ФАЙЕР Юрий Федорович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
ФАЙЕР Юрий Федорович (1890, [[Киев]] – 1971, [[Москва]]), дирижер, скрипач. В 1905 играл в орк. Киевского гор. т-ра. С 1906 учился в Моск. конс. в кл. И.В.Гржимали, занимался также у Г.Н.Дулова. С 1907 гастролировал с орк., к-рый состоял в осн. из музыкантов Большого т-ра, в [[Кисловодск|Кисловодске]], [[Екатеринодар|Екатеринодаре]], [[Харьков|Харькове]], Севастополе, [[Ростов-на-Дону|Ростове-на-Дону]]. С 1910 концертировал как солист, одноврем. работал 1-м концертмейстером Нем. гор. т-ра в [[Рига|Риге]]. С 1911 там же преподавал скрипич. игру в муз. уч-ще Имп. Рус. муз. об-ва и дебютировал как дирижер. С 1914 – в [[Москва|Москве]], возобновил занятия у Дулова в конс., к-рую окончил в 1917. Одноврем. играл в орк. Большого т-ра. С 1919 ассистент гл. дирижера А.Ф.Арендса в Большом т-ре, с нач. 1920-х гг. – дирижер, в 1923–63 гл. дирижер балетных спектаклей. Работал с Р.М.[[Глиэр|Глиэром]] («Красный мак», «Медный всадник»), С.С.Прокофьевым («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), А.И.Хачатуряном («Гаянэ», «Спартак»), Д.Л.[[Клебанов|Клебановым]] («Аистенок»), Б.В.Асафьевым («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»), В.М.[[Юровский|Юровским]] («Алые паруса»), А.А.[[Крейн|Крейном]] («Лауренсия»). Уникальность таланта Ф.-дирижера – в сочетании проф. качеств музыканта с тонким знанием специфики сцены и техники классич. танца, к-рое создавало точность хореогр. интерпретации, гармонию музыки и танца. Автор кн. «О себе, о музыке, о балете» (М., 1970). Нар. арт. СССР (1951). Стал. пр. (1941, 1946, 1947, 1950).
ФАЙЕР Юрий Федорович (1890, [[КИЕВ|Киев]] – 1971, [[МОСКВА|Москва]]), дирижер, скрипач. [[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
[[Категория:Персоналии]]
 
В 1905 играл в орк. Киевского гор. т-ра. С 1906 учился в Моск. конс. в кл. И.В.Гржимали, занимался также у Г.Н.Дулова.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
С 1907 гастролировал с орк., к-рый состоял в осн. из музыкантов Большого т-ра, в [[КИСЛОВОДСК|Кисловодске]], [[ЕКАТЕРИНОДАР|Екатеринодаре]], [[ХАРЬКОВ|Харькове]], Севастополе, [[РОСТОВ-НА-ДОНУ|Ростове-на-Дону]]. С 1910 концертировал как солист, одноврем. работал 1-м концертмейстером Нем. гор. т-ра в [[РИГА|Риге]]. С 1911 там же преподавал скрипич. игру в муз. уч-ще Имп. Рус. муз. об-ва и дебютировал как дирижер.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
 
С 1914 – в Москве, возобновил занятия у Дулова в конс., к-рую окончил в 1917. Одноврем. играл в орк. Большого т-ра. С 1919 ассистент гл. дирижера А.Ф.Арендса в Большом т-ре, с нач. 1920-х гг. – дирижер, в 1923–63 гл. дирижер балетных спектаклей. Работал с Р.-Э.М. [[ГЛИЭР Рейнгольд-Эрнст Морицевич|Глиэром]] («Красный мак», «Медный всадник»), С.С.Прокофьевым («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), А.И.Хачатуряном («Гаянэ», «Спартак»), Д.Л.[[КЛЕБАНОВ Дмитрий Львович|Клебановым]] («Аистенок»), Б.В.Асафьевым («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»), В.М.[[ЮРОВСКИЙ Владимир Михайлович|Юровским]] («Алые паруса»), А.А.[[КРЕЙН Александр Абрамович|Крейном]] («Лауренсия»). [[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
Уникальность таланта Ф.-дирижера – в сочетании проф. качеств музыканта с тонким знанием специфики сцены и техники классич. танца, к-рое создавало точность хореогр. интерпретации, гармонию музыки и танца. Автор кн. «О себе, о музыке, о балете» (М., 1970). Нар. арт. СССР (1951). Стал. пр. (1941, 1946, 1947, 1950).[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 09:43, 8 марта 2021

ФАЙЕР Юрий Федорович (1890, Киев – 1971, Москва), дирижер, скрипач.

В 1905 играл в орк. Киевского гор. т-ра. С 1906 учился в Моск. конс. в кл. И.В.Гржимали, занимался также у Г.Н.Дулова.

С 1907 гастролировал с орк., к-рый состоял в осн. из музыкантов Большого т-ра, в Кисловодске, Екатеринодаре, Харькове, Севастополе, Ростове-на-Дону. С 1910 концертировал как солист, одноврем. работал 1-м концертмейстером Нем. гор. т-ра в Риге. С 1911 там же преподавал скрипич. игру в муз. уч-ще Имп. Рус. муз. об-ва и дебютировал как дирижер.


С 1914 – в Москве, возобновил занятия у Дулова в конс., к-рую окончил в 1917. Одноврем. играл в орк. Большого т-ра. С 1919 ассистент гл. дирижера А.Ф.Арендса в Большом т-ре, с нач. 1920-х гг. – дирижер, в 1923–63 гл. дирижер балетных спектаклей. Работал с Р.-Э.М. Глиэром («Красный мак», «Медный всадник»), С.С.Прокофьевым («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), А.И.Хачатуряном («Гаянэ», «Спартак»), Д.Л.Клебановым («Аистенок»), Б.В.Асафьевым («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»), В.М.Юровским («Алые паруса»), А.А.Крейном («Лауренсия»).

Уникальность таланта Ф.-дирижера – в сочетании проф. качеств музыканта с тонким знанием специфики сцены и техники классич. танца, к-рое создавало точность хореогр. интерпретации, гармонию музыки и танца. Автор кн. «О себе, о музыке, о балете» (М., 1970). Нар. арт. СССР (1951). Стал. пр. (1941, 1946, 1947, 1950).