БОБРУЙСК: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(добавлена ссылка)
(правка текста, ссылок)
Строка 3: Строка 3:
В 1789 в Б. проживал 281 еврей (31%), в 1808 — 504, в 1847 — 4702, в 1861 — 8866, в 1878 — 17 547, в 1892 — 29 704, в 1897 — 20 760 (60%), в 1910 — 24 173, в 1914 — 25 876 (61%), в 1923 — 19 600, в 1926 — 21 558 (42%), в 1939 — 26 703 (31,7%), в 1959 — 15 600, в 1970 — 14 500, в 1979 — 13 400, в 1989 — 10 468 евреев (5%). [[Категория:География]]
В 1789 в Б. проживал 281 еврей (31%), в 1808 — 504, в 1847 — 4702, в 1861 — 8866, в 1878 — 17 547, в 1892 — 29 704, в 1897 — 20 760 (60%), в 1910 — 24 173, в 1914 — 25 876 (61%), в 1923 — 19 600, в 1926 — 21 558 (42%), в 1939 — 26 703 (31,7%), в 1959 — 15 600, в 1970 — 14 500, в 1979 — 13 400, в 1989 — 10 468 евреев (5%). [[Категория:География]]


Первое упом. о евреях Б. содержится в сообщениях брестского купца Элиягу Липшица от 1583. В 1811 община Б. по численности была на 8-м месте среди общин Минской губ. В 1853 осн. казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1854 в Б. имелось 14 синагог, в 1863 — 17. Осн. занятия еврейского населения — портняжный промысел и торговля с.-х. продуктами (в самом Б. почти вся торговля была сосредоточена в руках евреев, к-рые в 1887 составляли 87% гор. купечества). С кон. 19 в. евреи занимались заготовкой и продажей леса в юж. губернии России и порт. города Курляндии и Лифляндии. В Б. действовало ок. 60 хедеров, во главе общины стояли видные деятели любавичского хасидизма: в 1801—51 — ''Б.-М. [[ЭТТИНГЕР Борух-Мордехай|Эттингер]]'', в 1872—1924 — Шмерка (Шмариягу-Ноах) Лейбович Шнеерсон (1842—1924), внук  [[ЦЕМАХ ЦЕДЕК|''Цемах Цедека'']]. Раввинами Б. были: в 1851—64 — Гилел Малисов из Паричей (1795—1864), в 1870-х гг. — Шмуэль Шапиро, в1873 – 83 – ''Я.-Д. [[ВИЛОВСКИЙ Яков-Довид|Виловский]]'', с 1887 — Цви Драбкин (1862—1929), позднее — ''Я.Д.[[ВЕСЕЛОВСКИЙ Яаков Давид|Веселовский]]'', в 1911—17 — ''А.-Л. [[СЛАВИН Авром-Левик|Славин]]''; обществ. раввином в 1870—80-х гг. был Берка Шоломович Виленский, с 1912 — Мордехай Рабинзон; в 1886—99 во главе раввинского суда стоял ''Р. [[ШАПИРО Рефоил|Шапиро]]''. В 1901 Ш.Л. Шнеерсон основал в Б. иешиву. [[Категория:География]]
Первое упом. о евреях Б. содержится в сообщениях брестского купца Элиягу Липшица от 1583. В 1811 община Б. по численности была на 8-м месте среди общин Минской губ. В 1853 осн. казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1854 в Б. имелось 14 синагог, в 1863 — 17. Осн. занятия еврейского населения — портняжный промысел и торговля с.-х. продуктами (в самом Б. почти вся торговля была сосредоточена в руках евреев, к-рые в 1887 составляли 87% гор. купечества). С кон. 19 в. евреи занимались заготовкой и продажей леса в юж. губернии России и порт. города Курляндии и Лифляндии. В Б. действовало ок. 60 хедеров, во главе общины стояли видные деятели любавичского хасидизма: в 1801—51 — ''Б.-М. [[ЭТТИНГЕР Борух-Мордехай|Эттингер]]'', в 1872—1924 — Шмерка (Шмариягу-Ноах) Лейбович Шнеерсон (1842—1924), внук  [[ЦЕМАХ ЦЕДЕК|''Цемах Цедека'']]. Раввинами Б. были: в 1851—64 — Гилел Малисов из Паричей (1795—1864), в 1870-х гг. — Шмуэль Шапиро, в1873 – 83 – ''Я.-Д. [[ВИЛОВСКИЙ Яков-Довид|Виловский]]'', с 1887 — Цви Драбкин (1862—1929), позднее — ''Я.Д.[[ВЕСЕЛОВСКИЙ Яаков Давид|Веселовский]]'', в 1911—17 — ''А.-Л. [[СЛАВИН Авром-Левик|Славин]]''; обществ. раввином в 1870—80-х гг. был Берка Шоломович Виленский, с 1912 — Мордехай [[РОБИНЗОН М.М.|''Рабинзон'']]; в 1886—99 во главе раввинского суда стоял ''Р. [[ШАПИРО Рефоил|Шапиро]]''. В 1901 Ш.Л. Шнеерсон основал в Б. иешиву. [[Категория:География]]


С кон. 19 в. Б. — один из гл. центров деятельности Бунда (в 1911 местная орг-ция насчитывала 420 чл.). В 1898 в Б. работала подпольная типография Бунда, его члены руководили обществ. б-кой и рядом благотворит. об-в, в 1912 издавали сатирич. журн. «Дер Бобруйскер юнганц» («Бобруйский скандалист»).   
С кон. 19 в. Б. — один из гл. центров деятельности Бунда (в 1911 местная орг-ция насчитывала 420 чл.). В 1898 в Б. работала подпольная типография Бунда, его члены руководили обществ. б-кой и рядом благотворит. об-в, в 1912 издавали сатирич. журн. «Дер Бобруйскер юнганц» («Бобруйский скандалист»).   

Версия 20:45, 6 декабря 2023

БОБРУЙСК, город (с 1795), районный центр в Могилевской обл. (Республика Беларусь). Изв. с сер. 14 в. В 14—16 вв. — в составе Вел. кн-ва Литовского. С 1569 — в Речицком повете Минского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, с 1795 — уездный город Минской губ. В 1924—30 — центр округа, в 1944—54 — обл. центр БССР.

В 1789 в Б. проживал 281 еврей (31%), в 1808 — 504, в 1847 — 4702, в 1861 — 8866, в 1878 — 17 547, в 1892 — 29 704, в 1897 — 20 760 (60%), в 1910 — 24 173, в 1914 — 25 876 (61%), в 1923 — 19 600, в 1926 — 21 558 (42%), в 1939 — 26 703 (31,7%), в 1959 — 15 600, в 1970 — 14 500, в 1979 — 13 400, в 1989 — 10 468 евреев (5%).

Первое упом. о евреях Б. содержится в сообщениях брестского купца Элиягу Липшица от 1583. В 1811 община Б. по численности была на 8-м месте среди общин Минской губ. В 1853 осн. казенное еврейское уч-ще 1-го разряда. В 1854 в Б. имелось 14 синагог, в 1863 — 17. Осн. занятия еврейского населения — портняжный промысел и торговля с.-х. продуктами (в самом Б. почти вся торговля была сосредоточена в руках евреев, к-рые в 1887 составляли 87% гор. купечества). С кон. 19 в. евреи занимались заготовкой и продажей леса в юж. губернии России и порт. города Курляндии и Лифляндии. В Б. действовало ок. 60 хедеров, во главе общины стояли видные деятели любавичского хасидизма: в 1801—51 — Б.-М. Эттингер, в 1872—1924 — Шмерка (Шмариягу-Ноах) Лейбович Шнеерсон (1842—1924), внук Цемах Цедека. Раввинами Б. были: в 1851—64 — Гилел Малисов из Паричей (1795—1864), в 1870-х гг. — Шмуэль Шапиро, в1873 – 83 – Я.-Д. Виловский, с 1887 — Цви Драбкин (1862—1929), позднее — Я.Д.Веселовский, в 1911—17 — А.-Л. Славин; обществ. раввином в 1870—80-х гг. был Берка Шоломович Виленский, с 1912 — Мордехай Рабинзон; в 1886—99 во главе раввинского суда стоял Р. Шапиро. В 1901 Ш.Л. Шнеерсон основал в Б. иешиву.

С кон. 19 в. Б. — один из гл. центров деятельности Бунда (в 1911 местная орг-ция насчитывала 420 чл.). В 1898 в Б. работала подпольная типография Бунда, его члены руководили обществ. б-кой и рядом благотворит. об-в, в 1912 издавали сатирич. журн. «Дер Бобруйскер юнганц» («Бобруйский скандалист»).

В 1900-х гг. в Б. действовали орг-ции «Ховевей Цион», «Поалей Цион» (св. 300 чел.), Мизрахи, «Союз евреев», орг-ция Сионистско-социалистич. рабочей партии, «Цеирей Цион». В нач. 20 в. Б. — крупный еврейский издат. центр (всерос. известность имело изд-во Якова Гинзбурга, действовавшее до 1928; выпущенная им «Ягдил Тора» под ред. И.Абрамского и Ш.-Й.Зевина — единственный печатный орган раввинистич. лит-ры в СССР).

В 1900 был основан «образцовый хедер». В 1910 в Б. имелись: 32 синагоги, талмуд-тора, 3 муж. нач. уч-ща (при одном из них ремесл. отд-ние), 2 жен. общеобразоват. и 1 жен. проф. уч-ще, нач. 1-классное и частное 2-классное муж. еврейские уч-ща, т-во по сбору одежды для бедных, дешевая столовая, еврейская больница, еврейское кладбище, дом престарелых, Об-во снабжения кошерной пищей солдат, Бобруйское об-во похоронных процессий, Об-во вспомоществования бедным ученикам Бобруйской прогимназии, Бобруйское об-во пособия бедным евреям (с 1899), еврейская б-ка; работали отд-ния ЕКО, ОПЕ, ОРТа.

В 1915 в Б. произошел погром, устроенный казачьими частями рус. войск, в результате к-рого 6 евреев было ранено. В 1918—21 еврейская община Б. пострадала от Гражд. и сов.-польск. войн. В 1919 польск. солдаты выгнали евреев из синагоги в Йом-Кипур. В том же году было создано отд-ние Евсекции. В 1920 в Б. произошел погром, устроенный польск. войсками, пострадало 1054 еврея. В 1921—22 тысячи евреев Бобруйского у. были убиты во время налетов отрядов С.Н.Булак-Балаховича (для уцелевших при помощи Джойнта в Б. были организованы дет. дома для сирот; оказана помощь пострадавшим). В 1922 в Б. была открыта лечебница для больных кожными заболеваниями; тогда же Джойнт финансировал еврейскую профтехшколу и неск. дет. домов. В 1921 в Б. прошел суд над группой меламедов. В 1920-х гг. в Б. имелись 3 синагоги, миква. В 1920—30-х гг. раввинами в Б. были Ш.Александров, Ш.Беспалов. В 1923 закрыта одна из синагог, состоялся суд над меламедами и шамесами, в 1928 закрыты оставшиеся синагоги. В 1938 местный моэл был приговорен к 5 годам заключения. В 1930-х гг. шохетом в Б. был Бер (Нохум-Дойв) Вихнин (Щедринер); до 1939 существовало неск. еврейских школ, преподавание в к-рых велось на идише, а также еврейский дет. дом. До 1926 в Б. действовала подпольная сионистская орг-ция «Га-Шомер га-Цаир». Летом 1925 из бобруйской тюрьмы совершила побег группа арестованных сионистов. В 1926 выходцы из Б. основали в Евпаторийском р-не еврейское земледельч. поселение «1-й Бобруйск» (75 чел.). В кон. 1930-х гг. мн. представители еврейской интеллигенции были репрессированы.

28 июня 1941 Б. оккупировали герм. войска (лишь незначит. часть еврейского населения успела эвакуироваться). В городе были созданы 2 гетто и лагерь смерти. В окт. 1941 расстреляно ок. 300 евреев, 7 нояб. — св. 5 тыс. евреев у д. Каменка (в 5 км от Б.), в дек. 1941 — 5281 еврей. Всего за время оккупации Б. было уничтожено св. 20 тыс. евреев (в их числе граждане Польши, Германии и др. стран Европы). В освобождении Б. принимала участие 282-я истребит. авиац. дивизия под команд. полк. (с 1953 — ген.-майор) Юрия Михайловича Беркаля (р. 1911).

После освобождения Б. часть евреев вернулась. В 1945 верующие евреи ходатайствовали об открытии синагоги (в 1946 им было предоставлено разрушенное здание), в 1947 зарегистрирована еврейская религ. община (объединяла ок. 3 тыс. верующих). В 1946—47 действовали 2 миньяна (объединяли соответственно ок. 100 и ок. 70 чел., рук. А.Х.Хаймович и М.Я.Шустеров). В 1948 синагога была закрыта (здание передано Гос. архиву Бобруйской обл.), тогда же создано еще 2 миньяна (объединяли 80 и 60 чел.), в 1949 во время осенних праздников действовали 8 врем. миньянов, в нач. 1950-х гг. — неск. нелег. миньянов, в т. ч. на Коммунистической ул., д. 101, Пушкинской ул., д. 223, в пер. Леккерта, д. 12. В 1951 в четырех местах была налажена подпольная выпечка мацы.

В 1950-х гг. власти неск. раз отклоняли ходатайства об открытии синагоги и регистрации общины, к-рая существовала полулегально. В 1960—70-х гг. в Б. действовало неск. миньянов. В 1989 была создана еврейская религ. община. В 1998 в Б. имелось 9 еврейских обществ. орг-ций, в т. ч. Клуб еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима (созд. в 1988), еврейская воскресная школа (открыта в 1991, в 1998 св. 100 учеников), б-ка, служба милосердия, еврейский дет. сад, молодежный клуб и др. Действуют 3 синагоги, в т. ч. 1 хасидская. С 1989 начал издаваться еврейский лит.-худож. и культурно-информац. альм. на трех языках «Эвеним», с 1998 — ежемес. газ. «Мишпоха» (гл. ред. Леонид Горелик; он же рук. соц. службы «Хесэд Шмуэль»).

В 2000—07 — раввин Б. Борух Ланда, с 2010 раввин Б. представитель М.-М. Шнеерсона — Шауль Хабабо (р. 1986).

В 1989 из Б. в Израиль выехало 139 чел., в 1990 — 1707, в 1991 — 1138, в 1992 — 133, в 1993 — 62, в 1994 — 130 чел.

В 1994 в Б., по оценкам Еврейского Агентства, проживало ок. 7500 евреев.

В кон. 1990-х гг. общине вернули здание синагоги.

В 2005 в Б. была открыта Аллея праведников.

В 2008 на месте бывшего гетто был установлен мемориальный знак.

В 2019 в Б. открыта музейная площадка "Еврейский дворик".

В Б. род.: И.И.Агол, М.М.Ашкенази, М.Г.Бархин,А. И. Березюк, И.М.Болотин, Б.Э.Быховский, А.Е. Вайнштейн, П.Ю.Венгерова, Х.-Д.-Н. Вихнин, С.Я.Вольфсон, С.Е.Гайсинович, М.Н.Гаркави, Е.Я.Голант, З.А.Горелик, С.А.Горелик, Б.Э.Городецкий, В.М.Гохман, Э. Добкин, Д.Дропкин, А.И.Зак, И.Х. Капелян, А. Каценельсон, Н.И.Каценельсон, Б.Кацнельсон, Й. Кацнельсон, Р. Кацнельсон, С.Д. Кацнельсон, А.Д.Киржниц, Л.И.Коваль, М.Л. Лившиц, С.Г.Лозинский, К.Луз, Э. М.Лурье, И.Нисенбаум, А.М.Орлов, Л.Я.Пинес, Ш.Ратнер, М.Е.Розенгойз, И.Б.Симановский, Э.Симпсон, Табенкин, И.Тункель, И.О.Фрумин, Г.Фрумкин, В.И.Фундатор, Ш.Ш.Ходош, Р.Шазар-Кацнельсон, Ф.Л.Шапиро, А.-Л.Шварцбург, Г.Б.Шведик, М.Элькин, М.И.Эпштейн, Э.Эпштейн; Гилель Самуилович Александров (1890—1972, Ленинград), историк, филолог, сын Ш.Александрова, специалист по истории евреев Литвы и Белоруссии, в 1936—56 — в заключении; Мирон Абрамович Гельфер (1909—1989, Москва), юрист, д-р юрид. наук (1966), проф., специалист в обл. криминологии; Моисей Беньяминович Герчик (р. 1932), писатель, автор книг для детей и подростков; Лев Давыдович Горелик (р. 1929), скрипач, с 1956 — концертмейстер орк. Гос. т-ра оперы и балета БССР; Вениамин (Бениамин) Борисович Городецкий (р. 1919), шашист, гроссмейстер СССР (1962), судья всесоюз. категории (1957), победитель 21-го чемпионата СССР (1961) по рус. шашкам, трехкр. чемпион России, автор книг по теории шашек; Вениамин Самуилович Клебанов (р. 1922), ген.-майор-инж. (1970), в 1974—85 зам. нач. Гл. воен.-строит. упр-ния МО СССР, нагр. 7 орд.; Исай Абрамович Пеймер (1912—1976, Ленинград), полк. мед. службы (1959), д-р мед. наук (1960), проф. (1968), специалист в обл. авиац. медицины; Борис Исаакович Плоткин (р. 1925), математик, д-р матем. наук (1956), проф. (1993), науч. иссл. в обл. алгебры, с 1993 — в Израиле, засл. деят. науки Латвии (1994); Владимир Маркович Санин (наст. фам. Ривкин), писатель, автор книг, посв. полярной теме; Сэмюэл Уолчек (1896—1979), деятель амер. проф. движения, с 1912 — в США; Эсфирь Яковлевна Файнберг (р. 1908), д-р ист. наук (1955), проф. (1960), специалист по истории Японии; Григорий Вольфович Цывкин (р. 1914), д-р техн. наук, проф., специалист в обл. торпедных аппаратов, с 1990 — в Израиле; Давид Шимойни (Шимонович) (1886—1956, Тель-Авив), поэт «поколения Бялика», с 1920 — в Э.-И.; Борух Эпштейн (1860—1942), автор коммент. к Талмуду.

И.П.Герасимова (авт. статьи)