МЕССЕРЕР Асаф Михайлович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(правка текста, ссылок)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903, [[ВИЛЬНО|Вильно]] – 1992, [[МОСКВА|Москва]]), танцовщик, балетмейстер, педагог, теоретик балета. Брат С.М.[[МЕССЕРЕР Суламифь Михайловна|Мессерер]]. В 1919–21 учился в Моск. хореогр. уч-ще и был принят солистом в Большой т-р.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903, [[ВИЛЬНА|''Вильна'']] – 1992, [[МОСКВА|''Москва'']]), танцовщик, балетмейстер, педагог, теоретик балета. Брат ''С.М.[[МЕССЕРЕР Суламифь Михайловна|Мессерер]]''. В 1919–21 учился в Моск. хореогр. уч-ще и был принят солистом в Большой т-р.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]


В репертуаре М.: Зигфрид («Лебединое озеро» П.И.Чайковского, 1924), Петрушка («Петрушка» И.Ф.Стравинского, 1927), Божок и Жонглер («Красный мак» Р.-Э.М. [[ГЛИЭР Рейнгольд-Эрнст Морицевич|Глиэра]], 1927), Конькобежец («Кавказский пленник» Б.В.Асафьева, 1938), Колен («Тщетная предосторожность» П.Л.Гертеля, 1943), конц. номер «Футболист» на муз. А.Н.[[ЦФАСМАН Александр Наумович|Цфасмана]] (пост. М., Большой т-р, 1930).[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  
В репертуаре М.: Зигфрид («Лебединое озеро» П.И.Чайковского, 1924), Петрушка («Петрушка» И.Ф.Стравинского, 1927), Божок и Жонглер («Красный мак» ''Р.-Э.М. [[ГЛИЭР Рейнгольд-Эрнст Морицевич|Глиэра]]'', 1927), Конькобежец («Кавказский пленник» Б.В.Асафьева, 1938), Колен («Тщетная предосторожность» П.Л.Гертеля, 1943), конц. номер «Футболист» на муз. ''А.Н.[[ЦФАСМАН Александр Наумович|Цфасмана]]'' (пост. М., Большой т-р, 1930).[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  


С 1925 работал и как балетмейстер, ставил конц. номера для Моск. хореогр. уч-ща – «Мелодия» К.В.Глюка, «Фея кукол» И.Байера (совм. с Е.И.Долинской), балеты: «Тщетная предосторожность» Гертеля (Большой т-р, совм. с И.А.[[МОИСЕЕВ Игорь Александрович|Моисеевым]], 1930; совм. с М.М.[[ГАБОВИЧ Михаил Маркович|Габовичем]], 1952), «Спящая красавица» Чайковского (Большой т-р, совм. с И.А.Чекрыгиным и Б.А.Мордвиновым, 1936; совм. с Габовичем, 1952), неск. пост. для хореогр. анс. «Молодой балет» под рук. И.А.Моисеева (1968), «Весенний Таджикистан» на муз. Ю.Г.Тер-Осипова (Т-р оперы и балета им. Айни, [[ДУШАНБЕ|Душанбе]], 1972), балет «Коппелия» Л.Делиба ([[ВАРШАВА|Варшава]], Большой т-р, 1976) и др. М. способствовал созданию совр. литовского балета: пост. «На берегу моря» Ю.А.Юзелюнаса (Т-р оперы и балета ЛитССР, [[ВИЛЬНЮС|Вильнюс]], совм. с В.В.Гривицкасом, 1953). К классике балетного иск-ва принадлежит созданный М. одноактный бал. «Класс-концерт» на муз. Д.Д.Шостаковича.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  
С 1925 работал и как балетмейстер, ставил конц. номера для Моск. хореогр. уч-ща – «Мелодия» К.В.Глюка, «Фея кукол» И.Байера (совм. с Е.И.Долинской), балеты: «Тщетная предосторожность» Гертеля (Большой т-р, совм. с ''И.А.[[МОИСЕЕВ Игорь Александрович|Моисеевым]]'', 1930; совм. с ''М.М.[[ГАБОВИЧ Михаил Маркович|Габовичем]]'', 1952), «Спящая красавица» Чайковского (Большой т-р, совм. с И.А.Чекрыгиным и Б.А.Мордвиновым, 1936; совм. с Габовичем, 1952), неск. пост. для хореогр. анс. «Молодой балет» под рук. И.А.Моисеева (1968), «Весенний Таджикистан» на муз. Ю.Г.Тер-Осипова (Т-р оперы и балета им. Айни, Душанбе, 1972), балет «Коппелия» Л.Делиба ([[ВАРШАВА|''Варшава'']], Большой т-р, 1976) и др. М. способствовал созданию совр. литовского балета: пост. «На берегу моря» Ю.А.Юзелюнаса (Т-р оперы и балета ЛитССР, [[ВИЛЬНЮС|''Вильнюс'']], совм. с В.В.Гривицкасом, 1953). К классике балетного иск-ва принадлежит созданный М. одноактный бал. «Класс-концерт» на муз. Д.Д.Шостаковича.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  


В 1921–23 преподавал на вечерних курсах при Большом т-ре, в 1923–60 – в Моск. хореогр. уч-ще.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  
В 1921–23 преподавал на вечерних курсах при Большом т-ре, в 1923–60 – в Моск. хореогр. уч-ще.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]  


С 1946 – педагог кл. усовершенствования артистов балета Большого т-ра; создал собств. метод ведения уроков классич. танца. Автор кн. «Уроки классического танца» (М., 1967), «Танец. Мысль. Время» (М., 1979). Нар. арт. СССР (1976). Стал. пр. (1941, 1947).[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
С 1946 – педагог кл. усовершенствования артистов балета Большого т-ра; создал собств. метод ведения уроков классич. танца. Автор кн. «Уроки классического танца» (М., 1967), «Танец. Мысль. Время» (М., 1979). Нар. арт. СССР (1976). Стал. пр. (1941, 1947).
 
Сын - ''Б.А. [[МЕССЕРЕР Борис Асафович|Мессерер]]''.[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 14:54, 14 марта 2023

МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903, Вильна – 1992, Москва), танцовщик, балетмейстер, педагог, теоретик балета. Брат С.М.Мессерер. В 1919–21 учился в Моск. хореогр. уч-ще и был принят солистом в Большой т-р.

В репертуаре М.: Зигфрид («Лебединое озеро» П.И.Чайковского, 1924), Петрушка («Петрушка» И.Ф.Стравинского, 1927), Божок и Жонглер («Красный мак» Р.-Э.М. Глиэра, 1927), Конькобежец («Кавказский пленник» Б.В.Асафьева, 1938), Колен («Тщетная предосторожность» П.Л.Гертеля, 1943), конц. номер «Футболист» на муз. А.Н.Цфасмана (пост. М., Большой т-р, 1930).

С 1925 работал и как балетмейстер, ставил конц. номера для Моск. хореогр. уч-ща – «Мелодия» К.В.Глюка, «Фея кукол» И.Байера (совм. с Е.И.Долинской), балеты: «Тщетная предосторожность» Гертеля (Большой т-р, совм. с И.А.Моисеевым, 1930; совм. с М.М.Габовичем, 1952), «Спящая красавица» Чайковского (Большой т-р, совм. с И.А.Чекрыгиным и Б.А.Мордвиновым, 1936; совм. с Габовичем, 1952), неск. пост. для хореогр. анс. «Молодой балет» под рук. И.А.Моисеева (1968), «Весенний Таджикистан» на муз. Ю.Г.Тер-Осипова (Т-р оперы и балета им. Айни, Душанбе, 1972), балет «Коппелия» Л.Делиба (Варшава, Большой т-р, 1976) и др. М. способствовал созданию совр. литовского балета: пост. «На берегу моря» Ю.А.Юзелюнаса (Т-р оперы и балета ЛитССР, Вильнюс, совм. с В.В.Гривицкасом, 1953). К классике балетного иск-ва принадлежит созданный М. одноактный бал. «Класс-концерт» на муз. Д.Д.Шостаковича.

В 1921–23 преподавал на вечерних курсах при Большом т-ре, в 1923–60 – в Моск. хореогр. уч-ще.

С 1946 – педагог кл. усовершенствования артистов балета Большого т-ра; создал собств. метод ведения уроков классич. танца. Автор кн. «Уроки классического танца» (М., 1967), «Танец. Мысль. Время» (М., 1979). Нар. арт. СССР (1976). Стал. пр. (1941, 1947).

Сын - Б.А. Мессерер.