ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (Иосифович) (1900, [[ЛОХВИЦА|Лохвица]] Полтавской губ. – 1955, [[МОСКВА|Москва]]), композитор. В 1919 окончил Харьковскую конс. по классу скрипки И.Ю.[[АХРОН Иосиф Юльевич|Ахрона]], композицию изучал под рук. С.С.Богатырева.
ДУНАЕВСКИЙ Исаак (Ицик-Бер) Осипович (Иосифович) (1900, [[ЛОХВИЦА|'''''Лохвица''''']] Полтавской губ. – 1955, [[МОСКВА|'''''Москва''''']]), композитор. В 1919 окончил Харьковскую конс. по классу скрипки ''И.Ю.[[АХРОН Иосиф Юльевич|'''Ахрона''']]'', композицию изучал под рук. С.С.Богатырева. Нар. арт. РСФСР (1950).   


Работал в разл. т-рах [[ХАРЬКОВ|Харькова]] как комп. и дирижер, заведовал муз. отделением Губ. отд. нар. образования. В 1924 переехал в Москву, стал зав. муз. частью Т-ра сатиры. В 1929–34 – муз. рук. и гл. дирижер Ленингр. мюзик-холла, сотрудничал с Л.О.[[УТЕСОВ Леонид Осипович|Утесовым]] и его «Tea-джазом». В 1938–41 возглавлял Анс. песни и пляски Дворца пионеров. Был пред. Ленингр. отделения Союза комп. (1937–41). В годы войны руководил Ж.-д. анс., выезжал с концертами в действующую армию.   
Работал в разл. т-рах [[ХАРЬКОВ|'''''Харькова''''']] как комп. и дирижер, заведовал муз. отделением Губ. отд. нар. образования. В 1924 переехал в Москву, стал зав. муз. частью Т-ра сатиры. В 1929–34 – муз. рук. и гл. дирижер Ленингр. мюзик-холла, сотрудничал с ''Л.О.[[УТЕСОВ Леонид Осипович|'''Утесовым''']]'' и его «Tea-джазом». В 1938–41 возглавлял Анс. песни и пляски Дворца пионеров. Был пред. Ленингр. отделения Союза комп. (1937–41). В годы войны руководил Ж.-д. анс., выезжал с концертами в действующую армию.   


С 1943 жил в Москве. Д. один из создателей сов. массовой песни, классик этого жанра. Разнообразные по жанрам и тематике его песни приобретали огромную популярность. Большинство из них написано к ф., Д. – один из основоположников жанра муз. комедии в сов. кинематографе. Ф. с музыкой Д. «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья» (все четыре – 1937), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949) составляют «золотой фонд» отечеств, кинонаследия. Д. создал ряд новых типов массовой песни: энергичный марш («Марш веселых ребят», «Песня о Москве», «Песня о Каховке», «Песня о веселом ветре», «Марш энтузиастов», «Песня о Родине»), лирический вальс («Не забывай», «Школьный вальс», «Вечер вальса»), дорожная песня («Пути-дороги») и т.д.   
С 1943 жил в Москве. Д. один из создателей сов. массовой песни, классик этого жанра. Разнообразные по жанрам и тематике его песни приобретали огромную популярность. Большинство из них написано к ф., Д. – один из основоположников жанра муз. комедии в сов. кинематографе. Ф. с музыкой Д. «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья» (все четыре – 1937), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949) составляют «золотой фонд» отечеств, кинонаследия. Д. создал ряд новых типов массовой песни: энергичный марш («Марш веселых ребят», «Песня о Москве», «Песня о Каховке», «Песня о веселом ветре», «Марш энтузиастов», «Песня о Родине»), лирический вальс («Не забывай», «Школьный вальс», «Вечер вальса»), дорожная песня («Пути-дороги») и т.д.   
Строка 9: Строка 9:
Большую роль сыграл Д. в становлении сов. джаза. В эстрадных представлениях «Джаз на повороте», «Муз. магазин», ф. «Веселые ребята» создал тип песенного джаза, в к-ром острая синкопированная ритмика и своеобразные джазовые гармонии сочетаются с типично песенной мелодикой.   
Большую роль сыграл Д. в становлении сов. джаза. В эстрадных представлениях «Джаз на повороте», «Муз. магазин», ф. «Веселые ребята» создал тип песенного джаза, в к-ром острая синкопированная ритмика и своеобразные джазовые гармонии сочетаются с типично песенной мелодикой.   


Среди др. соч. – балеты «Отдых фавна» (1924), «Город», детский балет «Мурзилка», кантаты, музыка к драм. спектаклям и радиопостановкам. Нар. арт. РСФСР (1950). Стал. пр. (1941, 1951).  
Среди др. соч. – балеты «Отдых фавна» (1924), «Город», детский балет «Мурзилка», кантаты, музыка к драм. спектаклям и радиопостановкам. Стал. пр. (1941, 1951).
 
Сын - М.И. [[ДУНАЕВСКИЙ Максим|Дунаевский]].  
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 07:56, 25 июля 2023

ДУНАЕВСКИЙ Исаак (Ицик-Бер) Осипович (Иосифович) (1900, Лохвица Полтавской губ. – 1955, Москва), композитор. В 1919 окончил Харьковскую конс. по классу скрипки И.Ю.Ахрона, композицию изучал под рук. С.С.Богатырева. Нар. арт. РСФСР (1950).

Работал в разл. т-рах Харькова как комп. и дирижер, заведовал муз. отделением Губ. отд. нар. образования. В 1924 переехал в Москву, стал зав. муз. частью Т-ра сатиры. В 1929–34 – муз. рук. и гл. дирижер Ленингр. мюзик-холла, сотрудничал с Л.О.Утесовым и его «Tea-джазом». В 1938–41 возглавлял Анс. песни и пляски Дворца пионеров. Был пред. Ленингр. отделения Союза комп. (1937–41). В годы войны руководил Ж.-д. анс., выезжал с концертами в действующую армию.

С 1943 жил в Москве. Д. один из создателей сов. массовой песни, классик этого жанра. Разнообразные по жанрам и тематике его песни приобретали огромную популярность. Большинство из них написано к ф., Д. – один из основоположников жанра муз. комедии в сов. кинематографе. Ф. с музыкой Д. «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья» (все четыре – 1937), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949) составляют «золотой фонд» отечеств, кинонаследия. Д. создал ряд новых типов массовой песни: энергичный марш («Марш веселых ребят», «Песня о Москве», «Песня о Каховке», «Песня о веселом ветре», «Марш энтузиастов», «Песня о Родине»), лирический вальс («Не забывай», «Школьный вальс», «Вечер вальса»), дорожная песня («Пути-дороги») и т.д.

Во мн. песнях использовались интонации нар. песен, в т.ч. и евр. (ф. «Искатели счастья»). Д. внес большой вклад в развитие сов. оперетты. Среди 12 соч. этого жанра «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1938), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955).

Большую роль сыграл Д. в становлении сов. джаза. В эстрадных представлениях «Джаз на повороте», «Муз. магазин», ф. «Веселые ребята» создал тип песенного джаза, в к-ром острая синкопированная ритмика и своеобразные джазовые гармонии сочетаются с типично песенной мелодикой.

Среди др. соч. – балеты «Отдых фавна» (1924), «Город», детский балет «Мурзилка», кантаты, музыка к драм. спектаклям и радиопостановкам. Стал. пр. (1941, 1951).

Сын - М.И. Дунаевский.