АВТОНОМИЗМ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 17:22, 22 сентября 2022; Admin (обсуждение | вклад) (создана страница)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

АВТОНОМИЗМ, национальное движение, добивавшееся для еврейских общин в диаспоре самоуправления и возможности свободного развития (прежде всего, использования еврейского языка, организации собственного школьного образования, а также создания системы взаимной и трудовой помощи, благотворительности, поддержки при эмиграции и т. д.).

Возникло в конце 19 в. в Европе. В России наибольший интерес идеи автономизма вызывали в начале 20 в., когда лозунги сторонников ассимиляции стали терять свою привлекательность даже в глазах еврейской интеллигенции, ориентированной на европейскую культуру.

Сложившаяся в России обстановка: давление со стороны государства и националистических организаций, антисемитские настроения создавали предпосылки для восприятия идей автономизма, которые С.М. Дубнов начал пропагандировать в серии статей, печатавшихся с ноября 1897 г. в журнале «Восход» и вышедших отдельным изданием в 1907 г. в СПб под названием «Письма о старом и новом еврействе». Дубнов и его единомышленники основывались на тех же позитивистских взглядах, что и еврейские просветители 19 в.

Для автономистов получение гражданских прав стало лишь частью задачи, представлявшейся им теперь наиболее важной – сохранения еврейской культуры и развития еврейской духовной жизни. Дубнов исходил из того, что внутреннее самоуправление в большей или меньшей степени существовало во всех странах и во все времена и без него евреи просто не смогли бы выжить как нация. Дубнов акцентировал национальные, а не религиозные основы еврейской автономии. Призывы его последователей к духовному возрождению обычно имели мало конкретного содержания, и идеи автономизма оказались малопродуктивными, хотя по тактическим соображениям под ними готовы были подписаться представители разных партий и взглядов.

Так Бунд, на своем 1 съезде в 1897 г. принявший резолюцию: «В числе политических требований выставлять только требование гражданского, а не национального равноправия», на 6 съезде в 1905 г. включил в свою программу требование национально-культурной автономии. С другой стороны, сионисты, отрицавшие саму возможность нормального развития еврейского народа где бы то ни было кроме Э.-И., вынуждены были в Гельсингфорсской программе (1906) говорить об автономии национальных областей и правах «самоуправления во всех делах национального быта».

По существу, только «Еврейская территориалистическая организация» не сделала никаких даже внешних уступок автономизму, упорно продолжая настаивать на невозможности культурной автономии вне собственной территории.

В 1905 г. Виленский учредительный съезд «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России» одной из целей организации назвал свободу «национально-культурного самоопределения во всех его проявлениях».      

Требование «свободы культурно-национального и религиозного самоопределения» было выставлено и созданной в конце 1904 г., более радикальной в политическом и умеренной в национальном отношении, «Еврейской демократической группой». Наиболее последовательно защищали это требование, поставившие легализацию еврейских общин, право пользования родным языком, национализацию воспитания и школьного образования в центр своих программ, «Еврейская народная группа» и особенно «Еврейская народная партия». Обе эти организации в политическом отношении были близки к конституционно-демократической партии.

Партия Паолей-Цион, исходившая из того, что о решении еврейского вопроса можно будет говорить лишь после обретения народом собственной территории, тем не менее так же не признавала необходимым выставлять требование национально-политической автономии. Несмотря на такое единодушие и стремление к автономии, речь, по-видимому, шла скорее о политических лозунгах, чем о проблеме, которую кто-то собирался решить в условиях существовавшего в России режима. Последние надежды на реальность осуществления хотя бы частичной еврейской автономии исчезли с началом 1-й мировой войны, когда власти стали смотреть на всякое пожелание большей самостоятельности для общин, как на выпад против устоев Российской империи. Общерусские партии и политические организации неодинаково относились к идее еврейской автономии. Она была совершенно неприемлема как для правых, так и для левых радикалов. Право евреев на самоопределение на протяжении всего своего существования отстаивала в Государственной думе и в печати конституционно-демократическая партия.

Автор статьи - Е. Гольцман