ДЖАЗ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ДЖАЗ

Автор статьи Тамара Айзикович

Революция 1917 вызвала к жизни художественный процесс, в котором еврейские творческие силы участвовали особенно широко. Значительна роль евреев и в области советской популярной и джазовой музыки.

Популярная музыка России начала 20-го столетия была представлена городским и крестьянским фольклором, революционными песнями, русскими, цыганскими и псевдоцыганскими («жестокими») романсами, музыкой водевилей, варьете, кабаре, а также «парковой» музыкой духовых оркестров.

В 20-е гг., период плюрализма и эстетической полифонии, радикально настроенные слои творческой интеллигенции (в том числе еврейской) обращались к экспериментальным формам искусства, в частности к американской мюзик-холльной эстраде и джазу. Они способствовали адаптации новой музыки на советской почве и ее синтезу с национальными песенно-танцевальными и бытовыми традициями. Благодаря этому СССР включился в общеевропейский процесс формирования международной популярной и джазовой музыки.

В этот период зарождаются три основных направления популярной инструментальной музыки, представленной: эксцентрическими шумовыми оркестрами, «театрализованными джазами», оркестрами «концертного джаза».

Основоположником первого направления стал поэт В.Я. Парнах. Под впечатлением слышанного им в Париже концерта негритянского джаз-банда Луиса Митчела Парнах создал в 1922 г. первый в России эксцентрический шумовой оркестр (все инструменты были привезены им из Парижа). Премьера состоялась в Москве в Государственном институте театрального искусства 1 октября 1922 г. Необычная музыка, «экзотические» инструменты, эксцентричность исполнителей, демонстрация модных американских танцев, лекция о джазе все это вызвало чрезвычайный интерес аудитории, среди которой присутствовали выдающиеся деятели российской культуры: В.Э. Мейєрхольд, С. М. Эйзенштейн, К. Голейзовский, Н. Фореггер и др. В течение трех лет джаз-банд B.Я. Парнаха с неизменным успехом выступал в спектакле «Д. Е.» (по одноименному роману И.Г. Эренбурга), поставленном в Театре Вс. Мейерхольда.

И в дальнейшем эксцентрическая шумовая музыка использовалась преимущественно в театральных постановках, но она также входила и в репертуар военных оркестров, лучшим из которых был признан коллектив С.А. Чернецкого.

Основоположником второго направления стал Л.О. Утесов (Вайебейн). В 1929 г., после поездки в Берлин и Париж, он создал отечественный вариант музыкального представления – синтез традиций мюзик-холла, уайтменовского симфоджаза с советской массовой песней и бытовой музыкой.

Утесов - крупнейшая фигура в советской популярной музыке. Выдающийся эстрадный актер, певец, он был кумиром публики, пользовался безграничной популярностью и народной любовью. За свою долгую творческую жизнь Утесов спел более семисот песен Он был в числе первых исполнителей лирической эстрадной песни, рассказов советских писателей, впервые представил, активно пропагандировал на профессиональной сцене массовую песню и умел ее исполнить так, что она становилась фактом общественной жизни.

Особый этап творчества Утесова - содружество с выдающимся композитором и аранжировщиком И.О.  Дунаевским. Обладая редким мелодическим даром, способностью органично синтезировать элементы отечественной, западной популярной музыки и джаза, высоким профессионализмом, он создал новый тип советской популярной музыки, названный Утесовым «песенным джазом» Композитор всегда был открыт новым идеям. Вместе с Утесовым он внес большой вклад в становление советского мюзик-холла. Дунаевский первым обратился к жанрам рапсодии и фантазии на популярные темы, которые в дальнейшем заняли важное место в репертуаре эстрадно-симфонических оркестров. Его перу принадлежит музыка к первому советскому киномюзиклу «Веселые ребята» (где снимался Утесов и его оркестр), открывшему новое направление музыкального кинематографа.

Успеху двадцати пяти программ-ревю, поставленных Утесовым, во многом способствовал эстрадный оркестр. Среди инструменталистов процент музыкантов-евреев был неизменно высоким. Так, из десяти участников первого состава «Теа-джаза» их было восемь: Я.Б. Скоморовский, Я. Ханин (труба), И. Гершкович (тромбон), F. Ратнер, И. Зелигман, М. Батхен (саксофон), A. Скоморовский (фортепьяно), 3. Фрадкин (ударные инструменты). В последние годы в оркестре работали: А. Котлярский, A. Ривчун (саксофон), И. Фрадкин (тромбон), С. Гольдберг, Вл. Тартаковский (труба), Л. Кауфман, М. Окунь, Л. Чижик (фортепьяно), А. Капцан, В.Я. Шаинский (скрипка), Л. Лубенский (ударные инструменты), А.И. Островский (аккордеон, аранжировка) и др.

Способность адаптироваться к общественно-политической ситуации, чутко улавливать дух времени помогла Утесову сохранить оркестр и бессменно руководить им в течение 45 лет.

По пути создания «теа-джазов» пошли и другие. Среди них наиболее известны Б. Ренский, Э. Кемпер, Я. Розенфельд.

Третье направление популярной инструментальной музыки по своим целям было родственно американской свит-джазовой и симфонической музыке с ее традицией «оджазирования» классического и популярного песенно-танцевального репертуара.

«Ленинградская джаз-капелла» была детищем пианиста-любителя Г. Ландсберга. По образованию инженер-теплотехник, он после революции работал в Праге и в течение нескольких лет играл в чешских ансамблях. С 1925 по 1935 г. Ландсберг последовательно сформировал три состава оркестра. Он воспитал целую плеяду мастеров-инструменталистов, способствовавших становлению многих ленинградских эстрадных и джазовых оркестров.

Один из виднейших представителей этого направления – трубач-виртуоз Я.Б. Скоморовский. В 1929 г. Скоморовский совместно с Утесовым создал «Теа-джаз», а в 1930 – «Концертный джаз оркестр», который, по общему мнению, был лучшим ленинградским оркестром 1930-40-х гг. И.О. Дунаевский считал его наиболее профессиональным студийным коллективом. Аранжировщиком оркестра был пианист и композитор И. Жак.

Крупнейшей фигурой «Концертного джаза» является А.Н. Цфасман, выпускник Московской консерватории по классу профессора Ф.М. Блуменфельда. Свой первый ансамбль «АМА-джаз» он организовал в 1927 г. Это был первый эстрадно-инструментальный коллектив, выступивший по радио (1928) и записавшийся на грампластинки. В дальнейшем Цфасман возглавлял ряд московских сркестров. Наиболее важная веха его творчества – руководство джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета (1939-1946). Цфасман создал оркестр, не уступающий по уровню лучшим европейским составам.

В оркестрах, которыми руководил Цфасман, работало много известных музыкантов-евреев; саксофонисты А. Ривчун, Э. Гейгнер, И. Хазановский, Б. Лернер; трубачи М. Фрумкин, М. Савыкин; тромбонист И. Давид, гитаристы М. Ланцман и Б. Фельдман, контрабасист А. Розенвассер, скрипачи Г. Фридгейм, И. Робей, Г. Кемлин, Э. Лейвайт, Л. Беймшлаг, пианист и аранжировщик М. Гинзбург и др.

Выдающийся пианист-энтертейнер, композитор, аранжировщик, педагог, Цфасман наиболее активно и профессионально внедрял элементы джаза в советскую эстрадную инструментальную музыку.

Э. Рознер со своим биг-бэндом прибыл в СССР из оккупированной Германией Польши в 1939. Первоначально оркестр обосновался в Минске и получил название джаз-оркестра Белоруссии. Э. Рознер – артист широчайшего диапазона: режиссер, шоумен, дирижер, композитор, трубач, скрипач. Он привнес на советскую музыкальную эстраду принципиально иной уровень сценической эстетики и профессионализма. Этот оркестр заметно отличался от других, так как «чисто» советские эстрадные коллективы, при всей талантливости их участников, несли печать тех социальных и культурных условий, в которых они существовали. Внешний лоск и умение держаться на сцене, виртуозные соло Рознера, напоминавшие манеру Л. Армстронга, – это было новым и неожиданным для советской музыкальной культуры тех лет. Рознер вместе с Г. Варсом – блестящим джазовым музыкантом, также прибывшим из Польши и «осевшим» со своим оркестром во Львове,- впервые привезли в СССР подлинные американские аранжировки для биг-бэнда.

Первый состав оркестра Рознера целиком состоял из евреев. В послевоенные годы Рознер возглавил джаз-оркестр в Москве. В нем работали Ю. Бельзацкий (муз. рук.), Г.Л. Гольштейн (саксофон), Д. Голощекин (фортепьяно), В.Е. Терлецкий (аранжировщик), А. Симоновский (ударные инструменты) и др. В конце 1930-х гг. были организованы эстрадные оркестры Дан.Я. Покрассом в Москве и Е. Петербургским в Белостоке.

Наиболее ярким образцом мюзик-холла стал московский «Показательный театр» (1926), главным режиссером которого был Д.Г. Гутман. В своих постановках «Чудо двадцатого века», «100 минут репортера», «Туда, туда, где льды», «С неба свалились» он смог объединить опыт русских театров-кабаре «Кривое зеркало», «Летучая мышь» и традиции западных мюзик-холлов с их системой «звезд», синхронной эстрадной физкультурой и хореографией.

В 1927 г. состоялась премьера первой российской оперетты «Женихи» И.О. Дунаевского в постановке основателя, режиссера и знаменитого актера Московского театра оперетты Г.М. Ярона.

Параллельно с этим шел процесс формирования массовой песни. Первые авторские песни «Марш Буденного» братьев Покрасс (Дмитрий и Даниил) и «Авиамарш» Ю.А. Хайта были написаны еще в 1920-х гг. Классические образцы жанра появились в первой половине 1930-х гг., и до второй половины 1950-х гг. массовая песня не только доминировала в песенном жанре, но и входила в репертуар ведущих эстрадных исполнителей и оркестров. Среди наиболее ярких и самобытных песен немалое число принадлежит перу еврейских композиторов, среди них «Марш веселых ребят», «Песня о Родине», «Марш энтузиастов», «Летите, голуби» И. Дунаевского, «Орленок» В.А. Белого, «Катюша», «В путь-дорожку дальнюю»,, «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Москва майская» Дм. Я. Покрасса, «Комсомольцы-добровольцы», «За того парня» М. Г.Фрадкина, «Так нам сердце велело», «Зори московские», «Пусть всегда будет солнце» А. Островского, «Хотят ли русские войны», «Я люблю тебя жизнь» Э. Колмановского, «На безымянной высоте» «С чего начинается Родина» В. Баснера и др.

К концу 1950-х гг. в советском искусстве усиливается интерес к индивидуальному началу, к человеческой личности. В песенном жанре получает приоритет разноплановая сольная и ансамблевая песня. Ее музыкальный язык сформировался на основе российской массовой и популярной музыки, европейской и американской музыкальной эстрады и джаза, а также на музыке

идиш и ее упрощенной модификации, бытовавшей в специфической социальной среде, так называемом блатном фольклоре, центром которого была Одесса. Всплеск одесской «субкультуры» пришелся на 1920-30-е гг. С одной стороны, она родила блестящую плеяду еврейской творческой интеллигенции: И.О. Бабеля, И.А. Ильфа, Э.Г. Багрицкого, П.С. Столярского, Э.Г. Гилельса, Д.Ф. Ойстраха, Л. Утесова и др. С другой - «шедевры» блатной музыки типа «Гоп со смыком», «Мурка», «Лимончики», «С одесского кичмана», «Бублички», «У самовара я и моя Маша», получившие после революции широкое, можно сказать, всенародное признание" (в дальнейшем блатная стилистика пустила глубокие корни в российской эстрадной музыке). Внешне сходные по интонационному строю и ритмике с музыкой идиш, они, разумеется, весьма далеки от нее по содержанию. Вульгарность, натурализм, нарочитые «экстазные» страсти отнюдь не характерны для лучших образцов фольклора культуры идиш; ему, напротив, свойственна мягкость, скорее «потенциальное», а не «кинетическое» напряжение, при котором боль и страсть не выказываются открыто, а как бы спрятаны внутрь.

Примерами влияния еврейского мелоса на советскую массовую и эстрадную песню являются «Марш Буденного» братьев Покрасс, «Катюша», «Грустить не надо» М. Блантера, «Шаланды полные кефали», «Город у Черного моря» М. Табачникова, «Сирень цветет» С.А. Каца, «Ландыши» О.Б. Фельцмана и др.

Впечатление о деятельности эстрадных и джазовых музыкантов этой поры было бы неполным без учета реальной атмосферы, в которой они работали, а она к середине 30-х гг., в обстановке тоталитарного режима, стала резко меняться. Под шум инспирированных политических кампаний в прессе «вырубались» целые виды и жанры искусств. Направления, развиваемые Вс. Мейерхольдом, К. Голейзовским, А. Таировым, Н. Фореггером, Д. Гутманом и другими, были объявлены формалистическими и чуждыми. В 1937 г. закрываются мюзик-холлы. В 1946 – 47 были расформированы оркестры А. Цфасмана, Я. Скоморовского и Э. Рознера. Джаз, как и другие виды искусств «иностранного» происхождения, был изгнан из официальной культуры.

Эстрадные музыканты подвергались репрессиям. В 1937 был расстрелян руководитель эстрадного оркестра Д. Гейгнер, в 1948 г. осужден Э. Рознер, в 1950-м арестован Ю. Хайт.

В эти годы поддержание «жизни» джаза требовало смелости и энтузиазма. Среди музыкантов, которые продолжали его играть, было немало евреев. Так, в Москве своеобразным джаз-клубом стал ресторан «Метрополь». Утром здесь играл ансамбль А. Цфасмана, вечером работали блестящие джазовые импровизаторы А. Ривчун, Я. Френкель, Л. Кауфман, а ночью – оркестр под управлением аккордеониста А. Шульмана. Здесь, в «Метрополе», зарождались традиции советских джэм-сейшнз.

Среди ведущих музыкантов-импровизаторов этого периода можно назвать тромбониста И. Давида, скрипача Е. Золотурского, пианиста С. Кагана, саксофонистов Л. Геллера, М. Якона и многих других. В 1946 г. М. Фрумкин, до того работавший в оркестрах А. Цфасмана, А. Варламова и Л. Утесова, организовал свой оркестр, состоявший из молодых музыкантов. Среди танцевальных оркестров начала 1950-х гг. в числе лучших считался московский танцевальный оркестр под управлением трубача Я. Тумаркина.

Во второй половине 1950-х гг. политический климат в стране улучшается. Оживляются международные контакты. В частности, в 1957 г. в Москве, в рамках фестиваля молодежи и студентов, состоялся первый международный джазовый фестиваль. Именно в этот период времени происходит размежевание эстрадной и джазовой музыки и формирование джаза как самостоятельного направления. В этом процессе еврейские джазмены сыграли немаловажную роль.

В 1955 г. московский пианист и композитор В. Рубашевский создал первый профессиональный диксиленд. К числу наиболее известных коллективов этого стиля относятся «Капелла Дикси» (1979) под управлением кларнетиста Лебедева и «Децима» под управлением саксофониста и пианиста Вс. Данилочкина (1983).

Одну из самых ярких страниц в историю российского джаза 1960-х гг. вписал ленинградский биг-бэнд под управлением И. Вайнштейна Композитор, дирижер, пианист А.О. Кролл после ухода Э. Рознера с 1971 возглавлял один из лучших джаз-оркестров СССР «Современник», а с 1992 стал художественным руководителем «МКС-биг-бэнда», получившего сертификат «За выда ощееся выступление» на старейшем фестивале биг-бэндов в Мэнтре (Швейцария).

В стилях современного импровизационного джаза в 1960-е гг. выдвигается целая плеяда высокоодаренных исполнителей: Р. Кунцман, Г. Гольштейн, В. Кацнельсон, В. Клейнот (саксофон), И.М. Бриль, Н. Капустин, Б.Фрумкин (фортепьяно), Д. Голощекин (мультиинструменталист), Л. Гарин (вибрафон), В. Зельченко (труба), А. Сатановский (контрабас), А. Гореткин (ударные инструменты) и др.

В 1970-80-е гг. появляются новые имена: М. Окунь, Г. Файн, В.Ш. Ганелин, Л.А. Чижик, Л. Винцкевич, М. Альперин, Я. Айзенберг, Д.Б. Крамер, В. Горский, М. Агрэ (фортепьяно), А. Фишер, В. Гайваронский (труба), В. Двоскин (контрабас), А. Ростоцкий (бас-гитара), Э. Кунин, Ф. Левинштейн (скрипка), И.Бутман, С. Ширман (саксофон), А. Симоновский, Е. Губерман, О. Бутман (ударные инструменты) и многие другие.

Жанр театров-кабаре, прекративший свое существование в 1924 г., был возрожден с открытием в конце 1980-х гг. в Москве театра миниатюр «Летучая мышь» под руководством режиссера Григория Гуревича.