РОВНО: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена ссылка)
(правка текста, ссылок)
Строка 3: Строка 3:
В 1765 в Р. проживало 890 евреев, в 1801 – 2147, в 1847 – 3788, в 1857 – 3344, в 1863 – 3178, в 1886 – 4961, в 1897 – 13 780 (56%), в 1910 – 18 631 еврей и 4 караима, в 1914 – 19 142 еврея, в 1921 – 21 702 (71,2%), в 1931 – 22 737 (56 %), в 1939 – 27 000, в нач. 1941 – ок. 35 000, в 1959 – 1311, в 1970 – 1787, в 1979 – 1563, в 1989 – 1230, в 2000 – 351 еврей. [[Категория:География]]
В 1765 в Р. проживало 890 евреев, в 1801 – 2147, в 1847 – 3788, в 1857 – 3344, в 1863 – 3178, в 1886 – 4961, в 1897 – 13 780 (56%), в 1910 – 18 631 еврей и 4 караима, в 1914 – 19 142 еврея, в 1921 – 21 702 (71,2%), в 1931 – 22 737 (56 %), в 1939 – 27 000, в нач. 1941 – ок. 35 000, в 1959 – 1311, в 1970 – 1787, в 1979 – 1563, в 1989 – 1230, в 2000 – 351 еврей. [[Категория:География]]


Евреи жили в Р. с сер. 16 в. В 17 в. еврейская община Р. пострадала от татарских набегов, пожаров и чумы. Раввин Р. в 1680-х гг. – Меир Эпштейн, затем – его сын Авром. После 1723, когда Р. перешло во владение кн. Любомирскому, началось быстрое развитие города. В 1749 кн. Станислав Любомирский опубликовал грамоту, расширявшую права еврейской общины. Раввин Р. в сер. 18 в. – Арон бен Шмуль (?–1789), построивший в 1760 первую хасидскую синагогу и обществ. баню. С 1760 в Р. жил [[ДОЙВ-БЕР из Межирича|Дойва-Бера]] из Межирича, к к-рому приезжали [[МЕНАХЕМ-МЕНДЛ из Витебска|Менахем-Мендл]] из Витебска, [[ШНЕЕР-ЗАЛМАН из Ляд|Шнеера-Залман]] из Ляд, [[ЛЕВИ-ИЦХОК из Бердичева|Леви-Ицхок]] из Бердичева. В 1786 кн. Юзеф Любомирский выделил общине землю для расширения кладбища и разрешил стр-во деревянной синагоги. [[Категория:География]]В 1801 среди евреев Р. было 10 купцов. В 1857 в Р. действовали 7 синагог, 21 хедер, в 1863 – 8 синагог. Приток евреев в Р. был связан с быстрым развитием города после завершения стр-ва двух прошедших через него ж.-д. линий. Во 2-й пол. 19 в. Р. – кр. центр движения Гаскалы. В Р. были открыты частные школы с преподаванием на иврите и один из первых в России реформированных хедеров. [[Категория:География]]
Евреи жили в Р. с сер. 16 в. В 17 в. еврейская община Р. пострадала от татарских набегов, пожаров и чумы. Раввин Р. в 1680-х гг. – Меир Эпштейн, затем – его сын Авром. После 1723, когда Р. перешло во владение кн. Любомирскому, началось быстрое развитие города. В 1749 кн. Станислав Любомирский опубликовал грамоту, расширявшую права еврейской общины. Раввин Р. в сер. 18 в. – Арон бен Шмуль (?–1789), построивший в 1760 первую хасидскую синагогу и обществ. баню. С 1760 в Р. жил [[ДОЙВ-БЕР из Межирича|Дойва-Бера]] из Межирича, к к-рому приезжали [[МЕНАХЕМ-МЕНДЛ из Витебска|Менахем-Мендл]] из Витебска, [[ШНЕЕР-ЗАЛМАН из Ляд|Шнеера-Залман]] из Ляд, [[ЛЕВИ-ИЦХОК из Бердичева|Леви-Ицхок]] из Бердичева. В 1786 кн. Юзеф Любомирский выделил общине землю для расширения кладбища и разрешил стр-во деревянной синагоги.
 
В 1801 среди евреев Р. было 10 купцов. В 1857 в Р. действовали 7 синагог, 21 хедер, в 1863 – 8 синагог. Приток евреев в Р. был связан с быстрым развитием города после завершения стр-ва двух прошедших через него ж.-д. линий. Во 2-й пол. 19 в. Р. – кр. центр движения Гаскалы. В Р. были открыты частные школы с преподаванием на иврите и один из первых в России реформированных хедеров.  
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]


В 1886 в Р. действовала еврейская больница. Евреям принадлежали 3 книжные лавки, типография, аптека. [[Категория:География]]
В 1886 в Р. действовала еврейская больница. Евреям принадлежали 3 книжные лавки, типография, аптека. [[Категория:География]]

Версия 12:41, 1 марта 2022

РОВНО, город, центр Ровненской обл. (Украина). Изв. с 1282. В 16–18 вв. – город Луцкого повета Волынского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Волынской губ. В 1919–39 – в Волынском воеводстве в составе Польши, в 1939–91 – в составе УССР.

В 1765 в Р. проживало 890 евреев, в 1801 – 2147, в 1847 – 3788, в 1857 – 3344, в 1863 – 3178, в 1886 – 4961, в 1897 – 13 780 (56%), в 1910 – 18 631 еврей и 4 караима, в 1914 – 19 142 еврея, в 1921 – 21 702 (71,2%), в 1931 – 22 737 (56 %), в 1939 – 27 000, в нач. 1941 – ок. 35 000, в 1959 – 1311, в 1970 – 1787, в 1979 – 1563, в 1989 – 1230, в 2000 – 351 еврей.

Евреи жили в Р. с сер. 16 в. В 17 в. еврейская община Р. пострадала от татарских набегов, пожаров и чумы. Раввин Р. в 1680-х гг. – Меир Эпштейн, затем – его сын Авром. После 1723, когда Р. перешло во владение кн. Любомирскому, началось быстрое развитие города. В 1749 кн. Станислав Любомирский опубликовал грамоту, расширявшую права еврейской общины. Раввин Р. в сер. 18 в. – Арон бен Шмуль (?–1789), построивший в 1760 первую хасидскую синагогу и обществ. баню. С 1760 в Р. жил Дойва-Бера из Межирича, к к-рому приезжали Менахем-Мендл из Витебска, Шнеера-Залман из Ляд, Леви-Ицхок из Бердичева. В 1786 кн. Юзеф Любомирский выделил общине землю для расширения кладбища и разрешил стр-во деревянной синагоги.

В 1801 среди евреев Р. было 10 купцов. В 1857 в Р. действовали 7 синагог, 21 хедер, в 1863 – 8 синагог. Приток евреев в Р. был связан с быстрым развитием города после завершения стр-ва двух прошедших через него ж.-д. линий. Во 2-й пол. 19 в. Р. – кр. центр движения Гаскалы. В Р. были открыты частные школы с преподаванием на иврите и один из первых в России реформированных хедеров.

В 1886 в Р. действовала еврейская больница. Евреям принадлежали 3 книжные лавки, типография, аптека.

В 1884 в Р. сложилась группа движения «Ховевей Цион», позднее были созданы отд-ния разл. сионистских партий. С 1891 действовала палестинофильская орг-ция «Агуда сфас брура», при к-рой в 1892 открылась б-ка. В 1903 была основана орг-ция Бунда, в 1905 – отд-ние «Поалей Цион».

В сер. 19 в. раввин Р. – Хаим Ротенберг, затем – его сын Шмуэль (1844–1919), в 1885–1914 – Ицхок-Шлойме Шерман (1844–1914), в нач. 20 в. – сын Ш. Ротенберга Хаим (1864–1927). Среди раввинов Р. в 19 в. – 1-й пол. 20 в. – Шмуль Лифер (?–1885), его сын Хаим-Йосеф, погибший в период Катастрофы, с 1914 – зять И.-Ш.Шермана Симха-Герц Майофис, погибший в период Катастрофы. Казенный раввин Р. в 1891–1911 – Довид Беренсон, с 1911 – Залман Гольденберг.

В 1910 в Р. имелись 20 синагог, еврейское кладбище, а также талмуд-тора, иешива, казенное одноклассное еврейское муж. уч-ще с ремесл. классом, частное еврейское жен. уч-ще 2-го разряда И.А.Розенталь, еврейская больница. В 1911 в Р. было открыто об-во любителей иврита. В 1912 работали еврейское ссудо-сберегат. т-во, благотворит. об-во пособия бедным евреям «Линас га-Цедек», об-во попечения о бедных детях, обучающихся в талмуд-торах, об-во вспомоществования нуждающимся ученикам Ровенского нач. еврейского уч-ща. К 1914 были открыты двухклассное жен. еврейское уч-ще с проф. отд-нием, жен. еврейское уч. заведение 3-го разряда, об-во «Еврейская дешевая кухня», богадельня, еврейская б-ка. Евреям принадлежали 3 из 5 аптек, 3 конфетные ф-ки, чугунолитейный з-д, все 9 типографий, 3 из 5 книжных магазинов, большинство лавок и магазинов в Р. Евреями были 7 врачей (из 16), все 8 зубных врачей, 4 акушерки (из 6).

В 1915 евреи были высланы из Р.

В 1917 Ровенский к-т сионистской орг-ции выпускал журн. «Кадима». В 1917 пред. Совета рабочих и солд. депутатов был избран воен. врач Ефраим Соломонович Гольдштейн (1882, Kишинев – 1938).

В 1918 в Р. был создан отряд еврейской самообороны во главе с д-ром Сегалом. 14 и 19 мая 1919 части Директории устроили в Р. погром. В 1919 Рос. Кр. Крест организовал дет. дом для пострадавших от погромов.

В 1919 открылась ср. школа сети «Тарбут», в 1920 – 2 нач. школы этой сети и дет. сады с преподаванием на иврите. Помощь в восстановлении еврейской общине оказывали Джойнт, отд-ния ХИАС, бундовского и сионистского к-тов для беженцев, Союз товариществ опеки над еврейскими сиротами. В первые годы после окончания Гражд. войны члены орг-ции «Ге-Халуц», уезжавшие из России, жили до получения разрешения на выезд в здании своей орг-ции. В 1920–30-х гг. в Р. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. В 1924–39 в Р. выходили еженед. на идише «Волынер лебн», ежедн. газ. «Дер Волынер идишер курьер», действовали еврейские спорт. клубы «Га-Коах» и «Хасмонея», футболисты к-рой выступали в высш. польск. лиге. Всего в 1918–39 выходило 10 газ. на идише и иврите. С 1920 действовало отд-ние Еврейского нар. банка, с 1932 – ссудо-сберегат. касса. В 1930-х гг. в Р. жил представитель чернобыльской хасидской династии Арон Поташник (1889–1940). В 1931 в иешиве «Эц Хаим» обучалось ок. 300 чел. В 1920–30-х гг. раввином Р. был Шнеер-Залман Гринфельд (?–1944).

В 1939–40 численность еврейского населения Р. увеличилась за счет беженцев из р-нов, оккупированных частями вермахта. В июне 1941 неск. тысяч евреев ушли на восток вместе с отступавшими сов. войсками.

28 июня 1941 Р. оккупировали части вермахта. 9–12 июля 1941 было расстреляно более 200 евреев, в сер. авг. 1941 – ок. 300 евреев. Всего в июле – авг. 1941 было уничтожено ок. 3 тыс. евреев. Был создан юденрат; его первый пред. М.Бергман и один из чл. правления Л.Сухарчук в том же году покончили с собой, чтобы не выполнять требования оккупац. администрации. Р. было объявлено местом пребывания нем. администрации Украины; это ускорило ликвидацию еврейского населения. Во время «акции» 7–8 нояб. 1941 в сосновой роще в 6 км от города было уничтожено ок. 20 тыс. евреев. «Акцию» провели айнзацгруппы СС и украинская полиция. В кон. дек. 1941 было создано гетто, в к-ром содержалось ок. 5 тыс. евреев. В гетто действовали 6 подпольных групп; были случаи вооруж. сопротивления. Уничтожение гетто было проведено 13 июля 1942; ок. 5 тыс. евреев были поездом вывезены под Костополь и там расстреляны. Во время проведения этой «акции» мн. молодым евреям удалось бежать, нек-рые из них присоединились к партиз. соединениям под ком. Д.Н.Медведева, В.Бегмы. Осенью 1942 в Р. было расстреляно неск. сотен скрывавшихся евреев. В городе укрывалось еще неск. десятков евреев. В освобождении Р. 2 февр. 1944 участвовала штурмовая инж.-сап. бригада под ком. полк. Моисея Давидовича Бараша.

Осенью 1944 евреи Р. начали возвращаться из эвакуации; численность их в городе составила ок. 1200 чел. По инициативе бывш. еврейских партизан была восстановлена еврейская община, открыта синагога. Раввин Р. в кон. 1940-х гг. – Ушер Абрамович Зибес (1912–?). В обычные дни синагогу посещало 25–35 чел., по субботам – до 100 чел. В 1957 была закрыта синагога, в здании к-рой стала действовать спорт. школа. В 1960–80-х гг. миньян собирался на частных квартирах.

Раввин Р. с 2003 – представитель М.-М. Шнеерсона Шнеер-Залман Шнеерсон.

В Р. сохранились здания 3 синагог. В одном из них – еврейский обществ. центр, в другом – склад.

В 2005 в Р. проживало ок. 2 тыс. евреев.

В Р. род.: М.Л. Вишницер, М.Зильберфарб, П.Кегати, У.Л.Марголис, В.А.Нелли, Ш.Перл, Ф.С.Сито, Б.Смоляр, А.Б.Топчан, Н.И. Штиф; Арье-Лейб сын Сары (1720–1791), ученик И. Баал-Шем-Това, на протяжении мн. лет занимался освобождением евреев из тюрем; Борис Блай (1898–1985, США), скульптор, с нач. 1920-х гг. – в США; Гершон Соломонович Шапиро (1899–1993, Израиль), историк, с 1973 – в Израиле, автор ок. 20 работ, опубл. в «самиздате», автор кн. «Евреи – Герои Советского Союза» (1982); Арье Шахар (р. 1926), с 1936 – в Э.-И., в 1944–67 – в Пальмахе, затем – в Армии Обороны Израиля, бриг. генерал, с 1971 – дир. «Пр-тия Мертвого моря»; Шмуэль Шореш (Штернберг) (1913–1981, Бейт-Шаарим, Израиль), политич. деятель, с 1924 – в Э.-И., деп. Кнессета 3–6-го созывов от МАПАЙ и Аводы.