ЛЮБЛИН: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена ссылка)
Строка 19: Строка 19:
В кон. 18 - нач. 19 в. Л. - центр хасидизма в Польше и резиденция Ицика-Якова Гуревича (1745 – 1815), «Провидца из Люблина». В 1815 династию продолжил его сын Исроэль. В 1826 – 43 раввином Л. был Мешулам-Зелиг Ашкенази (?-1843), в 1843 – 52 – Дойв-Бер Ашкенази (?-1852), с 1852 – его сын Иегошуа-Гешель. [[Категория:География]]
В кон. 18 - нач. 19 в. Л. - центр хасидизма в Польше и резиденция Ицика-Якова Гуревича (1745 – 1815), «Провидца из Люблина». В 1815 династию продолжил его сын Исроэль. В 1826 – 43 раввином Л. был Мешулам-Зелиг Ашкенази (?-1843), в 1843 – 52 – Дойв-Бер Ашкенази (?-1852), с 1852 – его сын Иегошуа-Гешель. [[Категория:География]]
   
   
В сер. 19 в. хасидскую династию в Л. основал Иегуда-Лейб Эйгер. В 1868 – 92 раввином Л. был хасид Шнеер-Залман Ладейр, в 1892 – 1910 – Гилель-Арье Лифшиц, в 1910 – 25 – Элиягу Клячкин (?-1932, Иерусалим), отец ''Я. [[КЛЯЧКИН Яаков|Клячкина]]''. [[Категория:География]]
В сер. 19 в. хасидскую династию в Л. основал Иегуда-Лейб Эйгер. В 1868 – 92 раввином Л. был хасид Шнеер-Залман Ладейр, в 1892 – 1910 – Гилель-Арье Лифшиц, в 1910 – 25 – Элиягу Клячкин (?-1932, Иерусалим), отец ''Я. [[КЛЯЧКИН Яаков|Клячкина]]''. В кон. 19 в. хасидскую общину Л. возглавлял Ц. [[РАБИНОВИЧ-РУБИНШТЕЙН Цадок|''Рабинович-Рубинштейн'']].  [[Категория:География]]


Евреи Л. участвовали в Польск. Восстании 1863 – 64. В 1880-х гг. были основаны 3 кассы взаимопомощи. Во 2-й пол. 19 в. в Л. начали работать первые еврейские уч-ща с преподаванием на рус. и польск. яз.; в 1897 основана первая школа с преподаванием на иврите. С 1886 работала еврейская благотворит. больница. В помощь еврейским ремесленникам и мелким торговцам с 1900 действовали ссудно-сберегат. т-во, «Об-во взаимопомощи служащих и мелких торговцев Моисеева закона». Работали еврейский дет. дом и дом престарелых, 43 хедера, 2-классное нач. уч-ще (170 уч-ся). Действовали 36 синагог. В 1897 были открыты 2 школы с преподаванием на иврите. Одна работала до 1907, вторая – до 1914. В 1910 был основан «Союз любителей иврита», при к-ром действовали курсы иврита. В 1913 – 23 работала школа сети «Явне». [[Категория:География]]
Евреи Л. участвовали в Польск. Восстании 1863 – 64. В 1880-х гг. были основаны 3 кассы взаимопомощи. Во 2-й пол. 19 в. в Л. начали работать первые еврейские уч-ща с преподаванием на рус. и польск. яз.; в 1897 основана первая школа с преподаванием на иврите. С 1886 работала еврейская благотворит. больница. В помощь еврейским ремесленникам и мелким торговцам с 1900 действовали ссудно-сберегат. т-во, «Об-во взаимопомощи служащих и мелких торговцев Моисеева закона». Работали еврейский дет. дом и дом престарелых, 43 хедера, 2-классное нач. уч-ще (170 уч-ся). Действовали 36 синагог. В 1897 были открыты 2 школы с преподаванием на иврите. Одна работала до 1907, вторая – до 1914. В 1910 был основан «Союз любителей иврита», при к-ром действовали курсы иврита. В 1913 – 23 работала школа сети «Явне». [[Категория:География]]

Версия 18:05, 24 октября 2023

ЛЮБЛИН, город (с 1317), центр Люблинского воеводства (Республика Польша). Изв. с 10 в. С 1569 – в составе Речи Посполитой. 1795-1809 - в составе Австрии, в 1809 – 15 – Вел. герцогства Варшавского. С 1815 – в составе Рос. империи, с 1837 – губернский центр.

В 1550 в Л. проживало 840 евреев, в 1602 – 1200, в 1765 – 1725, в 1806 – 2973 (72,5%), в 1841 – 8468, в 1856 – 8588, в 1872 – 12 245, в 1882 – 17 764, в 1893 – 25 440, в 1897 – 23 586 (50,9%), в 1908 – 31 721 (50,8%), в 1921 – 37 337 (39,5%), в 1939 – 42 830 (35,1%), в 1945 – 4553, в 1946 – 6662 еврея.

В 1336 король Казимир III разрешил евреям селиться в предместье Л. - Пяски, к-рое получило назв. «Пяски Жидовске». Они получили разл. привилегии, но под давлением церкви и христианского населения власть ограничила права евреев. К Л. примыкал густо населенный евреями пос. Венява. В 1518 король Сигизмунд I Старый запретил евреям проживать в Л., хотя он же предоставил им права и ряд привилегий в пригороде Л. – Подзамче, а затем разрешил торговать в Л. и освободил от уплаты таможенной пошлины на границах Люблинского воеводства. В 1550 король Сигизмунд II Август разрешил евреям селиться в Л., а в 1558 запретил им проживание в пределах города.

Община Л. возникла во 2-й пол. 16 в. Осн. занятия евреев Л. того времени – торговля (в т. ч. транзитная – м жду Речью Посполитой, Германией и Россией), ремесла (портняжное, сапожное и др.), денежные операции. С 1547 в Л. действовала еврейская типография. В 1576 король Стефан Баторий разрешил Калману, сыну Мордехая, открыть в Л. типографию и продавать книги на древнееврейском яз. по всей стране.

В кон. 16 - нач. 17 в. Верховный суд Польши рассмотрел девять дел о «кровавых наветах», в т. ч. и в Л. В типографиях иезуитов печатались антиеврейские памфлеты; в 1646 ученики иезуитской коллегии учинили в Л. еврейский погром (т. н. школьный погром), во время к-рого погибло 8 евреев. В 1650 по инициативе иезуитов евреям-аптекарям Л. было запрещено обслуживать христианское население.

В 16-17 в. Л., прозванный «Иерушалаим де-Полин» («Польский Иерусалим»), был одним из центров духовной и обществ. жизни польск. еврейства. В Л. заседал «Ваад четырех земель». Тогда же Л. являлся центром еврейского книгопечатания. Раввинами Л. в 16-17 вв. были раби Яков (?-1541), раби Шолом-Шахне (?-1559), основавший в Л. иешиву, его сын Исроэль, Шимон-Вольф Ойербах (?-1632), Мордхе Йофе (?-1612), Ицхок Шапиро (?-1623), Эфраим-Залман Шор (?-1634), Авром Эпштейн, Нафтоли Кац (?-1650), Арон-Шимон Шапиро (?-1680).

В 1656 рус. войска и казаки Б.М. Хмельницкого устроили в Л. Массовую резню евреев, во время к-рой погибла почти вся община, а также мн. евреи из окрестностей города, искавшие в нем убежища.

В 1669 евреи Л. получили право торговли в городе, в 1675 королевские власти взяли под свое покровительство их жизнь и имущество, в 1696 евреи были уравнены в правах с купцами-неевреями. Однако евреи не могли восстановить прежнего уровня своей экономики и занимались в то время в осн. винокурением и виноторговлей.

В 17-18 в. в Л. действовало 7 синагог. В 1769 король Станислав Август Понятовский вновь подтвердил права, данные евреям прежними королями; однако в 1780 он опять запретил евреям селиться в Л. (приказ из-за общей политич. анархии в Польше выполнен не был).

В кон. 18 - нач. 19 в. Л. - центр хасидизма в Польше и резиденция Ицика-Якова Гуревича (1745 – 1815), «Провидца из Люблина». В 1815 династию продолжил его сын Исроэль. В 1826 – 43 раввином Л. был Мешулам-Зелиг Ашкенази (?-1843), в 1843 – 52 – Дойв-Бер Ашкенази (?-1852), с 1852 – его сын Иегошуа-Гешель.

В сер. 19 в. хасидскую династию в Л. основал Иегуда-Лейб Эйгер. В 1868 – 92 раввином Л. был хасид Шнеер-Залман Ладейр, в 1892 – 1910 – Гилель-Арье Лифшиц, в 1910 – 25 – Элиягу Клячкин (?-1932, Иерусалим), отец Я. Клячкина. В кон. 19 в. хасидскую общину Л. возглавлял Ц. Рабинович-Рубинштейн.

Евреи Л. участвовали в Польск. Восстании 1863 – 64. В 1880-х гг. были основаны 3 кассы взаимопомощи. Во 2-й пол. 19 в. в Л. начали работать первые еврейские уч-ща с преподаванием на рус. и польск. яз.; в 1897 основана первая школа с преподаванием на иврите. С 1886 работала еврейская благотворит. больница. В помощь еврейским ремесленникам и мелким торговцам с 1900 действовали ссудно-сберегат. т-во, «Об-во взаимопомощи служащих и мелких торговцев Моисеева закона». Работали еврейский дет. дом и дом престарелых, 43 хедера, 2-классное нач. уч-ще (170 уч-ся). Действовали 36 синагог. В 1897 были открыты 2 школы с преподаванием на иврите. Одна работала до 1907, вторая – до 1914. В 1910 был основан «Союз любителей иврита», при к-ром действовали курсы иврита. В 1913 – 23 работала школа сети «Явне».

С кон. 19 в. в Л. действовали палестинофильские кружки, отд-ние Бунда.

В 19 - нач. 20 в. евреи Л. играли ведущую роль в хлеботорговле и ремеслах, в их руках находилась почти вся кожевенная пром-сть города.

Во время 1-й мир. войны в оккупированном австро-венгер. армией Л. евреи получили разрешение организовать две нар. гимназии, т-р на идише. С.Б. Нисенбаум основал газ. на идише «Дос Люблинер тогблат». В 1915 в Л. работали еврейские приюты: детский, для жертв войны, об-ва ОЗЕТ.

В 1920-30-х гг, в Л. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций, работали десятки благотворит. орг-ций. На идише издавался еженед. «Люблинер штиме» (1922 – 38). В 1930 – 33 раввином Л. был Меир Шапиро (1886 – 1933), основавший иешиву «Хахмей Люблин».

18 сент. 1939 Л. оккупировали части вермахта. В кон. 1939 был создан юденрат во главе с Генрихом Бахером, в нач. 1941 – еврейская полиция. Позднее было создано гетто. В 1940 – 43 в Л. находился лагерь для евреев-военнопленных. Подпольная орг-ция этого лагеря устроила вооруж. побег неск. групп пленных к партизанам; остальные были уничтожены. Депортация евреев в лагеря уничтожения началась весной 1942. Уничтожение евреев Л. продолжалось до июля 1944.

В освобождении Л. 24 июля 1944 принимали участие арт. полк под ком. подполк. Марка Семеновича Иониса, арт. бригада под ком. полк. Георгия Яковлевича Кагана и танк. бригада под ком. полк. Романа Александровича Либермана. В июле 1944 – янв. 1945 Л. являлся временной столицей Польши. В авг. 1944 в Л. был создан еврейский совет, преобразованный в нояб. 1944 в центр. к-т евреев Польши. В 1945 работал еврейский дет. дом, в 1946 открылись еврейская школа и дет. сад. Действовало 2 еврейских кооператива. В 1950 – 60-х гг. в Л. работал Клуб еврейской культуры. Погромы 1946 и антисемитская кампания 1968 привели к выезду мн. евреев Л. за пределы Польши.

В Л. род. : Я. Ваксман, Г. Венявский, Ю. Венявский, Я. Глатштейн, Г. Левин, Э. Меирсон, C.Б. Нисенбаум, Л.М. Рейснер, И. Розенберг, A. Розенфельд, И. Саде, И.-А.-Л. Шпиц, Г.М. Эрлих, П.Д. Эттингер.

В Л. жил и работал Я.Н. Венгерко.