РОКИШКИС

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 08:03, 14 апреля 2022; Admin (обсуждение | вклад) (правка текста, ссылок)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

РОКИШКИС, город в Паневежском у. (Литовская Республика). Изв. с 1499. В 16–18 вв. – в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – местечко Ракишки Новоалександровского у. Виленской, с 1842 – Ковенской губ. В 1918–40 – в составе Литовской Республики, в 1940–91 – ЛитССР.

В 1847 в Р. проживало 593 еврея, в 1897 – 2067 (75%), в 1914 – ок. 3000 (ок. 78%), в 1921 – 1900, в 1923 – 2013 (ок. 46,5%), в 1939 – ок. 3500 (ок. 40%), в 1959 – 36, в 1989 – 10 евреев.

Евреи жили в Р. с 18 в. В 1863 действовала синагога. В 1889 было основано об-во «Бикур хойлим». Большинство евреев Р. были бобруйскими, любавичскими и лядскими хасидами. У хасидов были свои раввины. В Р. имелось 2 шохета. Раввинами Р. в кон. 19 – нач. 20 в. были любавичский хасид Бецалель Кац, лядский хасид Элиягу Маргалиот, его сын Иссер, в 1906–15 – зять Иссера любавичский хасид Ш.Левитин.

В нач. 20 в. в Р. имелись 4 синагоги (3 из них – хасидские), неск. хедеров, иешива (организатор – Ш.Левитин). В 1905 открылась ссудная касса (организатор – Гиллель Эйдельсон), в 1906 – «Малвиш арумим». В 1910 открылась частная еврейская школа для девочек (организаторы – Гурвич и Рабинович).

В 1912 в Р. работало еврейское ссудо-сберегат. т-во; купеческим банком управлял М.Миллер; практически все магазины (кроме трех) принадлежали евреям.

17 июля 1915 в Р. произошел погром. Часть евреев бежала из Р. заранее по совету пристава. Свитки Торы и имущество наиб. зажиточных евреев были спрятаны в погребе в доме священника. Отступающие казачьи части рус. армии взломали двери погреба, расхитили вещи, свитки Торы изрезали. Еврейские дома были разгромлены. Оставшиеся евреи позднее были высланы во внутр. губернии Рос. империи.

После 1918 часть евреев вернулась в Р. Помощь в восстановлении и постройке домов оказывал Джойнт и родственники из-за границы.

В нач. 1920-х гг. 2 еврея были зам. мэра Р. В 1923 начало действовать отд-ние Еврейского нар. банка (в 1929 – 357 чл.), ссудная касса для ремесленников. Осн. занятия евреев Р. в 1920–30-х гг. – мелкая торговля (преимущественно с.-х. продукцией) и извоз. В 1931 евреям принадлежало 76% магазинов и мастерских в Р.; в 1937 среди евреев было 86 ремесленников (в т. ч. 33 сапожника, 24 мясника, 3 пекаря, плотник, 2 часовщика). Неск. сотен евреев работали на мелких пр-тиях, принадлежавших евреям (в т. ч. на мельнице, колбасной ф-ке, эл.-станции). Две фотостудии и кинотеатр принадлежали евреям. Практически все врачи и фармацевты в Р. были евреями. В 1920–30-х гг. большинство синагог в Р. были хасидскими. В Р. действовали 2 иешивы, талмуд-тора, школы сети «Тарбут» (200 уч-ся) и «Явне», прогимназия с преподаванием на иврите, б-ка, дет. дом (дир. – Ханох Шадор; 40 детей); функционировали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций, в т. ч. «Маккаби», «Га-Поэль», «Культур-Лига», «Агудас Исроэль», Мизрахи, «Тиферес бахурим», благотворит. об-ва «Линас га-Цедек» и «Бикур хойлим». В 1925 среди еврейских торговцев прокатилась волна банкротств, вызванных национализацией торговли мукой, конкуренцией с литов. торг. кооперативами.

В 1926–30 мн. евреи выехали в США, Юж. Америку, Э.-И. В 1920-х гг. раввином Р. был зять Б.Каца Авром Меирович (один из основателей Еврейского нар. банка), в 1930-х гг. – Зелиг Орлович, в 1937–38 – Ш.Левитин.

В 1939 в Р. прибыло неск. сотен евреев- беженцев из Польши. 28 июня 1941 Р. заняли части вермахта. Был создан юденрат. 15–16 авг. 1941 были расстреляны мужчины, 25 авг. 1941– ок. 2 тыс. женщин, стариков и детей. В Р. существует заброшенное еврейское кладбище.

В Р. род. Я.В.Смушкевич, Б.И.Цинделис.

Ю.Н.Григорьева (автор статьи).