ДУБНОВ Семен Маркович

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 17:23, 22 сентября 2022; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ДУБНОВ Семен Маркович (Шимон Меерович) (1860, Мстиславль Могилевской губ. – 1941, Рига), историк, публицист, обществ. деятель. Получил трад. евр. образование, в дальнейшем занимался самообразованием, уделяя осн. вимание изучению истории.

В 1880–1906 жил в СПб, Одессе, Вильне, с 1906 – в Петербурге, где преподавал евр. историю на курсах востоковедения (с 1908), в Евр. ун-те (с 1919). Один из основателей и рук. «Евр. ист.-этногр. об-ва» (с 1908), ред. (1908–18) издаваемого об-вом ж. «Евр. старина», основатель ист. ж. на иврите «Га-авар» (т.1,2; 1918), в к-ром вел отд. «хасидиана». Как чл. Об-ва для распространения просвещения между евреями в России Д. боролся за созд. евр. нар. школ.

После Кишиневского погрома (1903) призывал к созд. евр. самообороны. Выступал за участие евреев в выборах в Гос. думу (1905) и основал евр. секцию партии кадетов.

Был чл. «Союза для достижения полноправия евреев в России», но позже отошел от него и в 1906 основал Евр. нар. партию (существовала в России до 1918). После окт. 1917 подготовил ряд публикаций на евр. темы, из к-рых ни одна не вышла в свет.

С 1922 – в Каунасе, затем в Берлине. После прихода Гитлера к власти (1933) переехал в Ригу. После оккупации города нем.-фаш. войсками арестован и отправлен в гетто (сент. 1941), в дек. 1941 включен в колонну смертников.

Д. – автор тр. по евр. истории: «Учебник евр. истории» (т.1–3, 1898–1901), «Всеобщая история евреев» (т.1–3, 1904–06; т.4 – «Новейшая история евр. народа, 1789–1881», 1914), «Всемирная история евр. народа» (т.1–10, в нем. пер., 1925–29; на иврите, 1923–38; на идиш, 1948–58; на рус. яз., 1934–38, Рига, т.II, заканчивающийся предвоен. периодом, на иврите – 1940), «История хасидизма» (на иврите, 1930–31).

Д. представлял историю евр. народа как историю развития евр. нац. духа, определял евр. народ как. «народ, чьим домом является весь мир», считал, что он сформировался в процессе приспособления к условиям, в к-рых жил, а в диаспоре развил особую спец. систему и общинную идеологию. При этом всегда выделялась одна община, более др. преуспевшая в сохранении самоуправляемости, нац. творчестве, духовной независимости, благодаря чему она становилась ц. евр. народа. Так, Э.-И. в этом качестве сменил Вавилон, за ним – Испания, Германия, Польша и Литва. Евр. религию Д. рассматривал как средство самозащиты народа, лишенного обычных для др. народов средств самосохранения. Поэтому в период эмансипации, когда евр. народ вступает в эпоху сотрудничества с народами мира, религия утрачивает защитную функцию, и евр. народ должен развивать светскую культуру. На этом основании Д. отвергал как сионизм, так и ассимиляторство и противопоставлял им концепцию автономизма, согласно к-рой евр. нац. существование возможно в диаспоре, причем евреи должны в каждом гос-ве образовать особые нац.-культурные единицы.

Д. – автор ряда лит.-критич., пед. и публицистич. ст., мемуаров («Книга моей жизни», т. 1–2, 1934–35, т.З, 1957).

Брат Д. – Зеев (1858, Мстиславль Могилевской губ. – ок. 1940, Саратов), обществ. деятель, педагог. В юности близок к участникам народнич. движения в России, разделял взгляды ассимиляторов. После евр. погромов 1881 – палестинофил, примкнул к евр. молодежной орг-ции «Билу», в 1882 прибыл в Э.-И. с первой гр. евр. поселенцев, осн. задачей движения считал «получить Э.-И. и вернуть евреям их полит, независимость»; работал в с.-х. школе Микве Исраэль, затем поселился в Иерусалиме, где стал одним из основателей ассоциации ремесленников «Шаху». В 1885, разочаровавшись в надеждах на быстрое заселение Э.-И., вернулся в Россию, работал учителем в Мстиславле, помогал брату в сборе и изучении ист. документов, поддерживал переписку с билуйцами. В конце жизни переехал в Москву.