ЛЕВИНЗОН Ицхок-Бер

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 18:06, 25 января 2023; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ЛЕВИНЗОН Ицхок-Бер (1788, Кременец Волынской губ. – 1860, там же), публицист, общественный деятель. Писал гл. обр. на древнееврейском яз. С 1807 жил в Радзивилове (Волынская губ.), где изучал иностр. яз., давал частные уроки.

В 1812 переводчик с древнееврейского яз. и идиша при рус. воен. коменданте города. Ок. 1813 уехал лечиться в Тарнополь, там же сдал экзамен на звание учителя, затем до 1820 преподавал древнееврейский яз. в еврейской школе в Бродах (Вост. Галиция).

Попав под влияние галицийских последователей Гаскалы, вернулся в Россию для участия в деле «просвещения» рус. еврейства. В 1820–23 был домашним учителем в Бердичеве, Острове, Немирове, Тульчине.

В 1823 вернулся в Кременец. Несмотря на тяжелое заболевание (12 лет был прикован к постели), продолжал публицистич. деятельность. В кн. «Теуда бэ Исраэл» («Миссия в Израиле», 1828) подверг критике бессистемность обучения и применения телесных наказаний в хедерах, ограничение их программы изучением Талмуда, призывал юношей изучать также светские науки.

В книге «Бейс Иегуда» («Дом Иегуды», 1829) Л. предложил конкр. программу преобразования жизни рос. еврейства: создание нач. школ с преподаванием религ. и общеобраз. предметов, а гл. обр. с обучением ремеслам; учреждение выборной должности верховного раввина и консистории при нем для управления религ. делами евреев; возложение на проповедников обязанностей учить народ правилам этики и побуждать к занятию ремеслами; наделение не менее трети еврейского населения землей для занятия с. х-вом; запрещение евреям выставлять напоказ предметы роскоши. Надеясь провести эту программу в жизнь с помощью рус. пр-ва, Л. изложил свои идеи в докл. записках великому кн. Константину Павловичу (наместник Царства Польского; 1823), мин. нар. просвещения (1831), Николаю 1 (1834) и др.

После обвинения евреев Заслава (Волынская губ., 1830) в ритуальных убийствах Л. ходатайствовал перед властями за арестованных и написал опровергающий подобные обвинения тр. «Эфес дамим» («Нет крови», 1837). В кн. «Зрубавел» (1863–64) выступал против нападок на Талмуд.

Перу Л. принадлежат также сатир, соч. «Решения праведников» (1830), лексикогр. работа «Казнохранилище» (1840), полемический тр. «Провидец Ахия га-Шилони» (1863), изобличающий неосведомленность христиан. об-ва, толкующего о порочности и аморальности еврейства; соч. о караимах «Бритва писца» (1863) и др.