ДИК Айзик-Меер: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(правка текста, ссылок)
Строка 1: Строка 1:
ДИК Айзик-Меер (наст. имя Ицхок) (1814, [[Вильна]] – 1893, там же), прозаик. Род. в семье кантора. Получил традиц. евр. образование. Работал учителем. Лит. деятельность начал рассказами на идише в 30–40-х гг. Изданные отд. брошюрами (ок. 300), они расходились тиражом в 5–6 тыс. экз. и создали перв. массовых читателей на идише. Гл. целью своего лит. творчества Д. считал повышение культуры евреев, освобождение их от религ. предрассудков. Мн. кн. Д. выходили анонимно, однако после заключения договора с издателями бр. [[Ромм]] появились его сатирико-юмористич. рассказы «Юдифь ди цвейте» («Юдифь Вторая»), 1874 «Хай-цикль алейн» («Сам Хайцикль»), 1887; «Иекеле Голдшлегер», «Реб Шмае Алитер» и др. Д. ввел в евр. лит-ру сентиментальный, реалистический, исторический, юмористический, полунаучный рассказ. Д. считается одним из виднейших предшественников М.[[Мойхер-Сфорим|Мойхер-Сфорима]], его произв. остались одним из важнейших источников изучения яз., быта и фольклора евреев в 19 в., имеют большое историко-лит. и фольклорно-этнографич. значение. [[Категория:Персоналии]]
ДИК Айзик-Меер (наст. имя Ицхок) (1814, [[ВИЛЬНА|Вильна]] – 1893, там же), прозаик. Род. в семье кантора. Получил традиц. еврейское образование.
 
Работал учителем. Лит. деятельность начал рассказами на идише в 30–40-х гг. Изданные отд. брошюрами (ок. 300), они расходились тиражом в 5–6 тыс. экз. и создали перв. массовых читателей на иврите. Гл. целью своего лит. творчества Д. считал повышение культуры евреев, освобождение их от религ. предрассудков.
 
Мн. кн. Д. выходили анонимно, однако после заключения договора с издателями бр. [[РОММ|Ромм]] появились его сатирико-юмористич. рассказы «Юдифь ди цвейте» («Юдифь Вторая»), 1874 «Хай-цикль алейн» («Сам Хайцикль»), 1887; «Иекеле Голдшлегер», «Реб Шмае Алитер» и др. Д. ввел в еврейскую лит-ру сентиментальный, реалистический, исторический, юмористический, полунаучный рассказ. Д. считается одним из виднейших предшественников М.[[МЕНДЕЛЕ МОЙХЕР-СФОРИМ|Мойхер-Сфорима]], его произв. остались одним из важнейших источников изучения яз., быта и фольклора евреев в 19 в., имеют большое историко-лит. и фольклорно-этнографич. значение. [[Категория:Персоналии]]

Версия 12:30, 23 января 2022

ДИК Айзик-Меер (наст. имя Ицхок) (1814, Вильна – 1893, там же), прозаик. Род. в семье кантора. Получил традиц. еврейское образование.

Работал учителем. Лит. деятельность начал рассказами на идише в 30–40-х гг. Изданные отд. брошюрами (ок. 300), они расходились тиражом в 5–6 тыс. экз. и создали перв. массовых читателей на иврите. Гл. целью своего лит. творчества Д. считал повышение культуры евреев, освобождение их от религ. предрассудков.

Мн. кн. Д. выходили анонимно, однако после заключения договора с издателями бр. Ромм появились его сатирико-юмористич. рассказы «Юдифь ди цвейте» («Юдифь Вторая»), 1874 «Хай-цикль алейн» («Сам Хайцикль»), 1887; «Иекеле Голдшлегер», «Реб Шмае Алитер» и др. Д. ввел в еврейскую лит-ру сентиментальный, реалистический, исторический, юмористический, полунаучный рассказ. Д. считается одним из виднейших предшественников М.Мойхер-Сфорима, его произв. остались одним из важнейших источников изучения яз., быта и фольклора евреев в 19 в., имеют большое историко-лит. и фольклорно-этнографич. значение.