ВАЙНБЕРГ Моисей Самуилович: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена категория, правка текста, ссылок)
м (Admin переименовал страницу ВАЙНБЕРГ Моисей в ВАЙНБЕРГ Моисей Самуилович: уточнение имени и отчества)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
ВАЙНБЕРГ Моисей (Мечислав) Самуилович (1919, [[ВАРШАВА|''Варшава'']] – 1996, [[МОСКВА|''Москва'']]), композитор. Р. в семье музыканта-самоучки, работавшего скрипачом и дир. в евр. т-рах. В 1931–39 обучался в Варшавской коне, по классу фп. у Ю.Турчиньского. С 1939 живет в СССР. В 1941 окончил Минскую конс. по классу композиции В.А.Золотарева (ученика Н.А.Римского-Корсакова).   
ВАЙНБЕРГ Моисей (Мечислав) Самуилович (1919, [[ВАРШАВА|''Варшава'']] – 1996, [[МОСКВА|''Москва'']]), композитор. Р. в семье музыканта-самоучки, работавшего скрипачом и дир. в евр. т-рах. В 1931–39 обучался в Варшавской коне, по классу фп. у Ю.Турчиньского. С 1939 живет в СССР. В 1941 окончил Минскую конс. по классу композиции В.А.Золотарева (ученика Н.А.Римского-Корсакова).   


С 1943 в Москве. В 1953 арестован по обвинению в национализме, освобожден и реабилитирован после смерти Сталина. В. – композитор многогранного дарования. Внес значит. вклад в развитие жанров симф. и оперы. Для его творчества важна тема Катастрофы (кантата «Дневник любви», 1965, посв. детям, погибшим в Освенциме; 8-я симф. «Цветы Польши», 1964; 9-я симф. «Уцелевшие строки» на слова Ю.Тувима и В.Броневского, 1967; симф. трилогия «Переступив порог войны» с заключит. 19 симф. – «Светлый май», 1986; оперы «Пассажирка», 1968, «Мадонна и солдат», 1975). Др. линия творчества связана с сюжетами из лит. классики (оп. «Портрет» по Н.В.Гоголю, 1983, «Идиот» по Ф.М.Достоевскому, 1986, «Мазлтов» по [[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|''Шолом-Алейхему'']], 1983). В его музыке звучат интонации молд., евр., польского, рус. фольклора. Евр. интонации занимают значит. место в музыке концертов для скрипки и для виолончели с орк., евр. колорит проявился в ладовой организации 2-й симф. (1946), в игре тембров 6-й симф., назван. «Еврейская скрипка» (на тексты евр. поэтов Л.М.[[КВИТКО Лейб Моисеевич|''Квитко'']], С.З.[[ГАЛКИН Шмуэль Залманович|Галкина]], а также М.К.Луконина, 1963). Автор опер, в т.ч. «Зося» (1970), «Любовь д’Артаньяна» (1972), «Леди Магнезия» о Б.Шоу; балетов (наиб. изв. – «Золотой ключик», 1955); оп-ты «Золотое платье» (1980), кантат, 20-ти симф. (1942–89; ряд симф. с солистами и хором), Камерной симф. (1986), 2 симфониетты, в т.ч. на евр. темы, рапсодий, сюит, концертов, камерных анс. и сонат для разл. инстр-тов, романсов (ок. 100), музыки к спектаклям и ф. (ок. 60). Засл. деят. иск-в РСФСР (1971), Нар. арт. РСФСР (1980).  
С 1943 в Москве. В 1953 арестован по обвинению в национализме, освобожден и реабилитирован после смерти Сталина. В. – композитор многогранного дарования. Внес значит. вклад в развитие жанров симф. и оперы. Для его творчества важна тема Катастрофы (кантата «Дневник любви», 1965, посв. детям, погибшим в Освенциме; 8-я симф. «Цветы Польши», 1964; 9-я симф. «Уцелевшие строки» на слова Ю.Тувима и В.Броневского, 1967; симф. трилогия «Переступив порог войны» с заключит. 19 симф. – «Светлый май», 1986; оперы «Пассажирка», 1968, «Мадонна и солдат», 1975). Др. линия творчества связана с сюжетами из лит. классики (оп. «Портрет» по Н.В.Гоголю, 1983, «Идиот» по Ф.М.Достоевскому, 1986, «Мазлтов» по [[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|''Шолом-Алейхему'']], 1983). В его музыке звучат интонации молд., евр., польского, рус. фольклора. Евр. интонации занимают значит. место в музыке концертов для скрипки и для виолончели с орк., евр. колорит проявился в ладовой организации 2-й симф. (1946), в игре тембров 6-й симф., назван. «Еврейская скрипка» (на тексты евр. поэтов Л.М.[[КВИТКО Лейб Моисеевич|''Квитко'']], Ш.З.[[ГАЛКИН Шмуэль Залманович|Галкина]], а также М.К.Луконина, 1963). Автор опер, в т.ч. «Зося» (1970), «Любовь д’Артаньяна» (1972), «Леди Магнезия» о Б.Шоу; балетов (наиб. изв. – «Золотой ключик», 1955); оп-ты «Золотое платье» (1980), кантат, 20-ти симф. (1942–89; ряд симф. с солистами и хором), Камерной симф. (1986), 2 симфониетты, в т.ч. на евр. темы, рапсодий, сюит, концертов, камерных анс. и сонат для разл. инстр-тов, романсов (ок. 100), музыки к спектаклям и ф. (ок. 60). Засл. деят. иск-в РСФСР (1971), Нар. арт. РСФСР (1980).  
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Персоналии]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]
[[Категория:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 20:42, 12 января 2023

ВАЙНБЕРГ Моисей (Мечислав) Самуилович (1919, Варшава – 1996, Москва), композитор. Р. в семье музыканта-самоучки, работавшего скрипачом и дир. в евр. т-рах. В 1931–39 обучался в Варшавской коне, по классу фп. у Ю.Турчиньского. С 1939 живет в СССР. В 1941 окончил Минскую конс. по классу композиции В.А.Золотарева (ученика Н.А.Римского-Корсакова).

С 1943 в Москве. В 1953 арестован по обвинению в национализме, освобожден и реабилитирован после смерти Сталина. В. – композитор многогранного дарования. Внес значит. вклад в развитие жанров симф. и оперы. Для его творчества важна тема Катастрофы (кантата «Дневник любви», 1965, посв. детям, погибшим в Освенциме; 8-я симф. «Цветы Польши», 1964; 9-я симф. «Уцелевшие строки» на слова Ю.Тувима и В.Броневского, 1967; симф. трилогия «Переступив порог войны» с заключит. 19 симф. – «Светлый май», 1986; оперы «Пассажирка», 1968, «Мадонна и солдат», 1975). Др. линия творчества связана с сюжетами из лит. классики (оп. «Портрет» по Н.В.Гоголю, 1983, «Идиот» по Ф.М.Достоевскому, 1986, «Мазлтов» по Шолом-Алейхему, 1983). В его музыке звучат интонации молд., евр., польского, рус. фольклора. Евр. интонации занимают значит. место в музыке концертов для скрипки и для виолончели с орк., евр. колорит проявился в ладовой организации 2-й симф. (1946), в игре тембров 6-й симф., назван. «Еврейская скрипка» (на тексты евр. поэтов Л.М.Квитко, Ш.З.Галкина, а также М.К.Луконина, 1963). Автор опер, в т.ч. «Зося» (1970), «Любовь д’Артаньяна» (1972), «Леди Магнезия» о Б.Шоу; балетов (наиб. изв. – «Золотой ключик», 1955); оп-ты «Золотое платье» (1980), кантат, 20-ти симф. (1942–89; ряд симф. с солистами и хором), Камерной симф. (1986), 2 симфониетты, в т.ч. на евр. темы, рапсодий, сюит, концертов, камерных анс. и сонат для разл. инстр-тов, романсов (ок. 100), музыки к спектаклям и ф. (ок. 60). Засл. деят. иск-в РСФСР (1971), Нар. арт. РСФСР (1980).