ЛУДЗА
ЛУДЗА, город (с 1777), районный центр (Латвийская Республика). Изв. с 1177. С 1772 – в составе Рос. империи, в Двинской провинции Псковской губ., с 1778 – в Полоцком наместничестве, с 1796 – в Белорусской губ., с 1802 – уездный город Люцин Витебской губ. В 1920– 40 – в составе Латвийской Республики, в 1940–91 – ЛатвССР.
В 1772 в Л. проживало 66 евреев (29%), в 1784 – 80, в 1815 – 1176 (65,3%), в 1847 – 2299, в 1868 – 1915 (53,2%), в 1885 – 2403, в 1897 – 2803 (54,5%), в 1910 – 2987, в 1920 – 2050 (40,7%), в 1925 – 1907 (34%), в 1930 – 1634 (30,2%), в 1935 – 1518 евреев (27%).
Евреи жили в Л. с 16 в. В 1765 в Л. был сожжен отказавшийся креститься, обвиненный в нападках на христианство портной Мойше бен Довид. В кон. 18 в. в Л. была построена первая синагога, в 1804 – вторая, в 1827 – хасидская. В 1850 возникла хевра кадиша. В 1786–1806 раввином Л. был Зеев-Вольф Альтшулер (?–1806), в 1806– 10 – Довид Циони (1762–1810), в 1810–56 – его сын Нафтоли (?–1856) (прадед И.Зильбера), в 1856–76 – сын Нафтоли Арон-Зелиг (?–1876). После смерти А.З.Циони раввином Л. стал его зять Элиэзер Дон-Ихье (1838–1926). Казенным раввином в 1910-х гг. был Иосиф Лейзерович Боровик. В Л. жил автор неск. книг – коммент. к Талмуду раввин Израиль Зелигман (?–1908), внук Нафтоли Циони.
В 1840-х гг. ок. 60 еврейских семей переселились в колонии Херсонской губ. Большинство поселилось в колонии Красноселке. В 1865 в Л. были открыты еврейская школа рус. грамотности для мальчиков (дир. Б.Магель, в 1887 – 53 уч-ся) и талмуд-тора, в 1887 – еще одна талмуд-тора, в к-рой изучали математику и рус. яз. Действовало 2 синагоги. В 1890-х гг. начала работать еще одна еврейская школа, в 1910 – школа с преподаванием на иврите. В 1883 Хаим Моэр открыл магазин еврейской книги, позднее при магазине работала б-ка. В 1907 он же основал в Л. единств. в Латгалии еврейскую типографию.
В 1904–05 активистами Бунда было организовано неск. забастовок. В 1910-х гг. начало действовать отд-ние «Поалей Цион». В 1910 в Л. действовало 5 синагог, имелось еврейское кладбище, в 1912 работало еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1913 евреям принадлежали все 4 склада аптечных товаров, единств. баня, обе булочные, 3 гостиницы, обе парикмахерские, более 100 лавок (в т. ч. 21 бакалейная, все 14 мануфактурных, все 3 ювелирных). Среди евреев было 3 лесопромышленника, 2 портных. В 1914 создано «Об-во пособия бедным евреям» (организаторы – купцы 2-й гильдии Шмуйла Изрец и Абрам Карелиц).
В годы 1-й мир. войны неск. сотен евреев покинуло Л. В 1920 беженцы начали возвращаться. При поддержке Джойнта оживилась общинная жизнь. Была открыта школа с преподаванием на иврите. В основанной в 1922 гимназии с преподаванием на рус. яз. 80% уч-ся составляли евреи. В пользу Еврейского нац. фонда община собрала 1297 руб. пожертвований. В 1920-х гг. неск. лет работал еврейский дет. дом. В 1935 из 302 магазинов и мастерских Л. 191 принадлежал евреям. 3 врача из 6 и 3 зубных врача были евреями. В 1920–30-х гг. в Л. имелось 7 синагог. В 1926–41 раввином Л. был сын Э.Дон-Ихье – Бенцион (1871–1941). В Л. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.
3 июля 1941 части вермахта заняли Л. 20 июля 1941 было создано гетто. 17 авг. 1941 расстреляно ок. 800 евреев, 27 авг. 1941 – 120 евреев, 27 окт. 1941 – 120 евреев. Последние евреи Л. были расстреляны в мае 1942. В период Катастрофы в Л. было убито ок. 1250 евреев.
В нач. 1950-х гг. в Л. проживало ок. 100 евреев, имелись синагога и еврейское кладбище. В 1960-х гг. шохетом был Н.Шмуклер. В 1970-х гг. евреи Л. выехали в Израиль.
В Л. род.: Г. Амикам, Н.А. Иофис, Г.В.Франк, И.Г.Чашник, И.Шапиро.