КЕДАЙНЯЙ
КЕДАЙНЯЙ, город (с 1588) в Каунасском у. (Литовская Республика). Изв. с кон. 14 в. В 16–18 вв. – город кн-ва Жемайтия в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Кейданы Ковенского у. Виленской, с 1842 – Ковенской губ. В 1918–40 – в составе Литовской Республики, в 1940–91 – ЛитССР.
В 1764 в К. проживал 501 еврей, в 1816 – 868, в 1847 – 2987, в 1897 – 3733 (61%), в 1923 – 2499 (34%), в 1959 – 24, в 1970 – 23, в 1979 – 15, в 1989 – 14 евреев.
Евреи жили в К. с кон. 15 в. после изгнания их из Шотландии. В нач. 16 в. в К. существовала еврейская община. В 16–17 вв. осн. занятия еврейского населения – разл. ремесла, ростовщичество, приз-во и продажа спиртных напитков; существовали отд. цеха евреев-ремесленников. Евреи жили в особом р-не К. (ул. Рынковая, Песмильская, Жидовская, одна сторона Кривой ул.). Во время польско-шведской войны 1656–57 еврейское население страдало от погромов. В 1685 евреям принадлежало 42 дома в городе (11%). В 1698 евреи К. подвергались преследованиям. В нач. 18 в. материальное положение еврейской общины ухудшилось. 30 июля 1707 кредитор Гурский, к-рому евреи должны были неск. тысяч злотых, приказал запереть всех евреев во время субботней молитвы и запечатать синагогу. В 17 в. раввинами К. были Цви-Гирш Горвиц, Иехескель Каценельбоген (1668–1749).
С нач. 18 в. в К. действовала иешива, в к-рой учился Элиягу из Вильны. В 1784 была построена синагога. С 1758 раввином К. был Мешулам-Залман Каценельбоген (?–1770), в 1770–78 – его сын Менахем-Нохум (?–1790), в 1780–95 – Мойше-Мордхе Каценельбоген (?–1810).
В 19 в. раввинами К. были Рефоил-Йом-Тов–Липман Гальперин, Авром-Шимон Тройб, Шлоймо-Залман-Симха Тройб. В 1884 при помощи выходцев из К., проживавших в Нью-Йорке, была открыта талмуд-тора «Огель Мойше», назв. в честь М. Монтефиоре (в 1888 преобразована в школу). В 1884–85 из К. в Великобританию, США и Юж. Африку выехало ок. 600 евреев. Лидером палестинофильства в К. в 1880-х гг. был Шмариягу Маркель. В 1890 в К. были созданы сионистские орг-ции «Агуда Ционит», «Пирхей Цион», «Бней Цион». В кон. 19 в. начало действовать отд-ние Бунда.
В 1888 в К. была организована добровольная пожарная команда, большинство членов к-рой были евреи. В кон. 1880-х гг. было построено здание для «Бикур хойлим». В 1898 в К. функционировали 7 синагог. В 1899 действовали «Кнесес орхим» и «Гмилус хэсед». Большинство евреев составляли огородники и ремесленники, остальные – мелкие торговцы; евреям принадлежали кожевенный и кирпичный з-ды. В 1900 в Нью-Йорке выходцами из К. было создано Кейданское землячество. В 1908 в К. действовало одноклассное еврейское уч-ще с жен. сменой, еврейское об-во взаимопомощи на случай болезни «Линас га-Цедек», в 1912 – еврейское ссудо-сберегат. т-во.
В апр. 1915 евреи были высланы из К. После окончания 1-й мир. войны две трети беженцев вернулись. С 1927 в К. действовало отд-ние ОЗЕ, при помощи к-рого содержался еврейский дет. дом. В 1931 в К. 86% мастерских и магазинов принадлежали евреям. В 1935 ок. 50 еврейских семей занимались с. х-вом. В К. действовали отд-ния «Объединения еврейских ремесленников Литвы» и «Объединения еврейских фермеров Литвы». В 1935 в К. было 2 еврея-врача (из 8) и 2 дантиста (из 4). Функционировали 2 еврейских банка. Работали школа сети «Тарбут», гимназия с преподаванием на иврите и школа с преподаванием на идише. Действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.
С 1924 раввином К. был Шлоймо Файнзильбер (1871–1941).
В 1-й пол. 1940 в городе находилась иешива, ученики к-рой переселились в К. после занятия Мира частями РККА.
После оккупации К. 24 июня 1941 частями вермахта 125 евреев были расстреляны литовцами в 8 км от города. 23 июля 1941 в 10 км от К. литовцами было расстреляно ок. 200 евреев. В кон. июля 1941 было создано гетто, в к-ром, кроме евреев К., было сконцентрировано ок. 1 тыс. евреев из окрестных нас. пунктов. 2076 евреев гетто были расстреляны 28 авг. 1941.
После 1945 на месте расстрела установлен памятный знак. В сохранившихся зданиях 3 синагог разместились складские помещения.
В К. род.: Г.Д.Блоштейн, М.Л.Лилиенблюм, М.Прозер, Б.Г.Ричардс, Э.И.Ромм, К.Л.Рудницкий, И.П.Смильг, А.-Ш.-З. Цофер, М.П.Шафир, Б. Шлезингер, И.-И.Эйнгорн; Довид Вольпе (р. 1908), писатель, поэт, писал на идише, с 1951 – в Йоханнесбурге; Шнеер Закш (1816–1892), историк еврейской лит-ры Средневековья; Мойше Маргалиот (?–1781, Броды, Галиция), раввин, автор коммент. к Иерусалимскому Талмуду; Арье Сариг (Сиркин) (р. 1913), с 1936 – в Э.-И., с 1948 – ген. директор Мин-ва обороны Израиля, один из основателей ин-та Вингейта; Шмуэль Шляпоборский (1882–1949, Петах-Тиква, Израиль), журналист, один из лидеров сионистского движения в Литве.