ДРОГОБЫЧ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 16:06, 1 августа 2024; Admin (обсуждение | вклад) (ПР)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ДРОГОБЫЧ, город, районный центр в Львовской обл. (Украина). Изв. с 1238. С 1569 — в Львовском повете Русского воеводства в составе Речи Посполитой. В 19 — нач. 20 в. — город, центр повета в провинции Галиция в составе Австро-Венгрии. В 1919—39 — в составе Польши, в 1939—91 — УССР.

В 15 в. в Д. проживало ок. 20 евреев, в 1628 — 12 еврейских семей, в 1663 — ок. 90 евреев, в 1765 — 1924 (29,6%), в 1772 — св. 2000, в 1836 — ок. 4500, в 1880 — 9131 (50,1%), в 1890 — ок. 8700 (ок. 44,8%), в 1900 — 8683, в 1910 — 15 313 (42,3%), в 1959 — ок. 1000 (ок. 2,4%), в 1970 — ок. 800 (ок. 1,4%), в 1979 — ок. 500 (ок. 0,8%), в 1992 — ок. 200 евреев.

В документах 1406 впервые упом. еврей Волчко из Дрогобыча, к-рый получил от польск. короля Владислава Ягайло в аренду земли и соляные источники. С 1425 их держал др. еврей из Д. — Натко (Дзядко). С 1420-х гг. евреи жили, как правило, в предместьях Д. (Задворье, Лишнянское, Завозное и на Ланах), близ соляных копей. В 1520-х гг. евреям было разрешено селиться в городе. Осн. занятия еврейского населения в 17 в. — ремесла и торговля, а также с. х-во и солеварение. 23 нояб. 1648 еврейская община пострадала от нападения войск Б.М.Хмельницкого, позднее — от действий польск. шляхты. В 1720-х гг. евреи — обувщики и швейники создали 2 ремесл. цеха (существовали до 1756). Большим авторитетом в общине в сер. 18 в. пользовался раввин Исраэль Гиршович (в 1736 польск. король Август III жаловал его чином слуги при дворе и даровал право вести беспошлинную торговлю вином и др. товарами). Благодаря покровительству короля евреи во 2-й пол. 18 в. сосредоточили в своих руках значит. часть торговли и ремесел. В кон. 18 в. большое влияние на евреев Д. оказал ученик И. Баал-Шем-Това цадик Иехиель-Михель из Золочева (1721—1786). В кон. 18 в. была построена новая синагога, основана 3-классная еврейская школа и немецко-еврейское уч-ще ( в 1806 ликвидированы из-за сопротивления традиционно настроенного еврейства). В 1807—12 община пострадала от воен. действий. В 1836 в Д. имелось 13 синагог, в осн. хасидские, большим влиянием пользовались последователи садагорского цадика Израиля Фридмана (1753—1807), по инициативе к-рого была сооружена Большая синагога. В 1840 хасидский двор в Д. основал Элиэзер-Нисон Тительбойм (1786—1853). Его преемником стал сын Нохум-Цви Тительбойм. После смерти Н.-Ц.Тительбойма династию возглавил его сын Мордхе-Довид Тительбойм (1869—1944, Освенцим). Под влиянием идей Гаскалы представители еврейской молодежи Д. в 1840-х гг. участвовали в польск. нац.-освободит. движении, входили в польск. тайные об-ва (патриотич. пропаганду в Д. вел А.Розенберг). Евреи Д. участвовали в рев. событиях 1848—49, добиваясь предоставления им равноправия. С кон. 1860-х гг. в Д. действовало отд-ние объединения «Шоймер Исроэль», к-рое возглавлял Герман Мизес.

Во 2-й пол. 19 в. евреи вкладывали капиталы в нефтеперерабатывающую пром-сть (Абрам Шрайнер наладил переработку нефти и добычу озокерита); мн. евреи владели пр-тиями по добыче и переработке нефти, деревообработке, занимались финансово-кредитными операциями, среди них в кон. 19 в. выделялись Гартенберг, Гредель, Линденбаум. Значит. средства жертвовались на благотворит. цели (построены дома для престарелых, с 1860 — больница, открыт ряд школ и уч-щ). Осн. часть еврейского населения была занята в ремесл. произ-ве и мелкой торговле, св. 3 тыс. евреев в 1880 работали в нефтяной и озокеритной пром-сти. В 1890-х гг. активизировалось еврейское рабочее движение: возникли социалистич. кружки «Сило», «Бридерлихкайт», «Гвязда» (организаторы — д-р Фридман и С.Хеккер), профсоюз «Згода». Во 2-й пол. 1890-х гг. сложились сионистские орг-ции «Агават Сион» и «Кадима». В нач. 20 в. осн. занятия евреев Д. — мелкая торговля, ремесл. произ-во, пищевая и легкая пром-сть.

6 сент. 1914 Д. был занят рус. войсками, мн. еврейские орг-ции и об-ва закрыты, неск. евреев взяты в заложники, в городе казачьими частями был устроен погром, в результате к-рого была разграблена и уничтожена синагога. Нек-рые евреи занимались поставками продовольствия для рус. армии, сотрудничали с рос. властями, банками, предпринимателями. 12 июня 1915 австр. войска заняли Д., была восстановлена община, к-рую возглавил А.Шапиро, воссозданы еврейские школы, разл. обществ., просветит. и политич. орг-ции. В 1920-х гг. в Д. действовали орг-ция всеобщих сионистов, об-ва «Ге-Халуц», «Аква», «Керен Каемет ле Исраэль», бюро «Керен-га-Йессод», орг-ция еврейских скаутов и др., а также орг-ции Бунда и «Поалей Цион».

В сент. 1939 Д. был занят частями РККА. В городе скопилось до 100 тыс. евреев-беженцев из зап. областей Польши, ок. 2 тыс. были оставлены в Д. на жительство. Открылись 2 школы с преподаванием на идише, т-р, создавались еврейские б-ки и клубы. Была закрыта синагога. В сев. и вост. р-ны СССР депортировано не менее 3 тыс. евреев. 1 июля 1941 Д. оккупировали герм. войска. В тот же день произошел еврейский погром (по неполным данным, было убито до 400 евреев, гл. обр. представителей интеллигенции). 22 июля 1941 создан юденрат (пред. д-р Авром Розенблат), в тот же день на еврейском кладбище расстреляно 40 евреев, захваченных во время облавы. 27—29 июля по городу вновь прокатился еврейский погром. Осенью 1941 было создано гетто. В нач. 1942 в гетто были уничтожены старики, женщины и дети. 25 марта 1942 большая группа евреев отправлена из Д. в лагерь уничтожения Белжец, в авг. 1942 — еще ок. 5 тыс. евреев. В июне — июле 1943 уничтожены последние евреи Д. Всего в гетто Д. погибло ок. 12 тыс. евреев. После освобождения Д. в авг. 1944 из лесов и укрытий вышло неск. десятков евреев.

В 1991 была создана еврейская религ. община Д.; общине возвращено здание синагоги. В 1994 организовано отд-ние «Милосердие — Маген Авот».

В 1999 в Д. проживало ок. 200 евреев.

В Д. род.: Е. И. Богомольный, В.Ф. Вексельберг; Бруно Шульц (1892—1942, Дрогобыч), писатель, писал на польск. яз., пер. произ. Ф.Кафки на польск. язык; Эфраим-Мойше Лилиен (1874 - 1925, Баденвайслер, Баден, Германия), художник, в творчестве которого преобладала еврейская тема. Писал в стиле модерн.

Автор статьи - Я.Хонигсман