ПИНСК

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ПИНСК, город, районный центр в Брестской обл. (Республика Беларусь). Изв. с 1097. С нач. 14 в. – в Трокском воеводстве в составе Вел. кн-ва Литовского. В 16–18 вв. – центр повета Брестского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Минской губ. В 1920–39 – в Полесском воеводстве в составе Польши, в 1939–91 – в составе БССР.

В 1506 в П. проживало 75 евреев, в 1560 – 275 (7%), в 1648 – ок. 1000 (ок. 20%), в 1766 – 1277, в 1847 – 5050, в 1871 – 13 681 (77,7%), в 1878 – 19 754 (86%), в 1897 – 21 965 (74,2%), в 1910 – 26 626, в 1914 – 28 063 (72,5%), в 1921 – 17 513 (74,6%), в 1924 – 18 159 (71,7%), в 1939 – 20 220 (63%), в 1970 – ок. 1500, в 2000 – 317 евреев.

Евреи поселились в П. после изгнания из Литвы в 1495. В 1506 еврейскую общину в П. образовали 12–15 еврейских семей (в осн. откупщиков налогов). В том же году был выделен участок земли под кладбище и получено разрешение на стр-во синагоги. В 1553 евреям принадлежало 24 дома, в 1556 – 43 дома в П. В 1560-х гг. раввином П. был раби Шимшон. Евреи П. занимались ремеслами, арендой имений, брали на откуп сбор налогов и пошлин, вели кр. оптовую торговлю лесом, хлебом, поташем, в т. ч. с Кенигсбергом (совр. Калининград) и Данцигом. В 1560-х гг. был известен предприниматель Нохум Песахович. В 1581 евреям было запрещено приобретать новые дома в П.

Начиная с 17 в. еврейская община П. считалась одной из трех осн. общин Литовского ваада. Согласно постановлениям ваада, общины нек-рых городов и местечек подчинялись решениям общины П. Раввином и главой раввинского суда был Нафтоли Кац. В 1640 пинский епископ отменил зависимость евреев, живших на церковных землях, от священников местных церквей.

В окт. 1648 П. был захвачен войсками Б.М. Хмельницкого. Оставшиеся в городе евреи были убиты или принуждены принять христианство. После освобождения П. евреи смогли вернуться в иудаизм. Евреи П. пострадали во время рус.-польск. войны 1654–67. В 1654 город был сожжен рус. войсками. В 1660 П. снова был занят и разграблен рус. войсками и казаками; мн. евреи были убиты. В кон. 17 в. экономич. положение евреев П. ухудшилось. Ввиду бедственного положения еврейской общины польск. короли заменили недоимки по поголовной подати на постойную повинность, кроме того, подтверждались прежние привилегии евреев П., в т. ч. право заниматься ремеслами без записи в цехи, свободно торговать и др. Тем не менее часть евреев переселилась в Подолию (в т. ч. в 1717 в Меджибоже поселились 2 еврейские семьи из П.).

Раввинами П. были: с 1664 – Нафтоли-Гирш Гинзбург, Мойше Исерлиш, в кон. 17 в. – Мойше Шапиро, Иегуда-Лейб Пуховицер (ок. 1630 – после 1700), в 1691 – Йоэль-Айзик Гальперин, в 1693–1703 – Ицхок Френкель, в 1713–37 – Ошер Гинцбург.

В нач. 18 в., во время Сев. войны, еврейская община была разорена. Кагал П., вынужденный брать взаймы у частных лиц, оказался в сер. 18 в. несостоятельным должником. Долг кагала в 1766 составил 309 тыс. злотых (ежегод. доход кагала – 37 тыс. злотых). Во 2-й пол. 18 в. в П. происходила борьба между сторонниками хасидизма и их противниками. Пригород П. Карлин стал резиденцией хасидских цадиков, основавших династию. С сер. 1770-х гг. до 1785 раввином П. был Леви-Ицхок из Бердичева, в 1785–95 – Авигдор бен Хаим, активно боровшийся с хасидизмом. В 1807–26 раввин П. – Хаим Коэн (?–1831, Цфат, Э.-И.), в 1844–58 – Мордхе Закгейм (?–1858).

В 1801 среди евреев П. было 8 купцов. В 1823 евреям принадлежало 2 медеплавильных з-да. С нач. 1820-х гг. возросло экономич. значение П., к-рый стал кр. центром торговли с.-х. продукцией и лесом. В этом процессе евреи, особенно члены семей Лурье и Левиных, играли ведущую роль. В 1865 Мойше Лурье построил мельницу и паровую маслодавильню. В 1879–80 он же построил з-д деревянных гвоздей для обуви (первый в России). Развивались ремесла: в 1860-х гг. в П. насчитывалось ок. 1 тыс. евреев-ремесленников.

В 1855 ок. П. была создана еврейская земледельч. колония.

В 1853 в П. были открыты правительств. школа для евреев, школа для девочек, в 1860-х гг. – талмуд-тора, в 1863 – казенное еврейское двухклассное уч-ще 1-го разряда (30 уч-ся). В 1870 основана еврейская больница. В 1874 работала еврейская школа для девочек, в 1878 – 2 частные муж. еврейские школы. В 1878 открылась школа с преподаванием на иврите, в 1888 – еврейская ремесл. школа. Гласным гор. думы был Хаим Шмуйлович Готлиб. В 1863 в П. действовало 27 синагог. Первым казенным раввином П. в 1860-х гг. – 1872 был Берл Иоселевич Фиалков, в 1872–75 – А.-Х. Розенберг, с 1876 – Элиягу Зуселевич Бейлин. В 1860–90 раввин П. – Элиэзер-Мойше Гурвич (1818–1890), с 1885 – Яков-Меир Гурвич (1855–?). В 1860-х гг. в П. была создана одна из первых групп «Ховевей Цион». В 1888 Н.-М.Шомер создал и возглавил в П. еврейский т-р. В 1895 активист «Ховевей Цион» И.-Л.Бергер основал хедер мэтукан. В П. действовали отд-ние ОПЕ, орг-ции Бунда и сионистов. Делегатом от П. на сионистских съездах был Х.Вейцман.

В 1890-х гг. Григорий Лурье (1861–?), в дальнейшем один из лидеров сионистов П., открыл в П. хим. ф-ку. В 1892 еврей из Курляндии построил з-д по произ-ву спичек, к-рым позднее владел Йозеф Альперн. Евреям принадлежали 2 з-да по произ-ву мыла и свечей (владельцы – Элиягу Элиасберг, Шмуэль Рабинович Шейнфинкель), один из двух пробочных з-дов, з-ды по произ-ву табака, пива, сладостей, кирпичей, а также многочисл. лесопилки. В 1898–99 Липа Лурье (сын Мойше Лурье) построил з-д по произ-ву фанеры. В кон. 19 в. раввинами П. были Довид Фридман (1828, Бяла – ?) и Борух Эпштейн (1860, Бобруйск – 1942).

В 1910 в П. имелись 35 синагог, жен. еврейское благотворит. об-во, 3 еврейских кладбища, в 1912 – еврейское ссудо-сберегат. т-во, в 1913 – еврейская б-ка, 2 богадельни, «Об-во пособия больным и роженицам», «Об-во пособия беднейшим евреям» (осн. в 1908). С 1914 работало «Об-во вспомоществования еврейским учителям и меламедам». Евреям принадлежали 49 из 54 пр-тий в П., а также 2 аптеки, все 4 склада аптечных товаров, трактир, более 120 лавок и магазинов (в т. ч. 42 из 43 бакалейных, все 17 мануфактурных, оба ювелирных, все 6 меховых магазинов). Евреем был единств. лесопромышленник в П.

Во время 1-й мир. войны мн. евреи П. бежали из города или были изгнаны отступавшими частями рус. войск.

5 апр. 1919 в П. произошел погром, устроенный солдатами польск. армии, в ходе к-рого 35 евреев были убиты, 40 ранены.

В 1920–30-х гг. в П. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. Особенно многочисленны были сионистские орг-ции. Действовала иешива «Бейс Йосеф» (300 уч-ся). В П. существовала разветвленная сеть школ: 2 школы движения «Поалей Цион» с преподаванием на идише и иврите, 2 школы сети «Тарбут», еврейская гимназия с преподаванием на польск. яз. Раввином П. в 1920–30-х гг. был А.Валкин. В 1926 при поддержке ОРТ был создан с.-х. кооператив. В 1938 среди евреев П. было 1484 ремесленника. В 1920–30-х гг. в П. выходили 19 периодич. изданий на иврите и идише, в т. ч. газ. «Полесер найс», еженедельники «Пинскер вох» (1932–37), «Пинскер ворт» (1931–38), «Пинскер штиме» (1927 – июнь 1939).

20 сент. 1939 в П. вошли части РККА. К этому времени численность еврейского населения П. значительно увеличилась за счет беженцев из Белостока, Лодзи, Люблина и др. нас. пунктов Польши. Созданная в окт. 1939 правительств. комиссия по размещению беженцев на терр. БССР разработала план по «разгрузке кр. городов от еврейских беженцев». Мн. евреи П., а также 518 евреев-беженцев (из 1711) были высланы в сев. и вост. р-ны СССР. Евреи-ремесленники были объединены в спец. артели, число торговцев сокращалось. В 1940 в П. имелось 43 синагоги, действовали подпольные хедеры. Были отмечены акции протеста против отмены выходного дня в субботу. Раввин Шевель-Хаим Розенцвайг организовал в П. нелег. комитет оказания помощи видным религ. авторитетам.

4 июля 1941 П. оккупировали части вермахта. В тот же день в Лещенском лесу ок. П. было расстреляно 16 молодых евреев-мужчин. 30 июля 1941 в П. создан юденрат. Первым пред. пинского юденрата был назначен бывш. дир. школы «Тарбут» Довид Альпер, но он отказался от должности и был расстрелян в авг. 1941. В авг. 1941 ок. д. Посеничи, недалеко от П., было расстреляно неск. тысяч евреев. Тогда же в д. Козлякевичи (ныне в составе П.) партиями по неск. сотен человек было расстреляно еще 1,2 тыс. евреев. В апр. 1942 было создано гетто, где возникли группы сопротивления. В июне 1942 были убиты пациенты еврейской больницы. В окт. – нояб. 1942 расстрелы производились на кладбище ок. аэродрома. Начиная с 10 нояб. 1942 на еврейском кладбище (ул. Пушкинская) было расстреляно ок. 5 тыс. евреев. В 1942 расстрелы производились также в д. Козлякевичи (всего за 1941–42 там было убито ок. 10 тыс. евреев). В кон. дек. 1942 было уничтожено 150 евреев-ремесленников. С нояб. 1942 по лето 1944 проводились поиски и расстрелы уцелевших узников гетто. Всего в П. в период Катастрофы было уничтожено ок. 25 тыс. евреев.

С июля 1941 до кон. дек. 1942 секр. Пинского подпольного обкома и подпольного горкома комсомола был Ш.И.Беркович.

После освобождения в П. вернулось неск. сотен евреев. В 1944 евреи на свои средства восстановили здание одной из бывш. синагог (ул. Пионерская, д. 7). В 1948 пред. общины Шолом Зискинович Южук (1880–?) обратился с ходатайством о регистрации общины и синагоги. В 1949 здание синагоги было конфисковано под культурно-просветит. учреждение. Представитель группы евреев города В.З. Бурдо пытался опротестовать это решение. В 1953 здание синагоги было передано юношеской спорт. школе. Раввин Арон Моисеевич Потаповский (1872–?), проживавший в здании синагоги, не выезжал из здания и продолжал собирать миньян до кон. 1954.

В 1960-х гг. в П. продолжала действовать незарегистрированная еврейская община (ок. 80 чел.); имелся раввин. В 1965 в П. на Песах было прислано 26 посылок с мацой. В 1966 в П. была закрыта последняя синагога.

В 1992 в П. было создано еврейское культурно-просветит. об-во им. Х.Вейцмана; первый пред. – Михаил Чахоцкий, с кон. 1990-х гг. – Александр Лапидус. В П. действуют «Об-во милосердия» (ок. 100 чел., рук. – Софья Шпаковская), клуб одиноких «Нышоме», работает еврейская воскресная школа (50 уч-ся), (дир. – Ася Глинер).

14 окт. 1993 в П. на могиле погибших евреев (ок. бывш. аэродрома) был открыт мемориальный комплекс. В том же году установлены мемориальные знаки на могилах расстрелянных евреев на еврейском кладбище П. и в бывш. д. Козлякевичи.

В П. род.: М.Авниэль, И.И.Адлер, Б.Азаниях, Е.А.Аркин, Ц.Бергман, Ш.Брегман, Я.И. Весник, Г.Г.Гальперн, А.М.Гартинг, И.А. Гильбоа, Гиршензон, М.Голдман, И.Готлиб, А.И.Зарецкий, И.Каменецкий, Я.Кантор, И.Карни, М.Кол, А.Левин, Г.-О.Левин, М.Левин, Д.С.Марголин, Ю.Б.Марголин, А.С.Мартынов, М.Д.Машковский, Л.Моргентой, Ш.Д.Мошковский, Я.Д.Мошковский, И.-А.Найдич, И.-Я.Рейнес, С.Я.Розенбаум, Г.Сапожников, Я.Г.Таубин, П.А. Трайнин, Б.М.Фельдман, С.А.Фурман, И.Шенберг, Й.Эфрати; Яков Айзенберг (1897–1966), художник, с 1913 – в Э.-И., оформлял витражи Большой синагоги (Тель-Авив), Техниона (Хайфа), ИМКА (Иерусалим); Борух Бен-Шмуэль (?–1834, Сана, Йемен), путешественник, врач, с 1818 – в Э.-И., с 1833 – в Йемене, придворный врач имама, казнен по обвинению в шпионаже; Джорж Вайс (1906–1987), социолог, предприниматель, в 1963–71 – през. Ун-та в Тель-Авиве, с 1971 – поч. пред. попечит. совета этого ун-та; Арон Гарель (Гарбуз) (1932–2000, Тель-Авив), политич деятель, с 1935 – в Э.-И., деп. Кнессета 10–11-го созывов от Аводы; Тмима Гезари (1907–?), художник, скульптор, автор росписей неск. синагог; Хаим Гивати (1901–1990, Цфат), политич. деятель, с 1924 – в Э.-И., один из рук. кибуцного движения, в 1964–74 – мин. с. х-ва, одноврем. в 1970–74 – мин. развития, деп. Кнессета 6–7-го созывов от МАПАЙ, Гос. пр. Израиля (1982); Евсей (Иошуа) Яковлевич Глейберман (1895–1963, Ашхабад), врач, д-р мед. наук (1958), проф., зав. кафедрой микробиологии Туркменского мед. ин-та; Хаим Гликсберг (1904–1970, Тель-Авив), художник, с 1925 – в Э.-И., один из основателей Союза художников и скульпторов Э.-И., один из создателей Музея Тель-Авива; Михаэль Декель (1926–1994, Нордия, Израиль), политич. деятель, с 1949 – в Израиле, в 1985–88 – зам. мин. обороны, деп. Кнессета 9–11-го созывов от Ликуд; Иерухам Мешель (р. 1912), политич. деятель, с 1933 – в Э.-И., в 1973–84 – Ген. секр. Гистадрута, деп. Кнессета 9–10-го созывов от Аводы; Яир Мундмак (р. 1927), экономист, д-р (1956), проф. (1971) Еврейского ун-та (Иерусалим), специалист в обл. экономики с. х-ва, Пр. Ротшильда (1972); Израиль Новик (р. 1938), физик, д-р (1963), проф. Еврейского ун-та (Иерусалим); Уильям Островский (1887–1947), один из основателей ИВО, с 1912 – в США, през. идишистского клуба Лос-Анджелеса, автор кн. «Сексуальная жизнь женщины»; Яков Абрамович Пикман (1894–1941, Москва), в 1921–22 – зам. наркома здравоохранения Туркменистана, в 1936 – торгпред в Литве, в 1938 репрессирован; Арон Фельдман (1880–1952, Нью-Йорк), писатель, с 1911 – в США, писал на идише; Борис Львович Шапошник (1902–1985), конструктор, д-р техн. наук, с 1938 – гл. конструктор Моск. автозавода им. Лихачева, в 1946–49 – гл. конструктор автозавода в Новосибирске, в 1949– 55 – гл. конструктор автозавода в Минске, в 1954–85 – рук. СКБ, Герой Соц. Труда, Лен. пр., Гос. пр.; Александр Александрович Шер (р. 1954), химик, д-р хим. наук, проф., ч.-к. РАН, автор более 100 работ; Шлойме Шмулевич (1868–1943, Нью-Йорк), поэт, с 1891 – в США, автор ок. 500 песен на идише; Шауль-Йосеф Яновский (1864–1939, Нью-Йорк), журналист, с 1885 – в США, в 1889 – ред. первой анархистской газ. на идише «Вархайт», в 1890–1900-х гг. – ред. разл. еврейских анархич. изданий, перевел на идиш произв. Г.Ибсена, П.А.Кропоткина, Л.Н.Толстого, Б. Шоу и др.

В П. жили и работали: Арон из Пинска, М.Гутман, И.-Ц.Левин.

Э.Г.Иоффе (авт. статьи)