МИР: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(исправлены ссылки)
Строка 15: Строка 15:
В М. сохранилось старое еврейское кладбище. [[Категория:География]]
В М. сохранилось старое еврейское кладбище. [[Категория:География]]


В М. род. Н.И.[[БАКСТ Николай Игнатьевич|Бакст]], Н.-Ц.-И.[[БЕРЛИН Нафтоли-Цви-Иегуда|Берлин]], Н. [[ГАРДИ| Гарди]], А.-Я.-Г.[[ЛЕСЕР Аврагам-Яаков-Гершон| Лесер]], И.З.[[МЕЛЬЦЕР Иссэр Залман| Мельцер]], М.-И.[[ Рабинович]], Г.Б.[[ Слиозберг]], Х.-И.-Л.[[ Тиктинский]], Ш.-З.[[ШАЗАР Шнеур-Залман| Шазар]]. [[Категория:География]]
В М. род. Н.И.[[БАКСТ Николай Игнатьевич|Бакст]], Н.-Ц.-И.[[БЕРЛИН Нафтоли-Цви-Иегуда|Берлин]], Н. [[ГАРДИ| Гарди]], А.-Я.-Г.[[ЛЕСЕР Аврагам-Яаков-Гершон| Лесер]], И.З.[[МЕЛЬЦЕР Иссэр Залман| Мельцер]], М.-И.[[ |Рабинович]], Г.Б.[[СЛИОЗБЕРГ Генрих Борисович| Слиозберг]], Х.-И.-Л.[[ Тиктинский]], Ш.-З.[[ШАЗАР Шнеур-Залман| Шазар]]. [[Категория:География]]

Версия 09:44, 9 августа 2021

МИР, поселок городского типа (с 1940) в Кореличском р-не Гродненской обл. (Республика Беларусь). В 16–18 в. – в Новогрудском воеводстве в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Новогрудского у. Минской губ. В 1920–39 – в Новогрудском воеводстве в составе Польши, в 1939–91 – в составе БССР.

В 1806 в М. проживало 807 евреев, в 1847 – 2273, в 1897 – 3319 (ок. 62%), в 1920 – 2100 (55,4%), в 1921 – 2074 еврея (ок. 55%).

Евреи жили в М. с 3-й четв. 17 в. Сначала община находилась в ведении общины Несвижа, однако через неск. лет получила самостоятельность, членство в Литовском вааде, съезды к-рого в 1697, 1702 и 1751 проходили в М. В 1-й пол. 18 в. благодаря деятельности купцов-евреев М. стал кр. центром торговли с Лейпцигом (туда отправлялись меха из М.) и портовыми городами Балтики – Кёнигсбергом (совр. Калининград), Мемелем (совр. Клайпеда) и Либавой (совр. Лиепая). Осн. сферы экономич. деятельности евреев М. в 18 – нач. 20 в. – торговля (в т. ч. крупная) и ремесла, к-рыми занималось большинство еврейского населения. В 1806 среди евреев М. было 30 купцов, 106 портных.

С 18 в. М. – важный духовный центр польско-литовского еврейства. В М. жили изв. раввины: М.Айзенштадт (ок. 1670 – 1744), Ш.З. Миркиш (Миркес), И.Д.Айзенштадт (1776–1826), А.-Ц.-Г. Айзенштадт , Э.-Д.Теомим-Рабинович, А.Тиктинский. С нач. 19 в. значит. влиянием среди евреев М. пользовался любавичский хасидизм. В М. действовала иешива, в 1867 в М. имелось 4 синагоги.

В кон. 19 – нач. 20 в. активную деятельность в М. вели орг-ции Бунда и «Поалей Цион». В 1904–05 действовал отряд еврейской самообороны. В 1913 работали еврейские б-ка, больница «Бикур хойлим» с единств. врачом-евреем. Евреям принадлежали единственные аптека и склад аптечных товаров, 23 лавки (в. т. ч. все 8 мануфактурных, обе галантерейные). В 1914 была основана сионистская орг-ция.

В 1920-х гг. в М. работали школы сети «Тарбут», «Явне» и «Бейс Яаков». В 1931 в иешиве М. было 435 уч-ся, в т. ч. из мн. стран Европы. В 1939 иешива М. переехала в Вильнюс; после оккупации Литвы частями РККА уч-ся иешивы во главе с раввином Е.Финкелем выехали в Шанхай, а после окончания 2-й мир. войны – в Иерусалим и Нью-Йорк, где основали иешивы под одноим. назв. «Мир». В 1930-х гг. раввином М. был Авром-Цви Камай (?–1941).

27 июля 1941 М. оккупировали части вермахта. 9 нояб. 1941 было расстреляно 1800 евреев, 850 – заключено в гетто. В авг. 1942 было уничтожено еще неск. сотен евреев М.; ок. 200 юношей и девушек бежали, часть из бежавших влилась в партиз. отряд. 13 авг. 1942 все евреи, оставшиеся в гетто, были убиты.

В М. сохранилось старое еврейское кладбище.

В М. род. Н.И.Бакст, Н.-Ц.-И.Берлин, Н. Гарди, А.-Я.-Г. Лесер, И.З. Мельцер, М.-И.[[ |Рабинович]], Г.Б. Слиозберг, Х.-И.-Л.Тиктинский, Ш.-З. Шазар.