КЛЯЧКИН Яаков: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(правка текста, ссылок)
 
Строка 1: Строка 1:
КЛЯЧКИН Яаков (1882, [[Картузская Береза]] Пружанского у. Гродненской губ. – 1948, Веве, Швейцария), общественный деятель, историк философии. Д-р философии (1912). Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1900 учился в ун-тах Германии и Швейцарии. В 1909–1 1 ред. сионист, ежеиед. на нем. яз. «Ди вельт», одноврем. публиковал филос. эссе в еврейских периодич. изд. В 1912–14 входил в руководство Еврейского нац. фонда в Кельне. В 1915–19 издавал в Швейцарии «Бюллетэн жюиф», освещавший положение евреев в годы 1-й мир. войны, основал там же изд-во «Аль га-мишмар», выпускавшее кн. на еврейские темы на нем. и франц. яз. В 1920–22 вместе с Н.[[Гольдман|Гольдманом]] издавал в Гейдельберге (Германия) сионист. журн. «Фрайе ционистише блеттер», в 1923 вместе с ним основал в Берлине изд-во «Эшкол». В 1925 приступил к подготовке «Энциклопедии Юдаика» (на нем. яз.) и «Энциклопедии исраэлит» (на иврите), в последнем изд. – гл. ред., вел разделы философии, философии религии, каббалы, хасидизма. В 1934 переселился в Швейцарию, в 1941 в США, преподавал в Колледже иудаистики (Чикаго) и в Нью-Йорке. В 1947 вернулся в Швейцарию. [[Категория:Персоналии]]К. – создатель своеобр. «философии жизни», в основе к-рой примат интуитивного и инстинктивного над интеллектуальным. Средствами выражения стихийной жизненно инстинктивной силы человека являются, по К., религия и иск-во, а не рациональное иссл. Стремление человечества к самосохранению требует борьбы с чрезмерной интеллектуализацией. Эти взгляды К. нашли отражение в кн. «Закат жизни» (1925), «Стремление к познанию как принцип жизни и смерти» (1935, на нем. яз.). В работах «Проблемы совр. еврейства» (1918), «Кризис и решение в еврействе» (1921) К. утверждал, что стремление к самосохранению породило в еврейской среде стремление к возрождению нац. жизни и нац. яз. в своей стране. По мнению К., свою нац. индивидуальность еврейство может сохранить лишь в рамках самостоят. гос-ва. К. составитель «Антологии еврейских мыслителей» (1926, совм. с М.Цобелем) и филос. словаря (т. 1–4, 1928–33), в к-рый включена терминология еврейских философов средневековья. [[Категория:Персоналии]]
КЛЯЧКИН Яаков (1882, [[КАРТУЗСКАЯ БЕРЕЗА| Картузская Береза]] Пружанского у. Гродненской губ. – 1948, Веве, Швейцария), общественный деятель, историк философии. Д-р философии (1912). Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1900 учился в ун-тах Германии и Швейцарии.[[Категория:Персоналии]]
 
В 1909–1 1 ред. сионист, ежеиед. на нем. яз. «Ди вельт», одноврем. публиковал филос. эссе в еврейских периодич. изд. В 1912–14 входил в руководство Еврейского нац. фонда в Кельне. В 1915–19 издавал в Швейцарии «Бюллетэн жюиф», освещавший положение евреев в годы 1-й мир. войны, основал там же изд-во «Аль га-мишмар», выпускавшее кн. на еврейские темы на нем. и франц. яз. В 1920–22 вместе с Н.[[ГОЛЬДМАН Нахум|Гольдманом]] издавал в Гейдельберге (Германия) сионист. журн. «Фрайе ционистише блеттер», в 1923 вместе с ним основал в Берлине изд-во «Эшкол». В 1925 приступил к подготовке «Энциклопедии Юдаика» (на нем. яз.) и «Энциклопедии исраэлит» (на иврите), в последнем изд. – гл. ред., вел разделы философии, философии религии, каббалы, хасидизма. В 1934 переселился в Швейцарию, в 1941 в США, преподавал в Колледже иудаистики (Чикаго) и в Нью-Йорке. В 1947 вернулся в Швейцарию. [[Категория:Персоналии]]
 
К. – создатель своеобр. «философии жизни», в основе к-рой примат интуитивного и инстинктивного над интеллектуальным. Средствами выражения стихийной жизненно инстинктивной силы человека являются, по К., религия и иск-во, а не рациональное иссл. Стремление человечества к самосохранению требует борьбы с чрезмерной интеллектуализацией. Эти взгляды К. нашли отражение в кн. «Закат жизни» (1925), «Стремление к познанию как принцип жизни и смерти» (1935, на нем. яз.). В работах «Проблемы совр. еврейства» (1918), «Кризис и решение в еврействе» (1921) К. утверждал, что стремление к самосохранению породило в еврейской среде стремление к возрождению нац. жизни и нац. яз. в своей стране. По мнению К., свою нац. индивидуальность еврейство может сохранить лишь в рамках самостоят. гос-ва. К. составитель «Антологии еврейских мыслителей» (1926, совм. с М.Цобелем) и филос. словаря (т. 1–4, 1928–33), в к-рый включена терминология еврейских философов средневековья. [[Категория:Персоналии]]

Текущая версия на 11:22, 27 января 2021

КЛЯЧКИН Яаков (1882, Картузская Береза Пружанского у. Гродненской губ. – 1948, Веве, Швейцария), общественный деятель, историк философии. Д-р философии (1912). Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1900 учился в ун-тах Германии и Швейцарии.

В 1909–1 1 ред. сионист, ежеиед. на нем. яз. «Ди вельт», одноврем. публиковал филос. эссе в еврейских периодич. изд. В 1912–14 входил в руководство Еврейского нац. фонда в Кельне. В 1915–19 издавал в Швейцарии «Бюллетэн жюиф», освещавший положение евреев в годы 1-й мир. войны, основал там же изд-во «Аль га-мишмар», выпускавшее кн. на еврейские темы на нем. и франц. яз. В 1920–22 вместе с Н.Гольдманом издавал в Гейдельберге (Германия) сионист. журн. «Фрайе ционистише блеттер», в 1923 вместе с ним основал в Берлине изд-во «Эшкол». В 1925 приступил к подготовке «Энциклопедии Юдаика» (на нем. яз.) и «Энциклопедии исраэлит» (на иврите), в последнем изд. – гл. ред., вел разделы философии, философии религии, каббалы, хасидизма. В 1934 переселился в Швейцарию, в 1941 в США, преподавал в Колледже иудаистики (Чикаго) и в Нью-Йорке. В 1947 вернулся в Швейцарию.

К. – создатель своеобр. «философии жизни», в основе к-рой примат интуитивного и инстинктивного над интеллектуальным. Средствами выражения стихийной жизненно инстинктивной силы человека являются, по К., религия и иск-во, а не рациональное иссл. Стремление человечества к самосохранению требует борьбы с чрезмерной интеллектуализацией. Эти взгляды К. нашли отражение в кн. «Закат жизни» (1925), «Стремление к познанию как принцип жизни и смерти» (1935, на нем. яз.). В работах «Проблемы совр. еврейства» (1918), «Кризис и решение в еврействе» (1921) К. утверждал, что стремление к самосохранению породило в еврейской среде стремление к возрождению нац. жизни и нац. яз. в своей стране. По мнению К., свою нац. индивидуальность еврейство может сохранить лишь в рамках самостоят. гос-ва. К. составитель «Антологии еврейских мыслителей» (1926, совм. с М.Цобелем) и филос. словаря (т. 1–4, 1928–33), в к-рый включена терминология еврейских философов средневековья.