ГРАНОВСКИЙ Александр Михайлович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
Строка 8: Строка 8:
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
[[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]


В 1922 Г. пост, спектакль «Уриель Акоста» К. Гуцкова, премьера к-рого состоялась в новом помещении на М.Бронной. Затем были пост. спектакли: «Колдунья» по А.[[ГОЛДФАДЕН Авром|Гольдфадену]] (1922), «200 000» по [[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|Шолом-Алейхему]] (1923), «Путешествие Вениамина III» по [[МЕНДЕЛЕ МОЙХЕР-СФОРИМ|Менделе Мойхер-Сфориму]] и др. В 1925 совм. с Г. З. Гричер-Чериковером поставил ф. «Еврейское счастье» (по Шолом-Алейхему). В 1928 Г. вместе с гр. актеров гастролировал в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Австрии и остался за границей. В посл. годы жизни работал в оп. т-ре, кино. После прихода фашистов к власти уехал в Париж. Засл. деятель иск-в РСФСР (1926). [[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
В 1922 Г. пост, спектакль «Уриель Акоста» К. Гуцкова, премьера к-рого состоялась в новом помещении на М.Бронной. Затем были пост. спектакли: «Колдунья» по А.[[Голдфаден Авром|Голдфадену]] (1922), «200 000» по [[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|Шолом-Алейхему]] (1923), «Путешествие Вениамина III» по [[МЕНДЕЛЕ МОЙХЕР-СФОРИМ|Менделе Мойхер-Сфориму]] и др. В 1925 совм. с Г. З. Гричер-Чериковером поставил ф. «Еврейское счастье» (по Шолом-Алейхему). В 1928 Г. вместе с гр. актеров гастролировал в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Австрии и остался за границей. В посл. годы жизни работал в оп. т-ре, кино. После прихода фашистов к власти уехал в Париж. Засл. деятель иск-в РСФСР (1926). [[Категория:Персоналии]] [[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Версия 09:26, 10 декабря 2020

ГРАНОВСКИЙ (наст. фам. Азарх), Александр (Авраам) Михайлович (1890, Москва – 1937, Париж), актер, реж.

В 1910–11 учился в режиссер-классе Петрогр. школы сценич. иск-ва, в 1911–13 был реж.-практикантом в Мюнхенской театр, акад. у реж. М. Рейнхардта (Мюнхен, Берлин). Первая реж. работа – спектакль «Филипп II» Э. Верхарна (1914) в рижском Новом т-ре. В 1917–18 жил в Норвегии и Швеции, работал над кн. по теории театр, иск-ва. В 1918 пост. «Царя Эдипа» Софокла в Петрограде.

В 1919 открыл в Петрограде гос. евр. школу сценич. иск-ва и Театр-студию, организовал «Об-во друзей евр. т-ра». Среди первых реж. работ: «Слепые» М.Метерлинка, «Грех», «Амнон и Тамар», «Зимой» Ш.Аша. Созданный им актерский коллектив послужил основой для созд. Гос. евр. камерного т-ра, к-рый открылся в Москве в 1921 спектаклем «Вечер Шолом-Алейхема». В этом же году Г. пост, на арене цирка спектакль «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (на нем. яз.) для 3-го конгр. Коминтерна.

В 1922 Г. пост, спектакль «Уриель Акоста» К. Гуцкова, премьера к-рого состоялась в новом помещении на М.Бронной. Затем были пост. спектакли: «Колдунья» по А.Голдфадену (1922), «200 000» по Шолом-Алейхему (1923), «Путешествие Вениамина III» по Менделе Мойхер-Сфориму и др. В 1925 совм. с Г. З. Гричер-Чериковером поставил ф. «Еврейское счастье» (по Шолом-Алейхему). В 1928 Г. вместе с гр. актеров гастролировал в Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Австрии и остался за границей. В посл. годы жизни работал в оп. т-ре, кино. После прихода фашистов к власти уехал в Париж. Засл. деятель иск-в РСФСР (1926).