СМОРГОНЬ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 18:36, 15 февраля 2024; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

СМОРГОНЬ, город (с 1904), районный центр в Гродненской обл. (Республика Беларусь). В 16-18 вв. - местечко Ошмянского повета Виленского воеводства. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач.20 в. – в Ошмянском у. Виленской губ. В 1920-39 – в Виленском воеводстве в составе Польши, в 1939-91 – БССР.

В 1765 в С. проживало 649 евреев, в 1847 – 1612, в 1897 – 6743 (75,5%), в 1910 – 9371, в 1915 – 7220, в 1931 – ок. 4000, в 1959 – 64, в 1989 – 29 евреев.

Еврейская община С. впервые упоминается в 1628. В 1631 Литовский ваад признал С. центром округа, в к-рый входили окрестные общины. К кон. 19 в. мн. евреи С. были заняты в кожевенном производстве, созданном в 1860-е гг. и вскоре ставшем основой экономики местечка; среди них было также немало крупных и мелких торговцев, коробейников, плотников и пекарей.

В 1830-31 раввин С. – раби Менаше (1768-1831), в 1831-39 – Арье-Лейб Шапиро, затем его сын Хаим-Авром, с с 1886 - Хаим-Иегуда-Лейб Литвин (1840, Бобруйск – 1903, Сморгонь). В 1902-10 раввином в С. был Иегуда-Лейб Гордин (1853, Режица – 1925, Чикаго), затем - Менаше-Йосеф Гинзбург.

С 1899 в С. действовала сионист. группа, с 1905 – ячейки Поалей-Цион и Бунда. В 1910 во гл. отд-ния Бунда в C. были Шимшелевич, Борис Багров, Юдель Кречмер, Гершель Фельдман.

В 1910 в С. действовали 9 синагог, в т.ч. 7 – любавичских и койдановских хасидов, три талмуд-торы, еврейское нач. уч-ще, б-ца, еврейское литерат. об-во, еврейское кладбище. Часть выручки от лекций, прочитанных в еврейском литерат. общ-ве (в т.ч. и лекций дочери С. Дубнова), отправлялась в ЦК Бунда. До 1912 действовал нелегальный профсоюз кожевников (пред. Вульф Шмуклер).

В 1912 действовало еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1913 евреям принадлежали все 3 магазина аптечных товаров, единств. баня, обе булочных, 6 гостиниц и ресторанов, все 4 парикмахерские, единств. прачечная, единств. часовая мастерская и 75 лавок и магазинов (в т.ч. все 9 кожевенных, 11 мануфактурных, книжный). Евреями были 2 из 3 врачей, все 7 акушерок. Действовали Об-во пособия бедным больным евреям, Об-во пособия бедным роженицам.

В 1915 в С. действовали 10 синагог, 3 еврейских уч-ща. Помощником казенного раввина был Гирш Фридзон.

С нач. 1-ой мир. войны в С. усилились антисемит. настроения. В нач. авг. 1915 казначей, земский начальник и старший жандарм открыто объясняли отсутствие разменной монеты тем, что евреи прячут серебро для немцев. В С. стали возникать столкновения между христ. и еврейским населением на почве монетно-го голода и роста цен, искусственно взвинченных неск. еврейскими спекулянтами-оптовиками. 7 авг. 1915, когда в С. вошли казачьи части рус. армии, требования размена денег со стороны горожан и крестьян становились все настойчивее.

2 сент. 1915 С. заняли нем. войска. В ночь с 7 на 8 сент. 1915, после освобождения С. от немцев, начались грабежи. Часть евреев успела убежать и добраться до Минска. Еврейские дома были разграблены; было много избитых и изнасилованных. Группа солдат- евреев (ок. 40 чел.) орг. отряд обороны, к-рый вступил в борьбу с казаками у дверей Старой синагоги. Евреи-солдаты ворвались в синагогу, где казаки насиловали и убивали женщин и оскверняли святыни. Бой с казаками продолжался на улице. Все участники столкновения по приказу коменданта были арестованы и отправлены на передовые позиции.

11 сент. 1915 всем евреям, не успевшим убежать из С., было приказано немедленно покинуть город. Выселение сопровождалось обысками, арестами, избиениями, иногда и убийствами. Одновременно с выселением начались поджоги. Сгорела любавичская синагога и большинство еврейских домов.

В 1915 значит. часть евреев была выслана из С., оказавшейся в прифронтовой полосе, во внутр. р-ны России. Ремесленники, изгнанные из С., положили начало кожевенному пр-ву в Ростове-на-Дону, Харькове и нек-рых др. городах.

В 1920-30-х гг. в С. действовали отд-ния различных еврейских партий и орг-ций, работала школа сети «Тарбут», еврейские спорт. клубы. Раввин С. с 1925 - Шмуль-Арон Плоткин, затем – Ицхок Маркус и Зелиг Салоджанский.

25 июня 1941 С. оккупировали части вермахта. В окт. 1941 было создано гетто (3280 евреев со всего р-на), уничтоженное в дек. 1941.

После войны часть евреев вернулась в С.

В С. род.: И.-А.Барэли, Р.Х.Бурштейн, А.-А.Кабак, Б.И.Клейн, М.С.Кульбак, Д.Разиэль, Э.Разиэль-Ноар, Ш.Роденский, Н.Розовский, Д.-Б.Свирен, Н.Слущ, А.Суцкевер, Я.М.Тайц, А.Форсайт, И.Цаар, Б. Маршак, Р. Шапиро ; Питер Блюм (1906-1994, США), художник, сюрреалист, с 1911 – в США, уч-к многоч. выставок; Яков Осипович Боярский (наст. фам. – Шимшелевич) (1890-1940), пред. ЦК Рабис, дир. МХАТа, репрессирован; Зельман Маркович Гамзе (1909-1965, Ленинград), инж.-гидромашиностроитель, Стал. пр. (1946, 1950), Лен. пр. (1959); Лев Борисович Залин (наст. имя и фам. – Залман Маркович Левин (1897-1940), комиссар ГБ 2-го ранга (1935), в 1934-35 – нарком вн. дел УзбССР, в 1935-38 – нарком вн. дел КазССР, деп. ВС СССР 1-го созыва, в 1935-37 – чл. ЦИК СССР, 2 орд. Кр.3н. (1927, 1936), Кр.Зв. (1937), 2 зн. «Поч. работник ВЧК-ГПУ», репрессирован; Залман (Соломон) Беркович Зальцман (1913-1941), живописец, график, с 1934 - уч. выставок; Исаак Яковлевич Иткинд (1871-1969, Алма-Ата), скульптор, авт. мн. работ на еврейскую тему, засл. деят. иск. КазСССР (1963); Михаил Борисович Поташник (1897-1975), венеролог, д-р мед. наук (1942), проф. в 1940-68 – зав. каф. Свердл. мед. ин-та, автор более 100 науч. работ; Леонид Вениаминович Шемшелевич (1909-1983), поэт, в 1937-47 – в заключении, авт. ок. 15 сб. стихов, мемуарных очерков и лит.-крит. Статей.

В С. жили и работали: А.Вайтер, Ц.-Г.Рейхерсон, М.Школьник.