгалию. В 13 в. образовано Ливонское гос-во (конфедерация 5 феод. гос-в: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Курляндское, Дерптское и Эзельское епископства), в 1561 разделилось на Курляндское герцогство (вассал Польского кор-ва, затем – Речи Посполитой), Пилтенскую обл. (входившую в состав самостоят. Курляндского епископства). С 1561 Латгалия и Лифляндия – в составе Польского кор-ва (с 1569 – Речи Посполитой), с 1629 Лифляндия – в составе Швеции. На протяжении 18 в. терр. Л. вошла в состав Рос. империи: с 1710 – Рига, с 1721 – Лифляндия, с 1772 – Латгалия, с 1795 – Курляндское герцогство и Пилтенская обл. В 1920 образована независимая Латвийская Республика. В июле 1940 на терр. Л. введены сов. войска; 21 июля 1940 образована ЛатвССР, с авг. 1940 – в составе СССР. С весны 1990 – Латвийская Республика (Декларация о гос. суверенитете).
В 12–13 вв. герм. рыцари завоевали терр. совр. Л.; в 1306 евреям было запрещено селиться в созданном на этой терр. Ливонском гос-ве. Однако обнаруженные близ Митавы (совр. Елгава) еврейские надгробия 14 в., а также бухгалтерская запись от 1536 рижского купца о продаже «еврею Якову» ткани и одежды свидетельствуют о том, что запрет не всегда соблюдался. После распада Ливонского гос-ва в Курляндском герцогстве и Лифляндии гильдии нем. купцов и ремесленников, опасаясь конкуренции из-за ожидаемого наплыва евреев из Польского кор-ва и Вел. кн-ва Литовского, добились включения в соглашение о капитуляции (28 нояб. 1561) запрета евреям «заниматься в Ливонии торговлей и откупом налогов и пошлин», а также пользоваться какими-либо правами. Однако именно во 2-й пол. 16 в. евреи из Речи Посполитой стали развивать торг. деятельность в Лифляндии. Города, особенно Рига, ходатайствовали об изгнании евреев (в 1593 евреям было запрещено проживать в Риге). Но евреи не покидали страну, приезжая в т. ч. и в Ригу. Курляндское герцогство, заинтересованное в увеличении доходов в гос. казну, стремилось привлечь туда евреев. Несмотря на сопротивление церкви, купечества и ремесленников, в обход указа 1306 и обязательства 1561 евреям было разрешено проживать в герцогстве на правах «иностранцев».
Иным было положение евреев Пилтенской обл. Для увеличения доходов от своих владений (до продажи владений в 1559 датскому королю) епископ разрешил селиться в области богатым евреям. Проживание в епископстве, личном владении датского, а с 1585 – польск. королей, освобождало евреев от мн. ограничений; они получили право постоянного проживания, организации общины (первой на терр. Курляндии), занятия торговлей и ремеслами. По мнению нек-рых историков, с 1570 евреи пользовались правом гражданства.
В Латгалии евреи поселились позднее, чем в др. областях Л. Во 2-й пол. 17 в. часть польско-литовского еврейства, уцелевшая во времена «хмельнитчины» и бесчинств рус.-казацкого войска, осела в Латгалии. В 16–17 вв. евреи занимались здесь откупом таможенных пошлин, арендой корчем, посредничеством, мелкой торговлей, а также торговлей лесом и зерном, коробейничеством.
В кон. 17 в. в Курляндском герцогстве задолжавший кр. суммы герцог Фридрих Казимир был вынужден отдать евреям на откуп пошлины. Изданный в 1713 по требованию горожан указ герцога Фердинанда об изгнании евреев из страны был исполнен лишь в Митаве. Не полностью выполнялись и дополнит. указы (дек. 1713 и март 1714), предписывавшие евреям под угрозой ареста и ежедневного штрафа в один талер покинуть герцогство в теч. шести недель. Пребывание евреев в герцогстве при условии уплаты в казну ежегодного налога в 400 талеров было фактически разрешено мандатом в 1719 (отменен в 1739). Однако часть еврейского населения была вынуждена покинуть Курляндию после решения ландтага (дек. 1727) об изгнании евреев из-за накопившихся у них к тому времени недоимок в 2 тыс. талеров.
В 1737 герцогом Курляндии стал Э.И.Бирон. В его отсутствие (он постоянно жил в СПб) финансами герцогства управлял придворный еврей Л. Липман. После ссылки Бирона в Сибирь (1741) отношение к евреям ухудшилось, хотя постановления об их изгнании, как и раньше, не выполнялись. Б. ч. евреев из-за запрещения постоянно жить на одном месте скиталась по стране в поисках источников существования. В 1760 был принят указ об изгнании евреев; все они были обязаны покинуть Курляндию в теч. шести недель, а посещение ими герцогства на неск. дней для торговли допускалось лишь с особого разрешения властей. Евреи смогли вернуться в герцогство в 1762, после возвращения Курляндии под власть Бирона. В 1782 земский сейм предоставил евреям право пребывания в герцогстве.
В Пилтенской обл. в 1717 евреи были обложены ежегодной подушной податью в два, с 1719 – в четыре талера. Изданные указы (1727, 1730, 1731 и 1738) об изгнании евреев не были приведены в исполнение, но нек-рая часть еврейского населения покинула область. В 1750 Польск. сейм разрешил евреям «пребывать» в области за ежегодную подать в 1 тыс. талеров, сбором к-рой занимались еврейские откупщики. Кол-во евреев в области резко сократилось, и в 1783 подати были уменьшены: ежегодно 400 талеров платили в казну и каждые 3 мес. 40 талеров – муниципалитетам.
В Латгалии в кон. 17 – нач. 18 в. большинство евреев проживало в селах, относительно большое число их проживало в гор. Динабурге (совр. Даугавпилс), Крейцбурге (совр. Крустпилс), Краславе. Среди осн. занятий евреев преобладали аренда поместий, ремесла.
После присоединения к Рос. империи Риги, а затем Лифляндии все прежние постановления о евреях остались в силе. В 1727 был издан указ об удалении евреев из Рос. империи. В 1742 издан новый указ об изгнании евреев (подтверждавший указ 1727). Против выступили дворянство и купечество Риги, предвидя ущерб торг. деятельности. Протесты были отвергнуты, и в марте 1743 подавляющее большинство евреев было вынуждено уехать. С воцарением Екатерины II положение евреев не изменилось. В 1764 указом губернатора запрещалось нанимать евреев на любую работу; в 1766 губернатор приказал евреям в теч. месяца покинуть Лифляндию. В 1772 терр. Латгалии была присоединена к Рос. империи (входила в состав Псковской, с 1777 – Полоцкой, с 1802 – Витебской губ.). Положение евреев до 1778 определялось декретом 1772, где было оговорено, что «общины евреев будут пользоваться религ. и обществ. правами, к-рыми они до сих пор обладали».
В 1795 Курляндское герцогство и Пилтенская обл. вошли в состав Рос. империи. Таким образом, вся терр. совр. Л. оказалась в составе России.
В 1799 евреи Курляндии получили право на жительство (с ежегодным обновлением паспорта), занятие торговлей и ремеслами (с уплатой налогов вдвое больших, чем платили христиане), на вступление в гильдии, учреждение религ. общин, постройку синагог и приобретение под них и еврейские кладбища земельных участков, устройство ритуальных скотобоен, равные с др. гражданами права на участие в выборах.
Согласно принятому рос. положению о евреях (1804), указ 1791 об ограничении права на жительство евреев не распространялся на Лифляндскую и Курляндскую губ. Однако по требованию бюргеров сенат России постановил, что закон 1799 относится лишь к евреям Курляндии, прожившим на ее терр. до его издания; в результате Курляндская и Лифляндская губ. в черту оседлости не вошли. Согласно этому же положению евреи были выселены из деревень и сел Витебской губ. (бывш. Латгалия) и сконцентрированы в городах и местечках черты оседлости, что привело мн. из них к обнищанию.
В 1835 было принято положение, ставшее осн. законом, определявшим права еврейского населения Курляндской и Лифляндской губ., и остававшееся в силе до распада Рос. империи. Положение 1835 разрешало евреям этих двух губерний постоянное жительство, занятие торговлей, ремеслами и свободными профессиями, но запрещало евреям-ремесленникам обучать ремеслу кого-либо, кроме своих сыновей (пункт отменен в 1850). Покинувшим край запрещалось когда-либо возвращаться. Запрещалось переселение в эти губернии евреев из др. областей Рос. империи.
В 1840 св. 2,5 тыс. курляндских евреев переселились в с.-х. поселения на юге России. При проведенном в 1893 по всей России массовом водворении на место евреев, покинувших черту оседлости, евреи, нелегально поселившиеся в Лифляндской и Курляндской губ., получили разрешение остаться там. Осн. занятия курляндских евреев в 18–19 вв. – торговля, нелегальное посредничество, ремесла, коробейничество, винокурение, аренда корчем. Однако пребывание евреев в губернии не имело юридич. основания.
В Витебской губ. евреи составляли 71% ремесленников. Среди ремесел наиболее распространенными были портняжное, обувное, столярное, слесарное. Земледелием занималось 3,3% евреев. По данным ЕКО, 18,5% еврейских семей нуждались в материальной помощи, и этот процент постоянно увеличивался. В Динабурге работали 2 еврейские профшколы, частично субсидируемые ОРТом и ЕКО. Во всех городах функционировали хедеры и талмуд-торы традиц. типа. Еврейство Латгалии принимало активное участие в деятельности орг-ций Бунда и «Поалей Цион», рев. выступлениях 1905, еврейской самообороне, сионистском движении.
Среди раввинов Курляндии и Лифляндии были известны М.Элиасберг, А.И.Кук, Л.Б.Овчинский, Латгалии – раввин Двинска Меир-Симха га-Коген (1842–1926) и И.Розин. Видное место в религ.-сионистском движении Латгалии занимала семья Дон-Ихье. В Л. работали видные деятели еврейской культуры: историки Р.И.Вундербар (1812–1868), И.Иоффе (1871–?), композитор и музыковед Ш.Розовский и др.
С кон. 19 в. в Л. активно действовали еврейские партии и обществ. орг-ции: Бунд, ОПЕ и др. Во всех четырех Гос. Думах от Курляндии было по одному депутату-еврею. Евреи Л. деятельно участвовали в сионистском движении. Группы «Ховевей Цион» работали в Риге, Либаве (совр. Лиепая), Двинске, Крейцбурге и др.; члены этого движения были среди основателей Хадеры в кон. 19 в. и мн. кибуцев в 20 в.
Во 2-й пол. 19 в. выработался тип «курляндского еврея», для к-рого родным был нем. яз. Евреи Латгалии принадлежали к литовско- белорус. еврейству; большое влияние на них оказывал любавичский хасидизм.
В нач. 20 в. евреи Л. активно развивали экспорт леса в Великобританию; впоследствии эта отрасль стала одной из ведущих в Л.
Перед 1-й мир. войной на терр. Л. проживало ок. 190 тыс. евреев (7,4%). В кон. апр. – нач. мая 1915 евреи были высланы из Курляндии. С выселением евреев была ликвидирована мануфактурная и хлебная пром-сть. Всего во время войны было выселено во внутр. губернии России 75% евреев Л.
В 1919, при кратковременном сов. пр-ве, мн. евреи вернулись в Л.; численность еврейского населения увеличилась за счет иммиграции в Л. евреев из разл. губерний России.В 1920 в Л. проживало 79 644 еврея (5%), в 1925 – 95 675, в 1930 – ок. 95 тыс., в 1935 – 93 470 евреев (4,8%).
В 1925–35 из Л. выехало ок. 6200 евреев, св. 4500 из них – в Э.-И. Местные власти и сионистские орг-ции оказывали помощь переселенцам в Э.-И., уезжавшим из Л. через портовые города.
В 1919 евреи Л. получили культурную автономию. Еврейский отдел при Мин-ве просвещения, руководивший широкой сетью школ с преподаванием на иврите и идише, возглавлял инженер Я.Ландау. Большинство школ с преподаванием на идише находились в ведении Центр. еврейской школьной орг-ции, школы с преподаванием на иврите – в ведении орг-ции «Га-Море», объединявшей учителей-сионистов. В 1920 в Л. было 8 еврейских гимназий (950 уч-ся); пр-во Л. содержало 2 еврейские гимназии, еврейские органы самоуправления – 1, еврейские орг-ции – 3, частн. лица – 2 гимназии. В 1922 в Л. – 52 еврейских нар. школы (8117 уч-ся); местное самоуправление содержало 31 школу. В 1928–29 в 85 нач. еврейских школах обучалось ок. 10,5 тыс. детей, работали 599 учителей. Действовали 4 проф. школы (300 уч-ся, 37 преподавателей). Преподават. кадры готовили в гос. ин-тах. Функционировали курсы для воспитателей дет. садов, нар. ун-ты, вечерние школы для рабочей молодежи, просветит. клубы, т-р на идише (с 1927). Выходили газеты на идише: «Дос Фолк», «Фриморгн», «Овнт пост» (в провинции – «Моргн пост»), еженед. «Найер фрайтиг» и др. Известны были Я.-З.-В.Э. Лаецкий-Бертольди – ред. «Дос Фолк» и «Фриморгн»; Я. Гельман, И.Винник (1895–1942, ум. в лагере в Сибири) – видный сионистский и обществ. деятель, один из основателей и ред. газ. «Идише фолькштиме», ред. газ. «Дос Фолк», «Унзер вег», «Дер Руф» и «Фриморгн». Журналисты-евреи активно печатались в рус. газ. «Сегодня» и «Сегодня вечером».
Важнейшими еврейскими политич. партиями Л. 1920–30-х гг. являлись партии общих сионистов, сионистов-ревизионистов (Л. была первой страной, где в дек. 1923 после визита З.Жаботинского были созданы партия сионистов-ревизионистов и Бейтар), Мизрахи, «Цеирей Цион», «Нац. демократы», Бунд, «Агудат Исроэль». Со времени образования независимой Л. эти партии имели своих представителей в органах гос. власти, среди к-рых М.Дубин, М.Я.Лазерсон, Н.Майзель (1891–1956), П.М.Минц, М.Нурок. Еврейские партии были представлены в Нац. совете (7 деп. в 1918–20), Учредит. собрании (8 деп. в 1920–22). В 4 парламентах, действовавших в Л. в 1923–33, число депутатов-евреев постоянно уменьшалось (6 чел. в 1-м парламенте, 5 – во 2 и 3-м, 3 – в 4-м).
В Л. работали сионистские, молодежные и спорт. орг-ции: Бейтар, «Гордония» (отделилась в 1930 от рус. филиала «Га-Шомер га-Цаир»), «Нецах», «Ге-Халуц», «Хашмонаи», «Галилея», «Ге-Хавер», «Га-Шахар», «Герцлия», «Цофим», «Маккаби», «Га-Коах» и др. «Нецах» (в 1932 – 1800 чел. в 29 гор. и местечках Л.) и Бейтар имели земледельч. фермы для подготовки желающих заниматься с. х. трудом в Э.-И.; на принадлежавшем Бейтару судне проходила стажировку молодежь, готовившаяся заниматься в Э.-И. мореходством. Активную деятельность в Л. развернули ОЗЕ, запрещенное на терр. СССР, а также еврейские больничные кассы. Финансовую помощь оказывали еврейские ссудные кассы.
В 1920-х – нач. 1930-х гг. евреи Л. способствовали возобновлению экспорта леса (75% всего латвийского экспорта был почти полностью в руках евреев) и льна, развитию деревообрабатывающей, пищевой, табачной, текстильной, кожевенной и обувной пром-сти. Евреями был организовал импорт в Л. нефтепродуктов и каменного угля. Им принадлежали крупнейшие банки (в 1924 в 6 банках, основанных евреями, было сконцентрировано 60% всех банковских капиталов Л.). Банкиры-евреи обеспечили приток в экономику Л. капиталовложений из Великобритании, Германии, США, Швеции и др. стран. В 1930 в средней и мелкой торговле были заняты 48,6% евреев, в пром-сти – 28,7%, 7,3% составляли юристы, врачи, журналисты, 2,2% евреев Л. работали на транспорте, 1,1% – в с. х-ве. Однако доступ евреев на службу в гос. учреждения был закрыт. В 1931 в объединении еврейских кооп. об-в было 15 800 чел. При поддержке ЕКО и Джойнта была создана сеть еврейских кредитных банков и ссудных касс.
После гос. переворота в Л. (май 1934) еврейская культурная автономия была ограничена. Еврейские политич. партии были объявлены вне закона (за искл. Бейтара и «Агудас Исроэль», к-рым пр-во поручило руководство всей системой еврейских школ). Светские школы с преподаванием на идише, находившиеся под влиянием Бунда, были закрыты; программы светских школ с преподаванием на иврите были пересмотрены в сторону усиления религ. направления. В 1934–40 евреи юридически не подвергались дискриминации, однако на практике пр-во К.Ульманиса проводило антиеврейскую экономич. политику. Тяжело отразилось на евреях Л. введение гос. монополии на хлеботорговлю, лишение еврейских коопераций гос. поддержки, ограничения на получение евреями кредита в гос. банках, обложение их более высокими налогами по сравнению с неевреями. Часть еврейских банков, пром. пр-тий и торг. фирм была национализирована.
В 1930-х гг. фашистские орг-ции Л. активно вели антисемитскую пропаганду и устраивали антиеврейские демонстрации.
В 1939, к нач. 2-й мир. войны, в Л. проживало ок. 95 тыс. евреев. После включения Л. в состав СССР остатки еврейской автономии были ликвидированы. Лит-ра на иврите и сам язык были объявлены вне закона; книги на иврите изымались из библиотек. Преподавание в школах было переведено на идиш, на к-ром издавались правительств. газ. «Камф», двухнед. «Ойфбой» и функционировал еврейский т-р. Ок. 5 тыс. активистов еврейских партий и обществ. орг-ций, представителей крупной и средней буржуазии были высланы в разл. р-ны Сибири.
К 8 июля 1941 Л. была оккупирована частями вермахта. На оккупированной терр. оказалось ок. 75 тыс. евреев. Небольшая часть евреев Л. эвакуировалась в вост. р-ны СССР. Активное участие в уничтожении евреев принимали латышские националисты. 4 июля 1941 члены «Перконкрустса» сожгли в Хоральной синагоге Риги 500 евреев, бежавших из Шяуляя. В тот же день в Риге местными националистами было сожжено и уничтожено более 20 синагог. Летом – осенью 1941 члены литовских националистич. формирований на спец. автобусах выезжали в провинцию, разыскивая и убивая евреев и коммунистов в Абрене (совр. Пыталово), Балви, Бауске, Валке, Вилянах, Екабпилсе, Елгаве, Круспилсе, Кулдиге, Резекне, Талси, Тукумсе. Только в Вилянах 4 авг. 1941 националистами было уничтожено ок. 400 евреев. В расстреле евреев Вентспилса участвовали только латыши.
27 июня 1941 частями вермахта были произведены расстрелы в окрестностях Елгавы и Лиепаи, 8 июля 1941 началась «акция» в Даугавпилсе. К сер. дек. 1941 в Л. было уничтожено более 70 тыс. евреев. В этот период была проведена стерилизация сотен латышских женщин, состоявших в браке с евреями; неск. десятков мужчин-полукровок были кастрированы. 23 окт. и 21 нояб. 1941 в Риге были произведены массовые расстрелы евреев – подданных нейтральных стран (Ирана, гос-в Юж. и Сев. Америки, вкл. США). В гетто Риги (где к кон. нояб. 1941 было ок. 38 тыс. заключенных) в живых осталось 2500 чел., в гетто Даугавпилса – 950 чел. В кон. июня 1942 было создано гетто Лиепаи (ок. 800 заключенных). С дек. 1941 гетто Риги стало местом концентрации и последующего уничтожения евреев из Австрии, Германии, Чехословакии. Только в дек. 1941 туда было направлено 19 тыс. чел. Всего через гетто Риги прошло 25 тыс. евреев из др. стран. В Рижском гетто действовало подполье, в к-ром активную роль играли евреи-полицейские (расстреляны осенью 1942). Обнаружив в гетто склад оружия, фашисты расстреляли 300 евреев и ускорили ликвидацию гетто. Группы Сопротивления действовали и в гетто Даугавпилса. В окт. 1943 гетто на терр. Л. были ликвидированы, уцелевшие узники были переведены в концлагеря Кайзервальд и Саласпилс, пригород Риги. Большинство из них были расстреляны накануне прихода частей РККА или отправлены в Освенцим, концлагерь Штутгоф (Германия), разл. концлагеря на терр. Л. и Эстонии.
Общее число жертв на терр. Л. (с учетом беженцев из Шяуляя и евреев из др. городов Литвы) составляет ок. 77 тыс. чел. Неск. тыс. евреев Л. воевали в рядах РККА (в т. ч. в т. н. Латышской дивизии), партиз. отрядах. К моменту освобождения в Л. оставалось в живых 150 евреев.
В 1945–46 в Л. действовала орг-ция «Бриха», занимавшаяся нелег. выездом евреев в Э.-И. В 1959 в Л. проживало 36 600 евреев (1,75%); из них ок. 10 тыс. – уроженцы Л., остальные – выходцы из др. мест СССР. Ок. 48% евреев Л. считали родным языком идиш, ок. 50% – рус. и неск. сотен евреев – латыш. яз.
В кон. 1960-х гг. Л. становится одним из центров пробуждения нац. самосознания евреев СССР. В 1970 в Риге вышло 2 номера первого журн. еврейского «самиздата» «Итон», в 1979–85 – ок. 10 номеров журн. еврейского «самиздата» «Хаим» и 4 номера журн. правого направления «Дин у-мациут».
В 1970–90-х гг. тысячи евреев Л. выехали в Германию, Израиль, США и др. страны.В 1979 в Л. проживало ок. 28 тыс. евреев, в 1989 – 22 900, в 1996 – 14 551, в 2002 – 10 190 евреев.
В начавшейся в кон. 1980-х гг. борьбе за восстановление независимости Л. принимали активное участие Маврик Вульфсон, Абрам Клецкиц, Григорий Крупников, Рута Марьяш, Борис Цилевич и др.
В 1988 было образовано Латвийское об-во еврейской культуры (ЛОЕК). В 1990–2003 гл. раввин Риги и Л. был представитель М.-М.Шнеерсона Н. З. Баркан. В 1998 создан Центр изучения иудаики Латвийского ун-та (пред. Р.Фербер), в 2003 – Совет еврейских общин Л. (пред. – Аркадий Сухаренко). В 2003 действовали общины в Вентспилсе, Екабпилсе, Елгаве, Лиепае, Лудзе, Резекне, Риге, Талси. (См. ст. об отд. гор. Л.)