ВОЛОЖИН: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(правка текста, ссылок)
(добавлена ссылка)
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
В 1776 в В. проживало 383 еврея, в 1847 — 590, в 1890-х гг. — 1900 (77,7%), в 1897 в В. и у. — 2452 (54,1%), в 1931 в В. — 1434, в 1989 в р-не — 51 еврей, в т. ч. 5 — в сел. местности, в 1997 в В. — 14 евреев. [[Категория:География]]
В 1776 в В. проживало 383 еврея, в 1847 — 590, в 1890-х гг. — 1900 (77,7%), в 1897 в В. и у. — 2452 (54,1%), в 1931 в В. — 1434, в 1989 в р-не — 51 еврей, в т. ч. 5 — в сел. местности, в 1997 в В. — 14 евреев. [[Категория:География]]


Евреи жили в В. с сер. 16 в. С 1886 раввином в В. был Рафаэль Шапира (1837—1921), с 1910 — И.Л.[[Авида]], в 1915 — Шимон Перский. В кон. 19 в. Пинхос Турберг (1875—1951) издавал в В. журн. «Габокер-Ор». В 1909 в В. имелись 4 синагоги и нар. еврейское уч-ще с жен. сменой. [[Категория:География]]
Евреи жили в В. с сер. 16 в. С 1886 раввином в В. был Рафаэль Шапира (1837—1921), с 1910 — И.Л.[[АВИДА Иегуда Лейб|Авида]], в 1915 — Шимон Перский. В кон. 19 в. Пинхос Турберг (1875—1951) издавал в В. журн. «Габокер-Ор». В 1909 в В. имелись 4 синагоги и нар. еврейское уч-ще с жен. сменой. [[Категория:География]]


В 1803 Х.[[ВОЛОЖИНЕР Хаим бен Ицхак|Воложинер]] основал в В. иешиву, назв. в его честь «Эц Хаим». Все последующие рук. иешивы, в т. ч. Н.-Ц.-И.[[Берлин]], Й.-Б.[[СОЛОВЕЙЧИК Йосеф-Бер|Соловейчик]] и Х.[[СОЛОВЕЙЧИК Хаим|Соловейчик]], были или потомками Воложинера, или связаны с его семьей родств. узами. Дважды, в 1824 и 1858, иешива объявлялась властями закрытой, но при этом продолжала функционировать. Кол-во уч-ся в ней постоянно возрастало и в кон. 1880-х гг. достигло 400 чел. С сер. 19 в. в иешиве получило распространение течение мусар. В 1870-х гг. в иешиву стали проникать идеи Гаскалы, в 1880-х гг. мн. уч-ся привлекало движение «Хибат Цион». В 1891 рос. мин. нар. просвещения утвердил «Правила о Воложинском ешиботе», согласно к-рому уч-ся Воложинской иешивы должны были изучать не только Талмуд, но и рус. яз. и арифметику в объеме курса еврейских нар. уч-щ. Глава иешивы Берлин не согласился с этими «Правилами», и в 1892 власти объявили о закрытии иешивы; Берлин и уч-ся были высланы из В. В 1895 иешива была вновь открыта и продолжала работать до 1915, с 1899 - главой иешивы был Р. [[ШАПИРО Рефоил|Шапиро]]; когда с приближением фронт. полосы к В. занятия в ней прекратились, учащиеся и преподаватели переехали в [[МИНСК|Минск]]. Вновь иешива была открыта в 1921 и существовала до 2-й мир. войны. В разл. время в Воложинской иешиве учились М.-И.[[БЕРДИЧЕВСКИЙ Миха-Иосиф|Бердичевский]] и Х.-Н.[[БЯЛИК Хаим-Нахман|Бялик]], запечатлевший атмосферу иешивы в поэме «Га-Матмид» («Подвижник»). [[Категория:География]]
В 1803 ''Х.[[ВОЛОЖИНЕР Хаим бен Ицхак|Воложинер]]'' основал в В. иешиву, назв. в его честь «Эц Хаим». Все последующие рук. иешивы, в т. ч. ''Н.-Ц.-И.[[БЕРЛИН Нафтоли-Цви-Иегуда|Берлин]], Й.-Б.[[СОЛОВЕЙЧИК Йосеф-Бер|Соловейчик]] и Х.[[СОЛОВЕЙЧИК Хаим|Соловейчик]]'', были или потомками Воложинера, или связаны с его семьей родств. узами. Дважды, в 1824 и 1858, иешива объявлялась властями закрытой, но при этом продолжала функционировать. Кол-во уч-ся в ней постоянно возрастало и в кон. 1880-х гг. достигло 400 чел. С сер. 19 в. в иешиве получило распространение течение мусар. В 1870-х гг. в иешиву стали проникать идеи Гаскалы, в 1880-х гг. мн. уч-ся привлекало движение «Хибат Цион». В 1891 рос. мин. нар. просвещения утвердил «Правила о Воложинском ешиботе», согласно к-рому уч-ся Воложинской иешивы должны были изучать не только Талмуд, но и рус. яз. и арифметику в объеме курса еврейских нар. уч-щ. Глава иешивы Берлин не согласился с этими «Правилами», и в 1892 власти объявили о закрытии иешивы; Берлин и уч-ся были высланы из В. В 1895 иешива была вновь открыта и продолжала работать до 1915, с 1899 - главой иешивы был Р. [[ШАПИРО Рефоил|''Шапиро'']]; когда с приближением фронт. полосы к В. занятия в ней прекратились, учащиеся и преподаватели переехали в [[МИНСК|Минск]]. Вновь иешива была открыта в 1921 и существовала до 2-й мир. войны. В разл. время в Воложинской иешиве учились ''М.-И.[[БЕРДИЧЕВСКИЙ Миха-Иосиф|Бердичевский]]'' и ''Х.-Н.[[БЯЛИК Хаим-Нахман|Бялик]]'', запечатлевший атмосферу иешивы в поэме «Га-Матмид» («Подвижник»). [[Категория:География]]


Во время герм. оккупации в В. было создано гетто. В авг. 1941 в В. было расстреляно 45 евреев, 1 дек. 1941 — ок. 300, 2 мая 1942 — более 1500 евреев. В июне 1943 на еврейском кладбище было уничтожено более 1500 чел.  
Во время герм. оккупации в В. было создано гетто. В авг. 1941 в В. было расстреляно 45 евреев, 1 дек. 1941 — ок. 300, 2 мая 1942 — более 1500 евреев. В июне 1943 на еврейском кладбище было уничтожено более 1500 чел.  
В В. сохранилось полуразрушенное здание иешивы. В 1992 старое еврейское кладбище было огорожено забором. В 1995 на месте массового уничтожения евреев в В. поставлен памятник с надписями на белорус. яз. и иврите.
В 1997 в В. проживало 14 евреев.
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
В В. сохранилось полуразрушенное здание иешивы. В 1992 старое еврейское кладбище было огорожено забором. В 1995 на месте массового уничтожения евреев в В. поставлен памятник с надписями на белорус. яз. и иврите.
[[Категория:География]]
[[Категория:География]]
В 1997 в В. проживало 14 евреев.[[Категория:География]]


В В. род.: М.[[БАР-ИЛАН Меер|Бар-Илан]], Х.[[БЕРЛИН Хаим|Берлин]], Х.[[ВОЛОЖИНЕР Хаим бен Ицхак|Воложинер]], И.-З.[[СОЛОВЕЙЧИК Ицхок-Зеев|Соловейчик]], М.[[СОЛОВЕЙЧИК Макс|Соловейчик]], Х.[[СОЛОВЕЙЧИК Хаим|Соловейчик]], Э.З.[[ШАПИРО Эзра З.|Шапиро]]; Джозеф Дж.Буним (р. 1906), амер. врач-ревматолог, д-р медицины (1930), с 1910 — в США. [[Категория:География]]
В В. род.: ''М.[[БАР-ИЛАН Меер|Бар-Илан]], Х.-Г. [[БЕН-САССОН Хаим-Гилель|Бен-Сассон]], Х.[[БЕРЛИН Хаим|Берлин]], И.Б. [[БУНИМОВИЧ Израиль Беньяминович|Бунимович]], Х.[[ВОЛОЖИНЕР Хаим бен Ицхак|Воложинер]], М.-И. [[ЛИПКОВИЧ Михл-Иегуда|Липкович]], И.-З.[[СОЛОВЕЙЧИК Ицхок-Зеев|Соловейчик]], М.[[СОЛОВЕЙЧИК Макс|Соловейчик]], Х.[[СОЛОВЕЙЧИК Хаим|Соловейчик]], Э.З.[[ШАПИРО Эзра З.|Шапиро]]''; Джозеф Дж.Буним (р. 1906), амер. врач-ревматолог, д-р медицины (1930), с 1910 — в США.
 
В В. работал ''М.Д. [[РЫВКИН Меер Давидович|Рывкин]]''. [[Категория:География]]

Текущая версия на 11:49, 8 апреля 2024

ВОЛОЖИН, город (с 1940), районный центр в Минской обл. (Республика Беларусь). В 16—18 вв. — местечко Виленского повета и воеводства в составе Речи Посполитой. С 1795 — в составе Рос. империи. В 19 — нач. 20 в. — местечко Ошмянского у. Виленской губ. В 1920—39 — в Новогрудском воеводстве в составе Польши, в 1939—91 — в составе БССР.

В 1776 в В. проживало 383 еврея, в 1847 — 590, в 1890-х гг. — 1900 (77,7%), в 1897 в В. и у. — 2452 (54,1%), в 1931 в В. — 1434, в 1989 в р-не — 51 еврей, в т. ч. 5 — в сел. местности, в 1997 в В. — 14 евреев.

Евреи жили в В. с сер. 16 в. С 1886 раввином в В. был Рафаэль Шапира (1837—1921), с 1910 — И.Л.Авида, в 1915 — Шимон Перский. В кон. 19 в. Пинхос Турберг (1875—1951) издавал в В. журн. «Габокер-Ор». В 1909 в В. имелись 4 синагоги и нар. еврейское уч-ще с жен. сменой.

В 1803 Х.Воложинер основал в В. иешиву, назв. в его честь «Эц Хаим». Все последующие рук. иешивы, в т. ч. Н.-Ц.-И.Берлин, Й.-Б.Соловейчик и Х.Соловейчик, были или потомками Воложинера, или связаны с его семьей родств. узами. Дважды, в 1824 и 1858, иешива объявлялась властями закрытой, но при этом продолжала функционировать. Кол-во уч-ся в ней постоянно возрастало и в кон. 1880-х гг. достигло 400 чел. С сер. 19 в. в иешиве получило распространение течение мусар. В 1870-х гг. в иешиву стали проникать идеи Гаскалы, в 1880-х гг. мн. уч-ся привлекало движение «Хибат Цион». В 1891 рос. мин. нар. просвещения утвердил «Правила о Воложинском ешиботе», согласно к-рому уч-ся Воложинской иешивы должны были изучать не только Талмуд, но и рус. яз. и арифметику в объеме курса еврейских нар. уч-щ. Глава иешивы Берлин не согласился с этими «Правилами», и в 1892 власти объявили о закрытии иешивы; Берлин и уч-ся были высланы из В. В 1895 иешива была вновь открыта и продолжала работать до 1915, с 1899 - главой иешивы был Р. Шапиро; когда с приближением фронт. полосы к В. занятия в ней прекратились, учащиеся и преподаватели переехали в Минск. Вновь иешива была открыта в 1921 и существовала до 2-й мир. войны. В разл. время в Воложинской иешиве учились М.-И.Бердичевский и Х.-Н.Бялик, запечатлевший атмосферу иешивы в поэме «Га-Матмид» («Подвижник»).

Во время герм. оккупации в В. было создано гетто. В авг. 1941 в В. было расстреляно 45 евреев, 1 дек. 1941 — ок. 300, 2 мая 1942 — более 1500 евреев. В июне 1943 на еврейском кладбище было уничтожено более 1500 чел.

В В. сохранилось полуразрушенное здание иешивы. В 1992 старое еврейское кладбище было огорожено забором. В 1995 на месте массового уничтожения евреев в В. поставлен памятник с надписями на белорус. яз. и иврите.

В 1997 в В. проживало 14 евреев.

В В. род.: М.Бар-Илан, Х.-Г. Бен-Сассон, Х.Берлин, И.Б. Бунимович, Х.Воложинер, М.-И. Липкович, И.-З.Соловейчик, М.Соловейчик, Х.Соловейчик, Э.З.Шапиро; Джозеф Дж.Буним (р. 1906), амер. врач-ревматолог, д-р медицины (1930), с 1910 — в США.

В В. работал М.Д. Рывкин.