РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич (1835, [[Москва]] – 1881, Париж, похоронен в [[Москва|Москве]]), пианист, дирижер, педагог. Брат А.Г.[[Рубинштейн|Рубинштейна]]. Учился игре на фп. под рук. матери. В 1844–46 в Берлине; брал уроки фп. у Т.Куллака, изучал муз.-теоретич. дисциплины у З.Дена. Вернувшись в [[Москва|Москву]], занимался по фп. у А.И.Виллуана, с к-рым в 1846–47 совершил первую конц. поездку. В 1850–55 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та; по окончании гастролировал в [[Москва|Москве]] и Лондоне. В 1860, по инициативе Р., открыто Моск. отд. Рус. муз. об-ва, пред. и дирижером всех концертов к-рого был до конца жизни. Организовал муз. классы РМО, в 1866 преобразованные в Моск. конс.; до 1881 был ее дир. и проф. В репертуаре Р. особое место занимали соч. Ф.Листа, считавшего Р. лучшим исполнителем своих произв. (посвятил Р. «Фантазию на темы «Афинских развалин»). Большое внимание Р. уделял пропаганде музыки А.Г.[[Рубинштейн|Рубинштейна]], М.А.Балакирева (поев. Р. фантазию «Исламей»). Как пианист и как дирижер Р. сыграл исключительную роль в распространении музыки П.И.Чайковского: под упр. Р. впервые были исполнены 1–4-я симф., поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симф. фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио». Р. осуществил первую пост. оп. «Евгений Онегин» (силами учащихся) в Моск. конс. Чайковский посвятил Р. 1-ю симф., концерт для фп. с орк. № 2, написал на смерть Р. фп. трио «Памяти великого художника» (1882). Интерпретации Р.-дирижера отличали огромная воля и эмоциональность, способность точно раскрыть замысел комп. Под его упр. состоялось св. 250 концертов РМО, где прозвучали кантаты и мессы И.С.Баха, отрывки из ораторий Г.Ф.Генделя, «Реквием» В.А.Моцарта, симф. произв. Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Листа, Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.И.Глинки, Рубинштейна. Среди учеников – С.И.Танеев (посвятивший Р. кантату «Иоанн Дамаскин»), А.И.Зилоти, А.Ю.Зограф (Дулова). [[Категория:Персоналии]]Р. – автор фп. пьес, орк. увертюры и др. Ред. рус. изд. Поли. собр. соч. для фп. Ф.Мендельсона; впервые издал в России избр. романсы Ф.Шуберта и Р.Шумана. [[Категория:Персоналии]]
РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич (1835, [[МОСКВА|Москва]] – 1881, Париж, похоронен в Москве), пианист, дирижер, педагог. Брат А.Г.[[РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич|Рубинштейна]]. Учился игре на фп. под рук. матери. В 1844–46 в Берлине; брал уроки фп. у Т.Куллака, изучал муз.-теоретич. дисциплины у З.Дена.[[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  
 
Вернувшись в Москву, занимался по фп. у А.И.Виллуана, с к-рым в 1846–47 совершил первую конц. поездку. В 1850–55 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та; по окончании гастролировал в Москве и Лондоне.[[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  
 
 
В 1860, по инициативе Р., открыто Моск. отд. Рус. муз. об-ва, пред. и дирижером всех концертов к-рого был до конца жизни. Организовал муз. классы РМО, в 1866 преобразованные в Моск. конс.; до 1881 был ее дир. и проф.[[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
В репертуаре Р. особое место занимали соч. Ф.Листа, считавшего Р. лучшим исполнителем своих произв. (посвятил Р. «Фантазию на темы «Афинских развалин»). Большое внимание Р. уделял пропаганде музыки А.Г. Рубинштейна, М.А.Балакирева (посв. Р. фантазию «Исламей»).[[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
 
Как пианист и как дирижер Р. сыграл исключительную роль в распространении музыки П.И.Чайковского: под упр. Р. впервые были исполнены 1–4-я симф., поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симф. фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио».[[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
 
Р. осуществил первую пост. оп. «Евгений Онегин» (силами учащихся) в Моск. конс. Чайковский посвятил Р. 1-ю симф., концерт для фп. с орк. № 2, написал на смерть Р. фп. трио «Памяти великого художника» (1882).[[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
Интерпретации Р.-дирижера отличали огромная воля и эмоциональность, способность точно раскрыть замысел комп. Под его упр. состоялось св. 250 концертов РМО, где прозвучали кантаты и мессы И.С.Баха, отрывки из ораторий Г.Ф.Генделя, «Реквием» В.А.Моцарта, симф. произв. Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Листа, Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.И.Глинки, Рубинштейна. Среди учеников – С.И.Танеев (посвятивший Р. кантату «Иоанн Дамаскин»), А.И.Зилоти, А.Ю.Зограф (Дулова). [[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
 
 
Р. – автор фп. пьес, орк. увертюры и др. Ред. рус. изд. Поли. собр. соч. для фп. Ф.Мендельсона; впервые издал в России избр. романсы Ф.Шуберта и Р.Шумана. [[Категория:Персоналии]][[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 17:47, 22 марта 2021

РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич (1835, Москва – 1881, Париж, похоронен в Москве), пианист, дирижер, педагог. Брат А.Г.Рубинштейна. Учился игре на фп. под рук. матери. В 1844–46 в Берлине; брал уроки фп. у Т.Куллака, изучал муз.-теоретич. дисциплины у З.Дена.

Вернувшись в Москву, занимался по фп. у А.И.Виллуана, с к-рым в 1846–47 совершил первую конц. поездку. В 1850–55 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та; по окончании гастролировал в Москве и Лондоне.


В 1860, по инициативе Р., открыто Моск. отд. Рус. муз. об-ва, пред. и дирижером всех концертов к-рого был до конца жизни. Организовал муз. классы РМО, в 1866 преобразованные в Моск. конс.; до 1881 был ее дир. и проф.

В репертуаре Р. особое место занимали соч. Ф.Листа, считавшего Р. лучшим исполнителем своих произв. (посвятил Р. «Фантазию на темы «Афинских развалин»). Большое внимание Р. уделял пропаганде музыки А.Г. Рубинштейна, М.А.Балакирева (посв. Р. фантазию «Исламей»).


Как пианист и как дирижер Р. сыграл исключительную роль в распространении музыки П.И.Чайковского: под упр. Р. впервые были исполнены 1–4-я симф., поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симф. фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио».


Р. осуществил первую пост. оп. «Евгений Онегин» (силами учащихся) в Моск. конс. Чайковский посвятил Р. 1-ю симф., концерт для фп. с орк. № 2, написал на смерть Р. фп. трио «Памяти великого художника» (1882).

Интерпретации Р.-дирижера отличали огромная воля и эмоциональность, способность точно раскрыть замысел комп. Под его упр. состоялось св. 250 концертов РМО, где прозвучали кантаты и мессы И.С.Баха, отрывки из ораторий Г.Ф.Генделя, «Реквием» В.А.Моцарта, симф. произв. Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Листа, Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.И.Глинки, Рубинштейна. Среди учеников – С.И.Танеев (посвятивший Р. кантату «Иоанн Дамаскин»), А.И.Зилоти, А.Ю.Зограф (Дулова).


Р. – автор фп. пьес, орк. увертюры и др. Ред. рус. изд. Поли. собр. соч. для фп. Ф.Мендельсона; впервые издал в России избр. романсы Ф.Шуберта и Р.Шумана.