Один из 36 праведников, на которых стоит мир

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Гедалия Спинадель

УШЕЛ ОДИН ИЗ 36 ПРАВЕДНИКОВ, НА КОТОРЫХ СТОИТ МИР

О нем и о кодах:

Сегодня (19.07.24 прим. ред.) в 12 дня провожали Элияу Рипса, цадика, гаона и профессора математики, в котором гармонично сочетались выдающийся ум и гениальная чувствительность, человек Торы, который всегда сочетал ее дерех эрец. И никогда не брал денег за свои лекции по кодам и Торе и публикации об этом.

Ему было только 75 лет.

Я недавно написал о нем в своей книге "Алфавит Торы", Читайте, как эспед - поминальное слово:

Там много о кодах - это очень интересно:

11. История поиска кодов в Торе

12. Критика кодов в Торе

13. Коды в Торе на основе Раши. День один

Седер а-дорот рассказывает: «У Рамбана (Раби Моше бен Нахмана, рожденного в 1194-м году в Жероне) был ученик Авнер. Он оставил веру отцов, крестился, сделал карьеру и стал знатным вельможей. Через много лет в Йом-Кипур Авнер велел слугам привести к нему Рамбана.

Когда мудрец пришел, Авнер зарезал перед ним свинью, сварил кусок мяса и съел. Затем с насмешкой спросил, сколько запретов Торы, которые караются казнью карет («отсечением души»), он при этом нарушил.

Рамбан ответил: 4. А Авнер стал настаивать, что 5, но, когда Рамбам повторил: «Четыре», он испугался. У него еще сохранился трепет перед учителем. И Рамбан спросил, почему он отошел и крестился. Авнер ответил, что из-за его слов: Рамбан сказал на уроке, что в песне Аазину зашифровано всё. Авнер не поверил, потом стал подвергать сомнению и всё остальное и крестился.

– А я до сих пор это утверждаю, – ответил Рамбан. – Спроси, что хочешь, и покажу. – Если так, найди там мое имя, – сказал Авнер. – Подожди минутку, я должен подумать, – ответил учитель. Отошел в сторону и обратился с молчаливой молитвой к Творцу, чтобы открыл ему глаза.

А потом произнес: «אַפְאֵיהֶם אַשְׁבִּיתָה מֵּאֱנוֹשׁ זִכְרָם – Заброшу их на край света, сотру у людей память о них» (Дварим, 32:26). – Третьи буквы каждого слова, – сказал Рамбан, – имя Авнер (אבנר)».

Авнер побледнел и спросил: Есть ли лекарство от моего недуга? – Всё сказано в стихе, – ответил учитель.

Вскоре Авнер ушел к морю, сел в лодку без весел, и уплыл, куда унес его ветер. Больше о нем не слышали…»

А теперь перейдем к прошлому веку. От гениальных и пророческих прозрений рава Вайсманделя, которые открылись ему, когда он прятался от гитлеровцев в 42 году (а потом в 45 он выпрыгнул из поезда, идущего в концлагерь, и после войны опубликовал свои открытия) оттолкнулся в Израиле Элияу Рипс.

Студентом математиком он повторил подвиг чеха Яна Палаха. Протестуя против ввода советских танков в Прагу, он поджег себя на центральной площади Риги. Но его быстро погасили и на полтора года заточили в психушку, где он доказал одну из теорем столетней давности.

Когда его выпустили, сразу уехал в Израиль. Окончил университет и вскоре стал харейдимным евреем. А затем и профессором математики Еврейского университета.

А до них 500 лет назад в Цфате писал великий знаток Кабалы Раби Моше Кордоверо («Пардес Римоним», гл. 30): «Секреты нашей святой Торы постигаются (в том числе) путем чтения со скачками между буквами. Нет необходимости говорить, что это свидетельствует о Славе Торы и сокрытом в ней». И говорил об этом Гаон из Вильно…

У Рипса есть друг и соратник, доктор Александр Ротенберг, математик, который создал программу поиска кодов и занимается этим десятки лет.  Он автор замечательной книги на английском языке, где показывает, что многие комментарии Раши, где он не приводят ссылок на источники, можно найти кодами в самой Торе. То есть Устная Тора заключена в Письменной Торе.

Ротенберг пишет: «Мудрецы сообщают нам не только о наличии в Торе скрытой информации, но и о путях её расшифровки. Один из них – метод чтения текста через равные промежутки. В комментарии к Берешит (1:2) Рабейну Бехае (1255–1340) приводит пример закодированной записи, начинающейся с первой буквы Торы:

«Согласно полученной нами Традиции, из первого стиха Берешит (а именно, из первой буквы Торы ב) выходит через каждые 42 буквы выражение בהר"ד (точное время новолуния в месяце Тишрей, когда был сотворен мир). И если просветлены будут очи сердца твоего, увидишь: четыре буквы – и между каждыми двумя из них 42 буквы. Мудрый поймет и уразумеет, что это не случайность, но совершенно явственный знак». (42 – одно из имен Всевышнего.)

Ниже переводы и пересказы р. Моше Рота о раве Вайсманделе и открытии кодов из книги «Иш Хамудойс»:

«...И я начал сразу же исчисление букв Тойры (после удивительного знака, который р. Михоэл Дойв зцл, благословенна память праведника, получил о кончине его отца и о том, что отец считал буквы Тойры). Ты знаешь, я много трудился над этим, и АШем, да будет Он благословен, открыл мне в Его Милости новые врата. И я открыл новые вещи, по моему скромному мнению, истинные, на пути, о котором тебе известно. Вещи, которые, если бы я не прилепился к Тойре, были достойны быть сказанными великими. И чтобы осознать истинность Тойры с Небес».

Примечание: удивительно, он пишет, что в этих его намеках есть осознание Тойры с Небес. Потому что в наши дни есть сотни и тысячи баалей тшува, источник возвращения которых к тшуве был от того, что показали им эти намеки, и увидели своими глазами истинность Тойры с Небес. – Со слов рава Азриэля Таубера.

Продолжение: «Книга открылась на том месте, где речь шла о подсчете букв. А потом он понял, что его отец в этот день – в день его смерти – этим занимался. Он потом узнал, что его отец нифтар (ушел…) в этот день.

Эти чудесные намеки он в первый раз открыл на трапезе по поводу Бриса (обрезания) его сына Йойсеф Яакойва (да отомстит А-Шем за его кровь). Это было, когда закончились одиннадцать месяцев после кончины его отца.

Ночью Йом Кипура 5702 (1942) года родился у него сын. Сообщили ему об этом, когда он стоял у омуда и говорил Теилим в цибуре после молитвы. И когда услышал доброе известие – прервался и публично сказал брохо «А-тойв веамейтив – Он благой и благотворящий».

«Однажды рассказал рабейну (рав Вайсмандель), как в первый раз удостоился этого постижения. В ту ночь Йом Кипура после вечерней молитвы, когда опустел Дом Учения и весь народ пошел по домам, пришла ему мысль поучить из Свитка Тойры. Вынул Свиток и начал смотреть в него. И вдруг весь Дом Учения наполнился очень сильным светом. Тогда он увидел, будто буквы прыгают со своих мест и соединяются в целые слова в соответствии с пропусками букв.

Первый день Хол а-Моэд Суккойс (промежуточных дней праздника Суккот), рабейну ввел своего сына в Союз праотца Авроома. И назвал его Йойсеф Яакойв (Йойсеф по имени отца, и добавил Яакойв по имени Ушпизо, и также по имени деда, р. Яакойв Йисроэла зцл). Пишет рабейну в том же письме: «Зачатие моего дорогого сына Йойсеф Яакойва и рождение его в ночь Йом Кипура произошло так и с такими поразительными знаками, что я не могу сказать».

Трапеза бриса была устроена в Сукке его тестя, гоэна и цадика из Найтры зцл, потому что у него была большая сукка. А в том году ее еще увеличили в честь гостей на Брис. Во время трапезы рабейну сказал драш с долгим пилпулем (толкованием). А потом начал рассказывать о чудесных намеках. И там сидели рабоним, дайоним и люди города. И все остались с открытыми ртами, когда услышали его новый путь и чудесные намеки. И стояли в тесноте четыре часа подряд, чтобы услышать его святые слова с невероят-ным воодушевлением.

И тогда он сказал намек в конце Тойры (в честь времени приближающегося праздника Симхас Тойро). Если посчитаешь от «мем» слова «и *умер* там Мойше...», пропуская по 49 букв, получишь «Матисьйоhу». (И рабейну написал много об этом, в листке, который висел на стене его Йешивы на Хануку). (Напечатано в «Тойрас Хемед» стр. 8): это указывает, что и после смерти Мойше сохранится его сила через праведников в каждом поколении. И есть у них сила, как у Мойше Рабейну, обновлять алохойс и мицвойс для Общины Йисроэла. Как Матисьйоу и его сыновья установили мицву свечей Хануки. См. там еще.

Эта дроша произвела большой шум и оставила могучее и незабываемое впечатление. Вот что пишет р. Шлоймой Штерн зцл в письме: «Во время Бриса и я был там (дальше на идише) и впечатление – незабываемое и неописуемое. Прямо видели, как буквы летают в воздухе». И все видели своими глазами, как Святая Тойро написана огненными буквами, кроме соединений слов, сказанных в ней.

Когда он закончил, сказал его тесть, гоэн и цадик: «Пишут древние: чтобы удостоиться открыть новые врата в Святой Тойре, нужно быть святым и чистым от чрева матери. Недаром удостоился мой зять, достойный короны».

12. Критика кодов в Торе

Вскоре после приезда с семьей в 1988-м в Израиль, я пришел в гости к Давиду Каждану, декану математического факультета Гарвардского университета и талмид хахаму, который сделал тшуву в 20 лет в Москве. Среди прочего, он сказал мне, что, похоже, бытие Б-га уже доказано поледними открытиями кодов в Торе с помощью компьютера, совершенными Рипсом и его друзьями. Тогда эти открытия привлекли к соблюдению сотни евреев в мире.

Однако спустя несколько лет борьбу против истинности этих находок и этого метода поиска начал один миллионер, заплатив ученым разных стран за публикацию разгромных статей.

Отчасти это объяснялось чувством протеста против того, что бытие Творца можно доказать – поскольку это лишает людей свободы выбора и награды за соблюдение. И также вера и верность Ему не должны опираться на чудо.

Действительно, учат, что Творец скрывает Себя с этой целью за сотворенным миром. Однако нередко в мире происходят явные чудеса, которые раскрывают Его Присутствие и влияние на мир. Хотя мудрые понимают и чувствуют, что все в мире – чудо, совершенное Творцом.

Но надо учесть: тому, кто не хочет верить, рационализация, рассудок всегда даст такую возможность. Более того, даже не оспаривая и допуская существование Творца, человек может не исполнять Его волю. Ведь для этого человеку изначально дана свобода выбора, отличающая его от животных. Вот пример этому от самого Элияѓу Рипса.

Однажды во время его лекции о кодах в университете встала студентка и бросила ему в лицо: «Вы все подтасовываете»! А он спокойно предложил ей проверить его результаты. Она села за его компьютер с программой, текстом и выводами. Часа через четыре встала и сказала ему: «Да, Вы меня убедили: есть Б-г! Но меня это не касается – я, как жила, так и буду жить».

С этой точки зрения опровержение кодов бесполезно.

Вторым триггером волны опровержений, вероятно, был выход интригующей книги с элементами фантазии светского американского журналиста, где он писал также о сбывшихся предсказаниях на основе кодов (в частности, убийстве Рабина). И еще идею кодов в Торе подхватили разные обманщики, например, миссионеры.

В противовес возможности что-либо предсказать на основе Торы авторы разгромных статей писали, что вместо Торы взяли тексты романов «Война и мир» и «Моби Дик» на иврите и там тоже нашли коды. Следовательно, делали они вывод, Тора не является исключительной книгой, и находки, полученные этим методом, ни о чем не говорят.

Также они и их последователи подчеркивали, что с помощью кодов невозможно ничего предсказать, а лишь найти что-нибудь в прошлом.

На сравнение Торы с другими текстами Рипс и его друзья, среди которых и один из очень крупных мировых специалистов по статистике, ответили тщательной проверкой вероятности результатов своих находок в Торе, сравнив их с примерами из других книг, приведенных их оппонентами. И свои находки стали считать достойными публикации при вероятности один к ста тысячам и даже более миллиона. А в примерах их опровергателей на основе других книг вероятность была несравненно ниже.

И что касается предсказаний, то Тора полна их, и большая часть уже сбылась. И кроме прямых пророчеств, это гиматрии и другие намеки, как Катастрофа (Шоа) в год Тиса, תשא (1941), и дата повешения нацистских преступников, зафиксированная измененными буквами в Мегилат Эстер (1946). Почему же отрицать это для кодов в Торе?

Другое дело, что предсказаниями не следует заниматься, и второй мой пример объяснит, почему.

Первый такой. Один рав, скептик из наших соотечественников, что характерно, как и упомянутый миллионер, поставил с издевательским смехом в Ю-Туб таблицу с кодами в Торе о том, что Трамп будет президентом. Указание на это нашли в двух местах у пророков. Было это месяца за 2-3 до его чудесного избрания, когда в тот момент все опросы показывали, что у него нет никаких шансов.

А вот второй пример: Вечером в почти пустом автобусе я увидел профессора Рипса с коробкой противогаза в руках. Я спросил его, зачем она ему, ведь войны в Персидском заливе может и не быть. На что он с тревогой ответил: коды показывают, что она будет, и Тель-Авив будет сожжен (ракетами). Сомневаясь, я вышел из автобуса.

Но недели через три Рипс оказался прав – война!

«Знаешь, мне кажется, война кончится в Пурим», – сказала мне за месяц до Пурима жена. Так и вышло.

Вскоре после войны я снова «случайно» встретил Элияу Рипса и спросил, почему же Тель-Авив не сгорел?

– Понимаете, я понял, что слово в Торе значит «сожжен», а можно было прочитать и как «поджигаем», что и произошло.

А через пару месяцев генерал, диктор радио ЦаХаЛ во время войны, рассказал: Перед войной глава Ирака Саддам Хуссейн грозился сжечь половину Тель-Авива. Слова его были непонятны. Но из 39-и советских СКАДов, которыми обстреляли Израиль, бОльшая часть обрушилась на Рамат Ган. А потом генерал сказал о чуде.

Основной целью страшных ракет было газохранилище, из которого газ распространялся половине Тель-Авива. И, в конце концов, одна все-таки угодила в цель. Но взрыва, из-за которого пламя горящего газа должно было разлететься по городу и сжечь его, не произошло.

Именно в этот день газа там не было. Накануне обнаружилась утечка газа, и, чтобы найти место выхода и починить трубы, в них закачали воду.

Это в точности повторило чудо спасения Израиля во время второй Мировой, когда танки Роммеля стояли в Александрии готовые захватить Израиль. Тогда из-за утечки воды для обнаружения места протечки в водопровод закачали морскую воду. Но немецкие солдаты, не зная об этом, из-за жары выпили много воды, и два дня у них было расстройство желудка. А потом танки перебросили в Италию, где началось наступление союзников, и Израиль избежал вторжения. Ведь о спасении молились все раввины.

То есть будущее зависело от поведения народа. А он в большинстве во время войны в Персидском заливе, когда Израилю не давали защищаться, сидел в комнатах, обтянутых прозрачным пластиком и молился, как умеет, чтобы Он спас. Иной защиты не было, а на войне, как известно, атеистов не бывает. И Он не подвел.

И вот один пример работы Рипса и друзей с кодами:

13. Коды в Торе на основе Раши. День один

Когда рав Хаим из Воложина в 19 лет пришел к Гаону из Вильно и попросился в ученики, Гаон спросил его, что он знает. Он ответил, что знает наизусть весь Талмуд. Гаон предложил ему произнести по памяти один трактат от конца к началу.

– Как? – спросил рав Хаим.

– От последней буквы – к первой. Ты же сказал, что знаешь его от начала до конца, – ответил Гаон.

Рав Хаим не смог этого сделать и ушел. Но через месяц вернулся, выполнив задание, и стал учеником Гаона.

Зачем же Гаон подверг его такому странному испытанию – подумал я? Проверить память, упорство и волю можно было и другим способом – а так ученик потерял время, целый месяц на бессмысленную зубрежку?

Я встретил в иерусалимском трамвае профессора Элияу Рипса, и пока мы ехали вместе несколько остановок, он рассказывал о новостях в области кодов в Торе и дал свою статью на английском языке: «Коды в Торе на основе комментариев Раши».

Первый пример в ней основан на комментарии к пятому стиху Торы: «И назвал Эло-им свет днем, а тьму назвал ночью – и был вечер, и было утро, ДЕНЬ ОДИН».

Раши комментирует: «день один. По порядку этой главы, следовало написать «первый день». Как в остальных днях – второй, третий, четвертый. Почему же написано «один» (а не первый)? Потому что тогда Святой, благословен Он, был один в своем мире – ангелы (малахим) не были сотворены до второго дня, как разъясняет Берешит Раба».

Обычно дают другой, естественный ответ: пока не было второго этот день был Один.

Возникают вопросы:

Откуда же о времени сотворения ангелов знал мудрец в мидраше? Вероятно, по традиции. Но почему Раши, всегда стараясь найти простое объяснение, пшат текста, в данном случае полагается на друш, толкование?

Это объясняет код, найденный в Торе в седьмом и восьмом стихе в описании второго дня – разделения вод.

Если в восьмом пасуке начать с первой Мем в слове шаМаим (небо), отсчитывая каждую шестую букву по направлению к началу Торы (здесь они увеличены для удобства чтения), получится слово малахим (מלאכים, ангелы):

וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים אֶת הָרָקִיעַ וַיַּבְדֵּל בֵּין הַמַּיִם אֲשֶׁר מִתַּחַת לָרָקִיעַ וּבֵין הַמַּיִם אֲשֶׁר מֵעַל לָרָקִיעַ וַיְהִי כֵן." 7

"וַיִּקְרָא אֱלֹהִים לָרָקִיעַ שָׁמָיִם וַיְהִי עֶרֶב וַיְהִי בֹקֶר יוֹם שֵׁנִי." 8

Значит, ссылаясь на мидраш, Раши фактически, приводит то, что написано пропусками букв (что, весьма вероятно, он видел своими глазами) в Торе, только в обратном направлении.

Теперь можно понять и зачем Гаон поставил раву Хаиму такую задачу. Умение видеть в обратной перспективе не только события дня, всей жизни и человеческой истории, чтобы на разных уровнях делать тшуву (возвращение), мудрец дополняет аналогичным видением Торы.

Вероятно, код из шести букв соответствует рассказу о 6-и днях Творения. А сотворение ангелов, Его посланников или сил, соответствует первому строгому разделению Единого в Торе – разделению на верхние и нижние воды.

Есть здесь и еще вопрос, почему Тора не упомянула об этом прямо, а кодом?

Один из ответов, возможно, в том, что Тора написана «языком людей» и рассказывает о творении видимого, материального мира, избегая говорить о сверхъестественном, присутствующем – но намеренно скрытом плане бытия.