САТАНОВ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 20:17, 1 января 2024; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

САТАНОВ, поселок городского типа (с 1938) в Городокском р-не Хмельницкой обл. (Украина). Изв. с 1385. С 1444 – местечко. В 16–18 вв. – в Подольском воеводстве в составе Речи Посполитой (в 1672–99 – под властью Османской империи). С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – в Проскуровском у. Подольской губ. С 1926 – центр еврейского нац. поссовета.

В 1738 в С. проживало св. 1000 евреев (св. 20%), в 1765 – 1369, в 1775 – 1011, в 1789 – 1503, в 1873 – ок. 1800 (ок. 60%), в 1890 – 1715 (59%), в 1897 – 2848 евреев (68%), в 1913 – ок. 750 еврейских семей, в 1923 – 2237 евреев, в 1926 – 2359, в 1939 – 1516 (ок. 50%), в 1940 – ок. 2500, в 1989 – 7 евреев.

Евреи жили в С. с 16 в. В 1528 и 1531 еврейское население С. пострадало от набегов татар и было освобождено от многочисл. налогов и таможенных пошлин сроком на 8 лет. В это же время была построена Большая синагога. В 1565 в С. – 9 еврейских домов. Имелось еврейское кладбище, на к-ром самое раннее из сохранившихся еврейских надгробий датируется 1576. В нач. 17 в. раввином в С. был Авром-Хаим Шор (?–1632, Львов). В 1-й пол. 17 в. в С. практиковал изв. врач, выпускник ун-та в Падуе, Гедалья Харинг. В 1648 евреи С. принимали участие в обороне города от войск Б.М.Хмельницкого. В 1648–49 еврейское население С. пострадало от нападений крестьян окрестных местечек и отрядов Максима Кривоноса, в 1651 – от казацких набегов. Еврейская община С. была уничтожена, погиб раввин Шломо Спира (1618–1650).

Во время турецкого правления евреи вновь поселились в С. После перехода С. под власть Речи Посполитой возобновил деятельность суд местечка, изв. своей жестокостью. Христиан казнили на сев. горе ок. С., евреев и цыган – на южной. Для казни евреев использовали т. н. кошерный меч, к-рый между казнями висел на воротах замка. Меч хранился в ратуше С. вплоть до Польск. восстания 1830–31. В 1702 евреи С. вновь подверглись нападению казацких отрядов.

В кон. 17 в. раввином в С. был Нафтоли Гирц, с 1700 – раби Шимон, с 1710 – раби Мойше. Среди руководителей общины С., исполнявших обязанности окружных раввинов, известен Лейб Сегал-Геллер, к-рый представлял Подольский окр. в «Вааде четырех земель». В нач. 18 в. в С. создана самостоят. община. Евреи селились в С. на терр. от Рыночной пл. до замка, по Городецкой ул. и по улице, проложенной от Николаевской церкви. Евреям принадлежало ок. 220 домов. Евреи – арендаторы промыслов, трактиров, владельцы магазинов, купцы, врачи, аптекари, деятели обществ. упр-ния и раввины жили в каменных или деревянных домах на каменном фундаменте в р-не Рыночной пл. Среди евреев были ремесленники, объединенные в об-ва портных и скорняков (подобные цехам), кустари (ювелиры, стекольщики, кузнецы, печатники), парикмахеры, музыканты, пекари. Евреи-купцы из С. регулярно приезжали на кр. европейские ярмарки в Бреславе, Лейпциге и Франкфурте. В 1754 была реконструирована Большая синагога.

В 1756 в С. был устроен публичный суд над франкистами. Суд в С. предварил собрание представителей польск. еврейства в Бродах в 1756. Одним из раввинов, объявивших херем франкистам, был раввин из С. Яков Сегаль. В диспуте между франкистами и «талмудистами», устроенном епископом Дембовским, среди четырех раввинов, принявших в нем участие, был раби Мендель из С.

В 1770 эпидемия чумы значительно сократила численность еврейского населения С.

С 1774 главой раввинского суда в С. был Мордхе-Зеев Оренштейн (1735, Жолква – 1787, Львов). С кон. 18 в. до 1802 общиной С. руководил раввин Александр-Сендр Маргалиот (?–1802, Сатанов), с 1802 – его сын Мордхе (?–1828, Сатанов). В кон. 18 в. б-ка еврейской общины в С. была крупнейшей в Подолии (в 1776 – 754 тома).

К кон. 18 в. в С. сформировалась значит. община хасидов. Одним из первых ее лидеров был ученик И.Баал-Шем-Това, изв. магид из Сатанова Исроэль Гелерентер. На рубеже 18–19 вв. цадиком в С. был сын раби Йосефа раби Хаим, внук знаменитого раби Ихла-Михла (1721–1776) из Злочева. В сер. 19 в. раввин С. – Ханох-Генох (1800–1884), основавший впоследствии хасидский двор. К кон. 19 в. самыми влиятельными в С. были гусятинские и зиньковские хасиды, имевшие собств. синагоги.

В нач. 19 в. среди занятий еврейского населения С. аренда являлась наиб. надежной статьей дохода. В 1833 купцу Зейдману была отдана с торгов аренда мельницы на 5 лет. В 1877 в С. открылся переходный пункт через границу, в результате чего получили развитие экспорт, импорт, а также контрабанда, к-рой активно занимались евреи.

В 1889 в С. действовало 8 синагог, имелась миква. В 1875–86 раввином в С. был Исроэль Земельман (1845–?), с 1892 – Ш.-З.Гриншпон (1860–?).

В кон. 19 – нач. 20 в. евреи С. занимались мыловаренным и веревочным произ-вом, выжиганием извести и др.; однако осн. занятиями большинства еврейского населения оставались выделка шкур, шитье и продажа тулупов, заготовка и торговля продукцией с. х-ва. В 1902 в С. было 300 евреев-домовладельцев. Наиб. зажиточные евреи жили в центр. части С.; мелкие кустари заселили р-н, к-рый назывался «Мицраим Гесл».

С 1905 в С. действовал сионистский кружок. В 1910 было организовано отд-ние ОПЕ (во главе с Рувимом Ледервергером). Делегаты из С. участвовали в работе 10-го Сионистского конгресса в Базеле. В 1913 открылся синематограф; первая лента, показанная в нем, была посвящена жизни евреев-колонистов в Э.-И.

В нач. 20 в. в С. действовали 9 синагог, двухклассная жен. школа, неск. хедеров, в т. ч. нелег. под рук. Беккера и Р.Ледервергера. В 1913 в С. работала этногр. эспедиция под рук. С.Ан-ского. Местная легенда легла в основу «Гадибука».

В 1910 в С. была открыта талмуд-тора. В 1911 работала частная еврейская типография. Действовало Об-во взаимного кредита (рук. – Исроэль Ужиревич), в 1914 открылась ссудо-сберегат. касса. В 1914 евреям принадлежали все 3 магазина аптечных товаров, все 7 лесных складов, единств. медоваренный з-д, 70 лавок и магазинов в С. (в т. ч. все бакалейные – 21, все мануфактурные – 21, единств. мебельный магазин, единств. обувной, оба винных). Единств. мельницу в С. арендовал еврей.

В 1914–15 неск. евреев С. были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии. В июле 1915 при отступлении рус. армии воен. власти в 3-дневный срок выселили евреев из С. Евреям было разрешено вернуться через год. Часть евреев не вернулась в С.

После 1917 в С. действовали орг-ция Бунда, отд-ния «Цеирей Цион», «Ге-Халуц». Сионисты открыли в С. школу «Иври». Школа была ориентирована на курсы ср. школ в Э.-И. При школе была организована б-ка с книгами на иврите и идише и учебно-производств. переплетная мастерская. На вечерних курсах иврита занималось ок. 150 уч-ся (в осн. женщины). Была создана школьная драматич. студия (на иврите и идише). Возобновили деятельность действовавшие до 1-й мир. войны благотворит. об-ва «Бикур хойлим», «Линас га-Цедек», «Хекдеш».

В 1919 в армию Директории были призваны 18 молодых евреев (четверо из них были убиты сослуживцами). Летом 1919 части Директории устроили в С. погром. Евреи организовали отряд самообороны, 3 бойца к-рого погибли в вооруж. столкновениях с бандитами.

После запрета на преподавание иврита в школах в 1920-х гг. учитель Вайнштейн организовал ежедневные занятия с детьми вне школы. Действовал кружок «Лошн койдеш» по изучению иврита. В 1925 была запрещена деятельность групп «Цеирей Цион». В 1926 неск. десятков молодых евреев С. выехали в Э.-И.

В 1927 в С. было построено новое кирпичное здание для еврейской школы. В 1928 создан ТОЗ «Колос» (состоял в осн. из евреев, пред. – Носик), в 1932 – колхоз «Великан» (295 дворов, объединял преимущественно евреев). В 1933 пред. еврейского поссовета был И.Портной. В 1936 еврейская школа была закрыта; в ее здании организована укр. школа. В 1920–30-х гг. были закрыты синагоги. В 1940 численность еврейского населения С. возросла в связи с миграцией из зап. областей Украины.

6 июля 1941 в С. вошли части вермахта. Здание бывш. еврейской школы заняла жандармерия. 5 авг. 1941 был произведен первый расстрел евреев. 14–15 мая 1942 евреи С. (240 чел.) были заживо замурованы в подвалах старинного дома. За время оккупации в С. погибло 647 евреев. Мн. евреи С. были депортированы в др. нас. пункты.

После освобождения в 1944 в С. вернулось неск. десятков евреев. В 1960-х гг. в С. проживало ок. десятка еврейских семей.

В С. сохранилось здание Большой синагоги, к-рое считается одним из лучших из оставшихся образцов синагог оборонного типа. В 1960-х гг. здание было передано под зернохранилище. Сохранилось еврейское кладбище, на к-ром имеются 2 участка: старый – ок. 500 надгробий 16–19 вв. и новый – ок. 300 надгробий кон. 19–20 вв. Стена, окружавшая кладбище, сохранилась фрагментарно. На новый участок были перенесены и захоронены останки евреев С., убитых в период Катастрофы.

В 2005 в С. проживало неск. евреев.

В С. род.: М.А.Барг, А.-Л. Болховер, Д.Вогель, М.-М.Лефин, С.Липцин, И.Митльман, Д.-Б.Натанзон, И.Л.Розенфельд, Д.Фогель.

Автор статьи - Х.В.Бейдер, И.Б.Крайзман