АЛЬТМАН Натан Исаевич: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(правка текста, ссылок)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889, [[Винница]] – 1970, [[Ленинград]]), живописец, график, скульптор. Учился в Одесском худ. уч-ще (1903–07) у К.К.Костанди, Л.Д.Иорини, Г.А.Ладыженского. В 1907, неудовлетворен, постановкой преподавания, уехал в [[Винница|Винницу]], где занялся самостоят, разработкой живописи, проблем, начал писать портреты («Дама на балконе», 1906, «Портрет бабушки», 1908). В 1910 уехал в Париж, посещал «Свободную рус. акад.» М.Васильевой (1910—11), созд. свою первую картину «Еврейские похороны» (1910). В 1913 А. приехал в [[Грицев]] Волынской губ., где создал ряд графических работ. Пользовался итал. карандашом, оправлял свои композ. в золото, что придавало им своеобраз. пышность, сближающую их с роскошью вост. иск-ва. С 1914 в [[Петроград|Петрограде]]. Препод. в студии М.Д.Берешитейна (1915–17), Гос. свободных худ. мастерских (1918–20). Уч. в основании Евр. об-ва поощрения худ. В 1914 созд. знаменитый «Пейзаж» и «Портрет А.А.Ахматовой», ставший сенсацией на выст. «Мира иск-ва» в 1915. Постепенно в творчестве А. проблемы цвета заменяются пробл. объема. Худ. интересует конструкция вещей. Он начинает заниматься скульпт., строя свою работу на таком же членении объема, как в живописи, соединяя различные пластические материалы – бронзу, кован. медь, дерево («Голова молодого еврея», «Автопортрет», 1916). В 1920 А. вып. сер. графич. портретов В.И.Ленина. В 1922 нач. работать в т-ре, оформив в Т-ре-студии «Габима» спектакль «Гади-бук» [[Ан-ский|Ан-ского]] (реж. Е.Б.Вахтангов), став, событием моск. театр, жизни. В 1924–28 явл. гл. худ. Моск. гос. евр. камерного т-ра (позднее ГОСЕТ), к-рым рук. А.М.[[Грановский]]. Лучшая работа А. в этом т-ре – «Уриэль Акоста» К.Гуцкова (1922). Среди значит, театр, работ А. также «Отелло» (1944) и «Гамлет» (1954) в Ленипгр. т-ре драмы им. Пушкина. В 1920 занялся книжной графикой, созд. обложки к кн. И.Г.[[Эренбург|Эренбурга]], Ю.К.Олеши, И.Э. [[Бабель|Бабеля]] и др., цикл илл. к повести [[Шолом-Алейхем|Шолом-Алейхема]] «С ярмарки» и т.д. А. – худ.-портретист, среди его шедевров – портрет С.М.[[Михоэлс|Михоэлса]] (1929). В 1928–35 А. жил в Париже. Участник ми. выставок с 1906. [[Категория:Персоналии]]
АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889, [[ВИННИЦА|Винница]] – 1970, [[ЛЕНИНГРАД|Ленинград]]), живописец, график, скульптор. Учился в Одесском худ. уч-ще (1903–07) у К.К.Костанди, Л.Д.Иорини, Г.А.Ладыженского.
 
В 1907, неудовлетворенный постановкой преподавания, уехал в Винницу, где занялся самостоят. разработкой живописн. проблем, начал писать портреты («Дама на балконе», 1906, «Портрет бабушки», 1908).
 
В 1910 уехал в Париж, посещал «Свободную рус. акад.» М.Васильевой (1910—11), созд. свою первую картину «Еврейские похороны» (1910).
 
В 1913 А. приехал в [[ГРИЦЕВ|Грицев]] Волынской губ., где создал ряд графических работ. Пользовался итал. карандашом, оправлял свои композ. в золото, что придавало им своеобраз. пышность, сближающую их с роскошью вост. иск-ва.
 
С 1914 в Петрограде. Препод. в студии М.Д.Берешитейна (1915–17), Гос. свободных худ. мастерских (1918–20). Уч. в основании Евр. об-ва поощрения худ. В 1914 созд. знаменитый «Пейзаж» и «Портрет А.А. Ахматовой», ставший сенсацией на выст. «Мира иск-ва» в 1915. Постепенно в творчестве А. проблемы цвета заменяются пробл. объема. Худ. интересует конструкция вещей. Он начинает заниматься скульпт., строя свою работу на таком же членении объема, как в живописи, соединяя различные пластические материалы – бронзу, кован. медь, дерево («Голова молодого еврея», «Автопортрет», 1916).
 
В 1920 А. вып. сер. графич. портретов В.И.Ленина. В 1922 нач. работать в т-ре, оформив в Т-ре-студии «Габима» спектакль «Гади-бук» [[АН-СКИЙ С.|Ан-ского]] (реж. Е.Б.Вахтангов), став, событием моск. театр, жизни.
 
В 1924–28 явл. гл. худ. Моск. гос. еврейского камерного т-ра (позднее ГОСЕТ), к-рым рук. А.М.[[ГРАНОВСКИЙ Александр Михайлович|Грановский]]. Лучшая работа А. в этом т-ре – «Уриэль Акоста» К.Гуцкова (1922). Среди значит, театр, работ А. также «Отелло» (1944) и «Гамлет» (1954) в Ленипгр. т-ре драмы им. Пушкина.
 
В 1920 занялся книжной графикой, созд. обложки к кн. И.Г.[[ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич|Эренбурга]], Ю.К.Олеши, И.Э. [[БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович|Бабеля]] и др., цикл илл. к повести [[ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ|Шолом-Алейхема]] «С ярмарки» и т.д. А. – худ.-портретист, среди его шедевров – портрет С.М.[[МИХОЭЛС Соломон Михайлович|Михоэлса]] (1929). В 1928–35 А. жил в Париже. Участник ми. выставок с 1906. [[Категория:Персоналии]] [[Category:Московская еврейская энциклопедия]]

Текущая версия на 17:15, 21 декабря 2021

АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889, Винница – 1970, Ленинград), живописец, график, скульптор. Учился в Одесском худ. уч-ще (1903–07) у К.К.Костанди, Л.Д.Иорини, Г.А.Ладыженского.

В 1907, неудовлетворенный постановкой преподавания, уехал в Винницу, где занялся самостоят. разработкой живописн. проблем, начал писать портреты («Дама на балконе», 1906, «Портрет бабушки», 1908).

В 1910 уехал в Париж, посещал «Свободную рус. акад.» М.Васильевой (1910—11), созд. свою первую картину «Еврейские похороны» (1910).

В 1913 А. приехал в Грицев Волынской губ., где создал ряд графических работ. Пользовался итал. карандашом, оправлял свои композ. в золото, что придавало им своеобраз. пышность, сближающую их с роскошью вост. иск-ва.

С 1914 в Петрограде. Препод. в студии М.Д.Берешитейна (1915–17), Гос. свободных худ. мастерских (1918–20). Уч. в основании Евр. об-ва поощрения худ. В 1914 созд. знаменитый «Пейзаж» и «Портрет А.А. Ахматовой», ставший сенсацией на выст. «Мира иск-ва» в 1915. Постепенно в творчестве А. проблемы цвета заменяются пробл. объема. Худ. интересует конструкция вещей. Он начинает заниматься скульпт., строя свою работу на таком же членении объема, как в живописи, соединяя различные пластические материалы – бронзу, кован. медь, дерево («Голова молодого еврея», «Автопортрет», 1916).

В 1920 А. вып. сер. графич. портретов В.И.Ленина. В 1922 нач. работать в т-ре, оформив в Т-ре-студии «Габима» спектакль «Гади-бук» Ан-ского (реж. Е.Б.Вахтангов), став, событием моск. театр, жизни.

В 1924–28 явл. гл. худ. Моск. гос. еврейского камерного т-ра (позднее ГОСЕТ), к-рым рук. А.М.Грановский. Лучшая работа А. в этом т-ре – «Уриэль Акоста» К.Гуцкова (1922). Среди значит, театр, работ А. также «Отелло» (1944) и «Гамлет» (1954) в Ленипгр. т-ре драмы им. Пушкина.

В 1920 занялся книжной графикой, созд. обложки к кн. И.Г.Эренбурга, Ю.К.Олеши, И.Э. Бабеля и др., цикл илл. к повести Шолом-Алейхема «С ярмарки» и т.д. А. – худ.-портретист, среди его шедевров – портрет С.М.Михоэлса (1929). В 1928–35 А. жил в Париже. Участник ми. выставок с 1906.