МИЛЬНЕР Моше Михаэль: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
МИЛЬНЕР Моше Михаэль (Михаил Арнольдович) (1886, [[Рокитно]] Васильковского у. Киевской губ. – 1953, [[Ленинград]]), композитор, дирижер, хормейстер. С десятилетнего возраста пел в хоре Я.-Ш.[[Мороговский|Мороговского]], затем в Киевской хоральной синагоге. Учился игре на фп. у рук. хора этой синагоги А.Н.Дзмитровского и у О.Д.Веккер. В 1907–15 учился в Петерб. (Петрогр.) конс. по кл. комп. у А.К.Лядова, Я.Витола, М.О.[[Штейнберг|Штейнберга]], В.П.Калафати. Был чл. Об-ва еврейской нар. музыки (осн. в 1908), в числе первых изд. к-рого опубл. его фп. пьеса «У ребе на проводах Царицы-субботы» (1914). М. дирижировал хорами этого об-ва (1911–23), Петерб. Большой синагоги (1912–19), а также воен. орк. (1915–18). В 1924–25 зав. муз. частью Моск. еврейского т-ра, к драм, спектаклям к-рого (а также для студии «Габима») писал музыку (более чем к 40 спектаклям). В 1923–31 работал в Харьковском еврейском т-ре (с 1929 – зав. муз. частью). В 1931–41 рук. еврейского вок. анс. «Евоканс» в [[Ленинград|Ленинграде]], в годы войны 1941–45 пережил блокаду. При ощутимом влиянии М.П.Мусоргского основу муз. яз. М. составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки. Автор 3 опер (тексты на идише): «Небеса пылают» (1923, [[Петроград]]; снята после 3-го спектакля как «реакционная»), «Новый путь» (1933), «Флавий» (по ром. «Иудейская война» Л.Фейхтвангера, 1933–43, не окончена), бал. «Асмодей», симф. (1937), симф. поэм «Юдифь» и «Партизаны» (1944), симф. сюиты на еврейские темы, концерта для фп. с орк. (1946), хоралов (в т. ч. на тексты молитв, псалмов, стихов Х.-Н.[[Бялик|Бялика]], вок. сюиты (1916, на сл. И.-Л.[[Перец|Переца]], поэмы для голоса с фп. «Суламифь» (1950), романсов (на сл. Г.Гейне, еврейских и рус. поэтов). [[Категория:Персоналии]]
МИЛЬНЕР Моше Михаэль (Михаил Арнольдович) (1886, [[РОКИТНО Киевской губ.|Рокитно]] Васильковского у. Киевской губ. – 1953, [[ЛЕНИНГРАД|Ленинград]]), композитор, дирижер, хормейстер. С десятилетнего возраста пел в хоре Я.-Ш.[[МОРОГОВСКИЙ Яков-Шмуэль|Мороговского]], затем в Киевской хоральной синагоге. Учился игре на фп. у рук. хора этой синагоги А.Н.Дзмитровского и у О.Д.Веккер. В 1907–15 учился в Петерб. (Петрогр.) конс. по кл. комп. у А.К.Лядова, Я.Витола, М.О.[[ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич|Штейнберга]], В.П.Калафати.
 
Был чл. Об-ва еврейской нар. музыки (осн. в 1908), в числе первых изд. к-рого опубл. его фп. пьеса «У ребе на проводах Царицы-субботы» (1914). М. дирижировал хорами этого об-ва (1911–23), Петерб. Большой синагоги (1912–19), а также воен. орк. (1915–18).
 
В 1924–25 зав. муз. частью Моск. еврейского т-ра, к драм, спектаклям к-рого (а также для студии «Габима») писал музыку (более чем к 40 спектаклям).
 
В 1923–31 работал в Харьковском еврейском т-ре (с 1929 – зав. муз. частью). В 1931–41 рук. еврейского вок. анс. «Евоканс» в Ленинграде, в годы войны 1941–45 пережил блокаду.
 
При ощутимом влиянии М.П.Мусоргского основу муз. яз. М. составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки. Автор 3 опер (тексты на идише): «Небеса пылают» (1923, Петроград; снята после 3-го спектакля как «реакционная»), «Новый путь» (1933), «Флавий» (по ром. «Иудейская война» Л.Фейхтвангера, 1933–43, не окончена), бал. «Асмодей», симф. (1937), симф. поэм «Юдифь» и «Партизаны» (1944), симф. сюиты на еврейские темы, концерта для фп. с орк. (1946), хоралов (в т. ч. на тексты молитв, псалмов, стихов Х.-Н.[[БЯЛИК Хаим-Нахман|Бялика]], вок. сюиты (1916, на сл. И.-Л.[[ПЕРЕЦ Ицхок-Лейбуш|Переца]], поэмы для голоса с фп. «Суламифь» (1950), романсов (на сл. Г.Гейне, еврейских и рус. поэтов). [[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 19:43, 15 мая 2022

МИЛЬНЕР Моше Михаэль (Михаил Арнольдович) (1886, Рокитно Васильковского у. Киевской губ. – 1953, Ленинград), композитор, дирижер, хормейстер. С десятилетнего возраста пел в хоре Я.-Ш.Мороговского, затем в Киевской хоральной синагоге. Учился игре на фп. у рук. хора этой синагоги А.Н.Дзмитровского и у О.Д.Веккер. В 1907–15 учился в Петерб. (Петрогр.) конс. по кл. комп. у А.К.Лядова, Я.Витола, М.О.Штейнберга, В.П.Калафати.

Был чл. Об-ва еврейской нар. музыки (осн. в 1908), в числе первых изд. к-рого опубл. его фп. пьеса «У ребе на проводах Царицы-субботы» (1914). М. дирижировал хорами этого об-ва (1911–23), Петерб. Большой синагоги (1912–19), а также воен. орк. (1915–18).

В 1924–25 зав. муз. частью Моск. еврейского т-ра, к драм, спектаклям к-рого (а также для студии «Габима») писал музыку (более чем к 40 спектаклям).

В 1923–31 работал в Харьковском еврейском т-ре (с 1929 – зав. муз. частью). В 1931–41 рук. еврейского вок. анс. «Евоканс» в Ленинграде, в годы войны 1941–45 пережил блокаду.

При ощутимом влиянии М.П.Мусоргского основу муз. яз. М. составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки. Автор 3 опер (тексты на идише): «Небеса пылают» (1923, Петроград; снята после 3-го спектакля как «реакционная»), «Новый путь» (1933), «Флавий» (по ром. «Иудейская война» Л.Фейхтвангера, 1933–43, не окончена), бал. «Асмодей», симф. (1937), симф. поэм «Юдифь» и «Партизаны» (1944), симф. сюиты на еврейские темы, концерта для фп. с орк. (1946), хоралов (в т. ч. на тексты молитв, псалмов, стихов Х.-Н.Бялика, вок. сюиты (1916, на сл. И.-Л.Переца, поэмы для голоса с фп. «Суламифь» (1950), романсов (на сл. Г.Гейне, еврейских и рус. поэтов).