АЛМАТЫ: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(исправлена ссылка)
(правка текста, ссылок)
 
Строка 5: Строка 5:
Первые евреи (бывш. николаевские солдаты, многие из к-рых были кантонистами) появились в А. после 1867. В 1879 была организована община. К сер. 1880-х гг. в А. проживало 30—45 еврейских семей (0,7%), гл. обр. торговцы и ремесленники. В 1882 в А. имелась синагога, вскоре возникло еврейское кладбище (существует и поныне). Первый раввин Шлойме Рейтборт прибыл в А. в нач. 1880-х гг. При его доме действовал хедер. В 1908 зарегистрировано Верненское еврейское молитвенное об-во (первый староста — Симха Абрамович Аронович), преобразованное после Февр. рев-ции 1917 в еврейскую религ. общину. В кон. 19 — нач. 20 в. в городе существовали з-д безалкогольных напитков Гирша Гамбурга, мебельная мастерская Михи-Лейба Хаимовича Блёнда (ныне — АО «Мерей»), фотоателье Абрама Соломоновича Лейбина, евреям принадлежал ряд лавок, аптек, мастерских. Ок. 1917 в А. практиковал врач Александр (Израиль) Рязанский (?—1930), основавший больницу Красного Креста (ныне больница скорой помощи). В нач. 1930-х гг. сов. власти превратили старую синагогу в казарму. Для новой синагоги было выделено помещение в 20 кв.м. [[Категория:География]]
Первые евреи (бывш. николаевские солдаты, многие из к-рых были кантонистами) появились в А. после 1867. В 1879 была организована община. К сер. 1880-х гг. в А. проживало 30—45 еврейских семей (0,7%), гл. обр. торговцы и ремесленники. В 1882 в А. имелась синагога, вскоре возникло еврейское кладбище (существует и поныне). Первый раввин Шлойме Рейтборт прибыл в А. в нач. 1880-х гг. При его доме действовал хедер. В 1908 зарегистрировано Верненское еврейское молитвенное об-во (первый староста — Симха Абрамович Аронович), преобразованное после Февр. рев-ции 1917 в еврейскую религ. общину. В кон. 19 — нач. 20 в. в городе существовали з-д безалкогольных напитков Гирша Гамбурга, мебельная мастерская Михи-Лейба Хаимовича Блёнда (ныне — АО «Мерей»), фотоателье Абрама Соломоновича Лейбина, евреям принадлежал ряд лавок, аптек, мастерских. Ок. 1917 в А. практиковал врач Александр (Израиль) Рязанский (?—1930), основавший больницу Красного Креста (ныне больница скорой помощи). В нач. 1930-х гг. сов. власти превратили старую синагогу в казарму. Для новой синагоги было выделено помещение в 20 кв.м. [[Категория:География]]


В 1920— 30-х гг. численность еврейского населения А. увеличилась за счет миграции из зап. р-нов СССР. Евреи внесли большой вклад в развитие нар. х-ва и культуры А. Так, одним из основоположников казах. проф. муз. иск-ва стал Е.Г.[[Брусиловский]]. [[Категория:География]]
В 1920— 30-х гг. численность еврейского населения А. увеличилась за счет миграции из зап. р-нов СССР. Евреи внесли большой вклад в развитие нар. х-ва и культуры А. Так, одним из основоположников казах. проф. муз. иск-ва стал Е.Г.[[БРУСИЛОВСКИЙ Евгений Григорьевич|Брусиловский]]. [[Категория:География]]


В 1928 в А. был сослан Л.Д.[[ТРОЦКИЙ Лев Давыдович|Троцкий]], там же расстрелян М.[[ЛИБЕР Марк|Либер]], в ссылке, в 1944 г  умер Л.-И. [[ШНЕЕРСОН Леви-Ицхок|Шнеерсон]] , отец М.-М. [[ШНЕЕРСОН Менахем-Мендл|Шнеерсона]]. Могила Л.-И.Шнеерсона на еврейском кладбище — место паломничества любавичских хасидов со всего мира.[[Категория:География]]
В 1928 в А. был сослан Л.Д.[[ТРОЦКИЙ Лев Давыдович|Троцкий]], там же расстрелян М.[[ЛИБЕР Марк|Либер]], в ссылке, в 1944 г  умер Л.-И. [[ШНЕЕРСОН Леви-Ицхок|Шнеерсон]] , отец М.-М. [[ШНЕЕРСОН Менахем-Мендл|Шнеерсона]]. Могила Л.-И.Шнеерсона на еврейском кладбище — место паломничества любавичских хасидов со всего мира.[[Категория:География]]


В 1941—44 в А. в эвакуации жили мн. видные деятели культуры и иск-ва, в т. ч. Д.[[Вертов]], И.О.[[ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович|Дунаевский]], С.Я.[[МАРШАК Самуил Яковлевич|Маршак]], Ю.Я.[[Райзман]], Ф.Г.[[РАНЕВСКАЯ Фаина Георгиевна|Раневская]], М.И.[[РОММ Михаил Ильич|Ромм]], Г.Л.[[Рошаль]], Л.З.[[Трауберг]], Ф.М.[[Эрмлер]], С.И.[[Юткевич]] и др. В 1944 Н.И.[[САЦ Наталия Ильинична|Сац]] создала в А. первый в Казахстане Т-р для детей и юношества. В послевоен. годы на к/ст «Казахфильм» работал реж. Е.Е.Арон, Алма-Атинский т-р рус. драмы в 1945—57 возглавлял Я.С.Штейн. [[Категория:География]]
В 1941—44 в А. в эвакуации жили мн. видные деятели культуры и иск-ва, в т. ч. Д.[[ВЕРТОВ Дзига|Вертов]], И.О.[[ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович|Дунаевский]], С.Я.[[МАРШАК Самуил Яковлевич|Маршак]], Ю.Я.[[РАЙЗМАН Юлий Яковлевич|Райзман]], Ф.Г.[[РАНЕВСКАЯ Фаина Георгиевна|Раневская]], М.И.[[РОММ Михаил Ильич|Ромм]], Г.Л.[[РОШАЛЬ Григорий Львович|Рошаль]], Л.З.[[ТРАУБЕРГ Леонид Захарович|Трауберг]], Ф.М.[[ЭРМЛЕР Фридрих Маркович|Эрмлер]], С.И.[[ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович|Юткевич]] и др. В 1944 Н.И.[[САЦ Наталия Ильинична|Сац]] создала в А. первый в Казахстане Т-р для детей и юношества. В послевоен. годы на к/ст «Казахфильм» работал реж. Е.Е.Арон, Алма-Атинский т-р рус. драмы в 1945—57 возглавлял Я.С.Штейн. [[Категория:География]]


На развитие культуры оказали существенное влияние евреи, переехавшие в А. из др. городов СССР в период «борьбы с космополитизмом» (в их числе И.А.[[Зак]], Л.Я.[[Майзель]] и др.). [[Категория:География]]
На развитие культуры оказали существенное влияние евреи, переехавшие в А. из др. городов СССР в период «борьбы с космополитизмом» (в их числе И.А.[[ЗАК Исидор Аркадьевич|Зак]], Л.Я.[[МАЙЗЕЛЬ Любовь Яковлевна|Майзель]] и др.). [[Категория:География]]


В 1940—80-х гг. раввином А. был Гиллель Либеров (ок. 1889 — ок. 1983). [[Категория:География]]
В 1940—80-х гг. раввином А. был Гиллель Либеров (ок. 1889 — ок. 1983). [[Категория:География]]
Строка 23: Строка 23:
Евреи А. принимают активное участие в полит. жизни: так, на 1-м съезде партии Нар. конгресс Казахстана в июне 1992 Ю.Е. Дуберман избран чл. Исполнит. к-та. [[Категория:География]]
Евреи А. принимают активное участие в полит. жизни: так, на 1-м съезде партии Нар. конгресс Казахстана в июне 1992 Ю.Е. Дуберман избран чл. Исполнит. к-та. [[Категория:География]]


Среди похороненных на еврейском кладбище А. — Д.Л.[[Шамис]], художник и скульптор Исаак Яковлевич Иткинд (1883—1969). [[Категория:География]]
Среди похороненных на еврейском кладбище А. — Д.Л.[[ШАМИС Давид Лазаревич|Шамис]], художник и скульптор Исаак Яковлевич Иткинд (1883—1969). [[Категория:География]]


В А. род.: В.В.[[ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович|Жириновский]]; В. [[АЛЕКСЕЕВ Вадим|Алексеев]];    [[Категория:География]]  
В А. род.: В.В.[[ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович|Жириновский]]; В. [[АЛЕКСЕЕВ Вадим|Алексеев]], О.И. [[ФИРЕР Олег Ильич|Фирер]];    [[Категория:География]]  


Ю.И.Каштелюк (авт. статьи)[[Категория:География]]
Ю.И.Каштелюк (авт. статьи)[[Категория:География]]

Текущая версия на 17:31, 10 марта 2022

АЛМАТЫ (в 1856—67 — Верное, в 1867— 1921 — Верный, в 1921—91 — Алма-Ата), город, областной центр (Республика Казахстан). Осн. в 1854 на месте казах. поселения как рус. воен. укрепление Заилийское, с 1867 — город, центр Семиреченской обл. в составе Туркестанского ген.-губернаторства. С 1918 — в составе Туркестанской АССР (с 1922 центр Джетысайской обл.), с 1924 — в Кирг. (с 1925 — Казах.) АССР (с 1929 ее столица), в 1936—90 — столица КазССР, в 1990—98 — столица Республики Казахстан.

В 1897 в А. проживало 99 евреев, в 1910 — 206 (0,6%), в 1939 — 2228, в 1970 — 9051 (1,2%), в 1979 — 8592 (0,9%), в 1989 — 7636 (0,7%), в 1992 — 4626 евреев (0,4%).

Первые евреи (бывш. николаевские солдаты, многие из к-рых были кантонистами) появились в А. после 1867. В 1879 была организована община. К сер. 1880-х гг. в А. проживало 30—45 еврейских семей (0,7%), гл. обр. торговцы и ремесленники. В 1882 в А. имелась синагога, вскоре возникло еврейское кладбище (существует и поныне). Первый раввин Шлойме Рейтборт прибыл в А. в нач. 1880-х гг. При его доме действовал хедер. В 1908 зарегистрировано Верненское еврейское молитвенное об-во (первый староста — Симха Абрамович Аронович), преобразованное после Февр. рев-ции 1917 в еврейскую религ. общину. В кон. 19 — нач. 20 в. в городе существовали з-д безалкогольных напитков Гирша Гамбурга, мебельная мастерская Михи-Лейба Хаимовича Блёнда (ныне — АО «Мерей»), фотоателье Абрама Соломоновича Лейбина, евреям принадлежал ряд лавок, аптек, мастерских. Ок. 1917 в А. практиковал врач Александр (Израиль) Рязанский (?—1930), основавший больницу Красного Креста (ныне больница скорой помощи). В нач. 1930-х гг. сов. власти превратили старую синагогу в казарму. Для новой синагоги было выделено помещение в 20 кв.м.

В 1920— 30-х гг. численность еврейского населения А. увеличилась за счет миграции из зап. р-нов СССР. Евреи внесли большой вклад в развитие нар. х-ва и культуры А. Так, одним из основоположников казах. проф. муз. иск-ва стал Е.Г.Брусиловский.

В 1928 в А. был сослан Л.Д.Троцкий, там же расстрелян М.Либер, в ссылке, в 1944 г умер Л.-И. Шнеерсон , отец М.-М. Шнеерсона. Могила Л.-И.Шнеерсона на еврейском кладбище — место паломничества любавичских хасидов со всего мира.

В 1941—44 в А. в эвакуации жили мн. видные деятели культуры и иск-ва, в т. ч. Д.Вертов, И.О.Дунаевский, С.Я.Маршак, Ю.Я.Райзман, Ф.Г.Раневская, М.И.Ромм, Г.Л.Рошаль, Л.З.Трауберг, Ф.М.Эрмлер, С.И.Юткевич и др. В 1944 Н.И.Сац создала в А. первый в Казахстане Т-р для детей и юношества. В послевоен. годы на к/ст «Казахфильм» работал реж. Е.Е.Арон, Алма-Атинский т-р рус. драмы в 1945—57 возглавлял Я.С.Штейн.

На развитие культуры оказали существенное влияние евреи, переехавшие в А. из др. городов СССР в период «борьбы с космополитизмом» (в их числе И.А.Зак, Л.Я.Майзель и др.).

В 1940—80-х гг. раввином А. был Гиллель Либеров (ок. 1889 — ок. 1983).

Численность еврейского населения А. вновь возросла в 1950—60-х гг., во время освоения целинных земель и в связи со значит. пром. стр-вом.

В нач. 1980-х гг. в А. действовала синагога, размещавшаяся в доме из двух комнат, владельцы к-рого выехали в США. В 1989 был создан еврейский культурный центр «Шалом» (в 1990 выходила одноим. газ.). В 1990-х гг. возник ряд еврейских обществ. орг-ций: Региональный центр Ваада СССР (с 1991 — Ваад Казахстана), Ассоциация еврейской молодежи Казахстана, Межреспубликанский фонд содействия изучению и развитию еврейской культуры «Дрор», спорт. об-во «Маккаби», молодежная религ. орг-ция «Бней-Акива», представительства Джойнта, Сохнута, Ассоциация еврейских орг-ций Казахстана «Мицва» и др.; открыты еврейский дет. сад, две воскресные школы. В 1994 гл. раввином Казахстана стал представитель М.-М. Шнеерсона Иешая-Элиэзер Коэн (р. 1972, Иерусалим). С авг. 1997 в А. начал действовать Еврейский общинный центр, в к-ром разместились синагога, миква, уч. классы, б-ка и т. д.; созданы культурный центр «Бейт-Исраэль», Об-во дружбы Казахстан — Израиль, отд-ние Открытого ун-та Израиля (в 1993/94 уч. году в нем обучалось ок. 50 евреев А.). В 1999 в А. открыта еврейская школа. С 1999 начал издаваться еврейский информ.-культурный вестник «Давар».

В кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. мн. евреи А. выехали в Израиль ( в 1989 — 67 чел., в 1990 — 1335, в 1991 — 998, в 1992 — 486, в 1993 — 536, в 1994 — 689 чел.).

Евреи А. принимают активное участие в полит. жизни: так, на 1-м съезде партии Нар. конгресс Казахстана в июне 1992 Ю.Е. Дуберман избран чл. Исполнит. к-та.

Среди похороненных на еврейском кладбище А. — Д.Л.Шамис, художник и скульптор Исаак Яковлевич Иткинд (1883—1969).

В А. род.: В.В.Жириновский; В. Алексеев, О.И. Фирер;

Ю.И.Каштелюк (авт. статьи)