ЛЕПЕЛЬ
ЛЕПЕЛЬ, город (с 1802), районный центр в Витебской обл. (Республика Беларусь). Изв. с 1439. В 16–18 вв. – местечко Полоцкого воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 – в составе Рос. империи, с 1802 – уездный город Витебской губ.
В 1799 в Л. проживало 558 евреев-мещан, в 1847 – 1509 евреев, в 1857 – 1143, в 1885 – 3342, в 1897 – 3379 (53,9%), в 1910 – 4712 (63%), в 1923 – 1678, в 1926 – 1923, в 1939 – 1919 евреев.
В 1812 еврейская община помогла 29 раненым рус. солдатам, изгнанным французами из больницы. 16 окт. 1812 евреи Л. по собств. инициативе восстановили для наступавших рус. войск разрушенные французами мосты ок. города.
Осн. сферы экономич. деятельности евреев Л. в 19 – нач. 20 в. – торговля и ремесла. В 1867 действовали 4 синагоги, казенное еврейское уч-ще. В 1910 в Л. имелись 8 синагог, еврейское нач. уч-ще (с приготовит. и ремесл. классами, открыто в 1888), нар. жен. уч-ще (открыто в 1898), об-во пособия бедным евреям (открыто в 1903), ссудо-сберегат. т-во, еврейское кладбище. Евреи владели в Л. 4 б-ками и книжным магазином. В 1913 евреям принадлежали единств. аптека, 7 складов аптечных товаров, 2 гостиницы, ювелирный магазин, 3 парикмахерские, фото- и часовая мастерские и 59 лавок и магазинов (в т. ч. все 15 мануфактурных, все 12 бакалейных, единств. магазин электрич. принадлежностей). Среди евреев было 8 лесопромышленников, 5 портных, 2 портнихи.
Раввинами Л. были: в нач. 19 в. раввин Л. р. Мойше, брат Шнеер-Залмана из Ляд; в 1889–95 – Залман-Зисель Шейнкин (1856–?), в 1895–1905 – Авром Рейнин (1860–?), в 1907–15 – И. Я. Богатин. В 1910–14 – духовным раввином был Вульф-Ицхок Рабинович, казенным раввином – Берка-Пинхус Волосов. Во время 1-й мир. войны евреям Л. было отказано в размене денег в правительст. учреждениях. В 1915 создано отд-ние Об-ва помощи жертвам войны.
В 1920 в Л. была организована еврейская земледельч. артель, помощь к-рой оказывал Джойнт. В 1921 в Л. сгорело 300 домов (практически все – еврейские). В 1922 Евобщестком субсидировал в Л. 2 дет. сада (100 чел.), пункт дет. питания, амбулаторию. В Л. работали еврейская школа 2-й ступени, еврейская б-ка. Новые синагоги были построены в 1923 и 1924 гг. В 1924 году члены Евсекции возбудили суд. дело против меламеда, учившего ребенка Торе. В 1920–30-х гг. работала школа с преподаванием на идише. Раввином в Л. в этот период был А.Р.Лубанов. В 1930-х гг. синагоги были реквизированы. В одной из них открыт кинотеатр.
3 июля 1941 Л. оккупировали части вермахта. В 1941 в Л. было создано гетто (ул. Вокзальная, Канальная, Лепнинская), в к-ром содержалось св. 4,5 тыс. чел. В период с 1941 по 28 февр. 1942 в гор. саду «Динамо», между ул. Советской и К. Маркса, было расстреляно более 1 тыс. евреев. 28 февр. 1942 при ликвидации гетто на еврейском кладбище было расстреляно ок. 1 тыс. евреев.
После 1945 часть евреев вернулась в Л. В 1947 власти отклонили просьбу верующих евреев об открытии в Л. синагоги; до официальной регистрации было запрещено проведение молитв. собраний. В 1948 в Л. действовала незарегистрированная синагога в частном доме Хаима Мовшевича Славина. Молитв. собрания, к-рые посещали до 40 верующих евреев, проходили также на др. частных квартирах под рук. Х.М.Славина и Мовше Кастринича Анхира.
С 1990-х в Л. действует отд. Витебского благотворительного фонда "Хасдей Давид".
В 2003 в Л. проживало 27 евреев.
В нач. 21 в. сохр. еврейское кладбище.
В Л. род.: М.В.Курман, С.С.Майзель, Б.С. Мейлах, В.Я.Мотыль; Хаим-Меер Гельман (1856–?), историк, автор первой ист. книги о любавичском хасидизме «Бейс ребе».