ЛЬВОВ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена ссылка)
(добавлена ссылка)
Строка 26: Строка 26:


В 1869 ассимилированная еврейская интеллигенция Л. основала об-во «Шоймер Исроэль», стремившееся к усилению пронемецкой культурной ориентации галицийского еврейства. В 1870-х гг. А.[[ Голдфаден Авром|Голдфаден]] вместе с И.-Й.[[ ЛИНЕЦКИЙ Ицхок-Йоэль |Линецким]] издавали юмористич. еженед. «Исролик». В 1876-79 А.Браудес был ред. журн. «Га-Бокерере», с 1894 - ред. офиц. сионистского органа Галиции еженед. «Идишес вохенблат». Издаваемый об-вом еженед. «Дер Израэлит» (выходил 35 лет) пропагандировал распространение просвещения среди широких слоев еврейского населения, знакомил их с гражд. и обществ, задачами и поддерживал политику австр. властей, направленную против политич. требований поляков. Движение за ассимиляцию с поляками усилилось среди евреев Л. в кон. 19 в. В 1878 было основано пропольское об-во «Дореш шалом», к-рое просуществовало недолго, в 1883 – об-во «Агудас ахим», издававшее еженед. «Ойчызна» (выходил до 1890). Еврейские представители Л. в австр. парламенте присоединились к польск. фракции; т. н. партия ассимиляторов поддерживала даже нек-рые из антиеврейских мероприятий, проводившихся поляками в Галиции, издавала на польск. яз. еженед. «Едносць» (1905-14). Влияние ассимиляторов в Л. заметно ослабело после основания первых палестинофильских орг-ций «Микра кодеш» (1883) и «Цион» (1888). В кон. 19 в. появились сионистские орг-ции. Выходили газеты и журналы: «Пшышлосць» (с 1892), «Всхуд» (1900-14), «Га-Кармел», «Дер векер», «Тогблат», «Дер идишер арбетес» (в 1908 его ред. был Л.[[ ХАЗАНОВИЧ Леон|Хазанович]]). Ассимиляторам противостояли также ортодоксальные евреи, в осн. приверженцы хасидизма, создавшие в Галиции в кон. 1870-х гг. об-во «Махзикей га-Дас», к-рое издавало одноим. газету (1879-1914). В 1906 ортодоксы объединились с ассимиляторами в борьбе против требования сионистов о создании еврейской нац. курии на выборах в австр. парламент. Среди первых политич. и профсоюзных орг-ций еврейских рабочих была группа социалистов во главе с Х. Диамандом (1860-1930), вскоре присоединившаяся к Польск. социалистич. Партии (ППС). Были основаны орг-ции «Поалей Цион» и Еврейская социалистич. партия, близкая к Бунду. В 1910-х гг. Я.Б. Садальский организовал в Л. анархическую группу. [[Категория:География]]
В 1869 ассимилированная еврейская интеллигенция Л. основала об-во «Шоймер Исроэль», стремившееся к усилению пронемецкой культурной ориентации галицийского еврейства. В 1870-х гг. А.[[ Голдфаден Авром|Голдфаден]] вместе с И.-Й.[[ ЛИНЕЦКИЙ Ицхок-Йоэль |Линецким]] издавали юмористич. еженед. «Исролик». В 1876-79 А.Браудес был ред. журн. «Га-Бокерере», с 1894 - ред. офиц. сионистского органа Галиции еженед. «Идишес вохенблат». Издаваемый об-вом еженед. «Дер Израэлит» (выходил 35 лет) пропагандировал распространение просвещения среди широких слоев еврейского населения, знакомил их с гражд. и обществ, задачами и поддерживал политику австр. властей, направленную против политич. требований поляков. Движение за ассимиляцию с поляками усилилось среди евреев Л. в кон. 19 в. В 1878 было основано пропольское об-во «Дореш шалом», к-рое просуществовало недолго, в 1883 – об-во «Агудас ахим», издававшее еженед. «Ойчызна» (выходил до 1890). Еврейские представители Л. в австр. парламенте присоединились к польск. фракции; т. н. партия ассимиляторов поддерживала даже нек-рые из антиеврейских мероприятий, проводившихся поляками в Галиции, издавала на польск. яз. еженед. «Едносць» (1905-14). Влияние ассимиляторов в Л. заметно ослабело после основания первых палестинофильских орг-ций «Микра кодеш» (1883) и «Цион» (1888). В кон. 19 в. появились сионистские орг-ции. Выходили газеты и журналы: «Пшышлосць» (с 1892), «Всхуд» (1900-14), «Га-Кармел», «Дер векер», «Тогблат», «Дер идишер арбетес» (в 1908 его ред. был Л.[[ ХАЗАНОВИЧ Леон|Хазанович]]). Ассимиляторам противостояли также ортодоксальные евреи, в осн. приверженцы хасидизма, создавшие в Галиции в кон. 1870-х гг. об-во «Махзикей га-Дас», к-рое издавало одноим. газету (1879-1914). В 1906 ортодоксы объединились с ассимиляторами в борьбе против требования сионистов о создании еврейской нац. курии на выборах в австр. парламент. Среди первых политич. и профсоюзных орг-ций еврейских рабочих была группа социалистов во главе с Х. Диамандом (1860-1930), вскоре присоединившаяся к Польск. социалистич. Партии (ППС). Были основаны орг-ции «Поалей Цион» и Еврейская социалистич. партия, близкая к Бунду. В 1910-х гг. Я.Б. Садальский организовал в Л. анархическую группу. [[Категория:География]]
К кон. 19 - нач. 20 вв. община имела многочисл. синагоги, школы, библиотеки, благотворит. орг-ции (в т. ч. в 1915 - 2 приюта для еврейских детей), больницы, т-р на идише (с 1889), открытый Я.Б.Гимпелем (1840-1906); после его смерти т-р (существовавший до 2-й мир. войны) возглавили его сыновья Адольф и Эмиль. В 1874 в Л. было 69 хедеров, в 1885 был открыт первый хедер мэтукан, в 1910 - религ. ин-т. Среди раввинов Л. 19 в. - М.3.Эттингер (1804-1863), его шурин И.-Ш.Натанзон (1810-1875), основатель иешивы (1848), с 1857 и до конца жизни занимавший должность раввина Л.; И.-А. Эттингер (1827-1891), И.И. Шмелькес (1828-1906). [[Категория:География]]
В 1910 евреями были 70% адвокатов и 60% врачей; 70% членов торгово-пром. палаты Л. были евреями. В ун-те Л. в 1910 обучалось ок. 1,5 тыс. евреев (33%); действовало неск. еврейских студенч. союзов, в ун-те преподавали евреи, в т. ч. Ш. [[АСКЕНАЗИ Шимон|Аскенази]]. С кон. 19 в. и до нач. 2-й мир. войны Л. был одним из центров еврейского книгопечатания; в Л. издавался «Вестник еврейского просвещения». [[Категория:География]]





Версия 14:44, 15 июля 2021

ЛЬВОВ, город, центр Львовской обл. (Украина). Изв. с 1256. В 1356 получил Магдебургское право. В 19 - нач. 20 в. - г. Лемберг провинции Галиция в составе Австро-Венгрии. В 1919-39 - в составе Польши, в 1939-91 - УССР.

В 1578 в Л. проживало ок. 1500 евреев, в 1648 - ок. 5000, в 1765 - 6142, в 1800 - 18302, в 1869 - 26 694, в 1880 - ок. 31 000, в 1910 - 57000 (27,8%), в 1921 - 76900, в 1931 - 99 600, в 1939 - 109 500 (33%), в 1941 - ок. 150 000, в 1959 - 25800, в 1970 - 24 362, в 1979 - 17952, в 1989 - 12 800, в 1998 - ок. 5000 евреев.

Евреи и караимы поселились в Л. вскоре после его основания. В 1340 Казимир III Великий завоевал Л., и евреи города получили те же привилегии, какими пользовались др. еврейские общины Польши. Во 2-й пол. 14 в. в Л. образовались две отд. общины, слившиеся лишь в нач. 19 в. Одна, численно более крупная, но общественно менее развитая, обосновалась в 1352 в пригороде Краковское предместье, другая, находившаяся в самом городе (впервые упом. в 1387), занимала т. н. Еврейскую улицу. В 1550 общины насчитывали соответственно 559 и 352 чел., имели отд. синагоги и др. религ. и общинные учреждения; однако кладбище (впервые упом. В 1441) было общим для обеих общин, а также для караимов, проживших до 1475 в обособленном селении близ Краковского предместья.

Евреям принадлежала важная роль в экономич. жизни Л., бывшего тогда кр. центром транзитной торговли Польши с Турцией и ее европ. и малоазиат. владениями. Они занимались также внутр. оптовой торговлей, арендой поместий, были кредиторами польск. королей и знати Галиции. Во 2-й пол. 16 в. в Л. действовал бан кирский дом И. Наси. Большинство евреев были лавочниками, коробейниками и ремесленниками (портные, сапожники, скорняки, кузнецы и др.). Их торг. права основывались на дарованных польск. королями грамотах, отмены и ограничения к-рых постоянно требовали купцы-неевреи. Ян Ольбрахт ограничил оптовую торговлю евреев скотом и текстильными изделиями (1493), но Александр Ягеллон в 1503 и 1506 восстановил их прежние права. Сигизмунд I Старый то расширял (1515), то ограничивал эти права, в 1527 отменил все ограничения, но в том же году восстановил их. В 1581, 1592 и 1602 между еврейской общиной Л. и гор. управой заключались соглашения, регулировавшие торг. права евреев. Возобновление этих соглашений в 17-18 вв. сопровождалось протестами торговцев-неевреев. К нач. 17 в. еврейские ремесленники сумели объединиться в самостоят. цеха.

Первым раввином Л. (с 1503) был Леви Кикниш, с 1582 - Нафтоли-Герц Раш, в 1630 - Исроэль Хариф, с 1637 - Авром Каценельбоген, с 1645 - Мешулам Зальцберг, с 1691 - Цви-Гирш Клойзнер.

Борьба горожан-неевреев против евреев, занимавших видное место в торговле и ремесл. произ-ве, не прекращалась, несмотря на активное участие евреев в обороне Л. (гл. обр. в отражении атак рус. войск в рус. -польск. войну 1654-67). Иногда горожане заступались за ев- реев. Так, они отказались выдать их казакам Б.М. Хмельницкого, а также рус. войскам в 1655; опасность, угрожавшая евреям Л., была предотвращена уплатой евреями кр. выкупа. Тем не менее, в 1664 при погроме, устроенном львовскими студентами и мещанами, в Краковском предместье погибло более 100 евреев, мн. их дома были разрушены.

Нек-рые магнаты и представители шляхты оказывали поддержку евреям, выступая против требований горожан запретить евреям селиться вне особых еврейских кварталов и ограничить размеры их торговли, высоко ценили пользу, к-рую евреи Л. приносили как гос. казне, так и личному х-ву помещиков. Хотя изданный в 1656 Яном II Казимиром запрет сдавать евреям в аренду дома и лавки за пределами еврейского квартала был подтвержден в 1709 гор. властями Л., а в 1710 королем Августом II, евреям удавалось обходить его. В 1738 в Л. была 71 «недозволенная» еврейская лавка.

В сер. 17 в. в Л. было распространено саббатианство. В сер. 18 в. Л. - один из центров франкизма. В 1758 франкисты опубликовали в Л. девять догматов своей веры, в 1759 - обращение членов секты с просьбой крестить их. 12 июля - 10 сент. 1759 состоялся диспут франкистов. До янв. 1760 в Л. крестилось св. 500 франкистов, в т. ч. сам Я. Франк, его жена и дети.

Во 2-й пол. 17 в. мн. евреи Л. (в первую очередь жители Еврейской улицы) из-за перенаселенности их кварталов стали переселяться в принадлежавшие польск. аристократам гор. Бучач, Броды, Жолкву (совр. Жовква), Сверж. В 1710 в Л. в результате волнений, связанных с «кровавым наветом», была убита еврейка; в 1728 был казнен глава иешивы X.Рейцес (р. 1687), к-рого вместе с братом (повесился в тюрьме) обвинили в том, что они склонили к возвращению в иудаизм еврея-выкреста.

С присоединением Л. к Австрии борьба горожан-неевреев за ограничение прав евреев на жительство и торговлю получила поддержку австр. властей. В 1798 право на проживание вне еврейских кварталов было предоставлено только тем, кто владел нем. языком и располагал имуществом стоимостью не менее 30 тыс. гульденов. По «Указу о терпимости» имп. Иосифа II для евреев Галиции общины Л. (уже во 2-й пол. 18 в. фактически объединившиеся) были объединены официально. В 1820 из евреев Л. 55% были заняты торговлей (гл. обр. розничной), 24,5% ремеслами. В руках кр. еврейских коммерсантов сосредоточились оптовая торговля с Россией и поставки для австр. армии; нек-рые из них заложили также основы пром-сти и банковского дела в Л. В кон. 18 в. в Л. получил распространение хасидизм.

В нач. 1830-х гг. в Л. была основана первая хасидская синагога, к 1838 в городе было семь хасидских синагог. Движение Гаскалы, одним из первых активных сторонников к-рого в Л. был Н.Г. Гомберг (1749-1841; с 1787 - гл. правит. инспектор нем. -еврейских уч. заведений в Галиции), натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксальных евреев города. Осн. Гомбергом 7 школ и учит. семинария, в к-рых преподавание велось, гл. обр. , на нем. яз., были в 1806 закрыты указом пр-ва. Однако херем, объявленный в 1816 ортодоксальными раввинами деятелям Гаскалы Л., был по требованию властей отменен. Поддерживаемые австр. властями приверженцы Гаскалы и сторонники ассимиляции основали Об-во по содействию прогрессу галицийских израэлитов. Игнорируя устав о выборах в правление общины, в 1842 власти назначили общинный совет во главе с видным деятелем Гаскалы адвокатом И.Блюменфельдом (1801-78).

С нач. 1840-х гг. главенство в общине Л. на долгое время перешло к сторонникам Гаскалы и движения за реформизм в иудаизме. В 1844 в Л. была открыта реформистская синагога, куда проповедником был приглашен из Австрии ученик Н.Г.Гомберга Аврам Кон (1807-48). Крайнее сопротивление ортодоксальной части еврейского населения Л., возглавляемой раввином Ц.-Г.Орнштейном, нововведениям Кона возросло после того, как он был в 1846 назначен раввином Львовского окр. Пост проповедника в реформистской общине Л. занимал в 1856-60 Ш.А.Швабахер (1819-88), читавший проповеди на нем. яз. Раввином и проповедником реформистской общины в Л. в 1862 был избран Б. Левенштейн (1821-89). Осн. им модернизированная талмуд-тора с преподаванием светских дисциплин просуществовала всего два года из-за сопротивления ортодоксов. До 1880 канторами в Л. были И. Абрас, в 1880-х гг. П. Минковский. Проповедником в реформистской синагоге был д-р И. Кара, с 1909 - раввин реформистской общины. Главой еврейской общины Л. в 1903-06 был Э.Бык (1845-1906).

В 1846 евреям был открыт доступ в ср. школы и ун-ты, что привело к увеличению числа евреев Л., занятых в свободных профессиях. В составе Нац. гвардии, образованной в Л. в дни рев-ции 1848, был сформирован отд. еврейский отряд с еврейским командованием; два представителя от евреев вошли в Нар. раду Галиции. С 1848 евреи были допущены к муниципальным выборам, но с ограничит. представительством (15%, позднее - 20% в гор. совете). В 1860 был отменен запрет на приобретение евреями недвижимости, через нек-рое время муниципальные власти Л. были вынуждены отменить также все др. ограничения, противоречившие австр. конституции 1867. Участились случаи крещения евреев (713 в 1868-1907), но были и христиане, принявшие иудаизм (86 за тот же период).

В 1869 ассимилированная еврейская интеллигенция Л. основала об-во «Шоймер Исроэль», стремившееся к усилению пронемецкой культурной ориентации галицийского еврейства. В 1870-х гг. А.Голдфаден вместе с И.-Й.Линецким издавали юмористич. еженед. «Исролик». В 1876-79 А.Браудес был ред. журн. «Га-Бокерере», с 1894 - ред. офиц. сионистского органа Галиции еженед. «Идишес вохенблат». Издаваемый об-вом еженед. «Дер Израэлит» (выходил 35 лет) пропагандировал распространение просвещения среди широких слоев еврейского населения, знакомил их с гражд. и обществ, задачами и поддерживал политику австр. властей, направленную против политич. требований поляков. Движение за ассимиляцию с поляками усилилось среди евреев Л. в кон. 19 в. В 1878 было основано пропольское об-во «Дореш шалом», к-рое просуществовало недолго, в 1883 – об-во «Агудас ахим», издававшее еженед. «Ойчызна» (выходил до 1890). Еврейские представители Л. в австр. парламенте присоединились к польск. фракции; т. н. партия ассимиляторов поддерживала даже нек-рые из антиеврейских мероприятий, проводившихся поляками в Галиции, издавала на польск. яз. еженед. «Едносць» (1905-14). Влияние ассимиляторов в Л. заметно ослабело после основания первых палестинофильских орг-ций «Микра кодеш» (1883) и «Цион» (1888). В кон. 19 в. появились сионистские орг-ции. Выходили газеты и журналы: «Пшышлосць» (с 1892), «Всхуд» (1900-14), «Га-Кармел», «Дер векер», «Тогблат», «Дер идишер арбетес» (в 1908 его ред. был Л.Хазанович). Ассимиляторам противостояли также ортодоксальные евреи, в осн. приверженцы хасидизма, создавшие в Галиции в кон. 1870-х гг. об-во «Махзикей га-Дас», к-рое издавало одноим. газету (1879-1914). В 1906 ортодоксы объединились с ассимиляторами в борьбе против требования сионистов о создании еврейской нац. курии на выборах в австр. парламент. Среди первых политич. и профсоюзных орг-ций еврейских рабочих была группа социалистов во главе с Х. Диамандом (1860-1930), вскоре присоединившаяся к Польск. социалистич. Партии (ППС). Были основаны орг-ции «Поалей Цион» и Еврейская социалистич. партия, близкая к Бунду. В 1910-х гг. Я.Б. Садальский организовал в Л. анархическую группу.

К кон. 19 - нач. 20 вв. община имела многочисл. синагоги, школы, библиотеки, благотворит. орг-ции (в т. ч. в 1915 - 2 приюта для еврейских детей), больницы, т-р на идише (с 1889), открытый Я.Б.Гимпелем (1840-1906); после его смерти т-р (существовавший до 2-й мир. войны) возглавили его сыновья Адольф и Эмиль. В 1874 в Л. было 69 хедеров, в 1885 был открыт первый хедер мэтукан, в 1910 - религ. ин-т. Среди раввинов Л. 19 в. - М.3.Эттингер (1804-1863), его шурин И.-Ш.Натанзон (1810-1875), основатель иешивы (1848), с 1857 и до конца жизни занимавший должность раввина Л.; И.-А. Эттингер (1827-1891), И.И. Шмелькес (1828-1906).

В 1910 евреями были 70% адвокатов и 60% врачей; 70% членов торгово-пром. палаты Л. были евреями. В ун-те Л. в 1910 обучалось ок. 1,5 тыс. евреев (33%); действовало неск. еврейских студенч. союзов, в ун-те преподавали евреи, в т. ч. Ш. Аскенази. С кон. 19 в. и до нач. 2-й мир. войны Л. был одним из центров еврейского книгопечатания; в Л. издавался «Вестник еврейского просвещения».



Во Л. род.: Э. Акс, Б. Я. Абрагамсон, Ф. Киршенбаум, А. Томер, М. М. Фридман.