ЛЮБЛИН
ЛЮБЛИН, город (с 1317), центр Люблинского воеводства (Республика Польша). Изв. с 10 в. С 1569 – в составе Речи Посполитой. В 1795–1809 – в составе Австрии, в 1809–15 – Вел. герцогства Варшавского. С 1815 – в составе Рос. империи, с 1837 – губернский центр.В 1550 в Л. проживало 840 евреев, в 1602 – 1200, в 1765 – 1725, в 1806 – 2973 (72,5%), в 1841 – 8468, в 1856 – 8588, в 1872 – 12 245, в 1882 – 17 764, в 1893 – 25 440, в 1897 – 23 586 (50,9%), в 1908 – 31 721 (50,8%), в 1921 – 37 337 (39,5%), в 1939 – 42 830 (35,1%), в 1945 –4553, в 1946 – 6662 еврея.В 1336 король Казимир III разрешил евреям селиться в предместье Л. – Пяски, к-рое получило назв. «Пяски Жидовске». Они получили разл. привилегии, но под давлением церкви и христианского населения власть ограничила права евреев. К Л. примыкал густо населенный евреями пос. Венява. В 1518 король Сигизмунд I Старый запретил евреям проживать в Л., хотя он же предоставил им права и ряд привилегий в пригороде Л. – Подзамче, а затем разрешил торговать в Л. и освободил от уплаты таможенной пошлины на границах Люблинского воеводства. В 1550 король Сигизмунд II Август разрешил евреям селиться в Л., а в 1558 запретил им проживание в пределах города.Община Л. возникла во 2-й пол. 16 в. Осн. занятия евреев Л. того времени – торговля (в т. ч. транзитная – между Речью Посполитой, Германией и Россией), ремесла (портняжное, сапожное и др.), денежные операции. С 1547 в Л. действовала еврейская типография. В 1576 король Стефан Баторий разрешил Калману, сыну Мордехая, открыть в Л. типографию и продавать книги на древнееврейском яз. по всей стране.В кон. 16 – нач. 17 в. Верховный суд Польши рассмотрел девять дел о «кровавых наветах», в т. ч. и в Л. В типографиях иезуитов печатались антиеврейские памфлеты; в 1646 ученики иезуитской коллегии учинили в Л. еврейский погром (т. н. школьный погром), во время к-рого погибло 8 евреев. В 1650 по инициативе иезуитов евреям-аптекарям Л. было запрещено обслуживать христианское население.В 16–17 в. Л., прозванный «Иерушалаим де-Полин» («Польский Иерусалим»), был одним из центров духовной и обществ. жизни польск. еврейства. В Л. заседал «Ваад четырех земель». Тогда же Л. являлся центром еврейского книгопечатания. Раввинами Л. в 16–17 вв. были раби Яков (?–1541), раби Шолом-Шахне (?–1559), основавший в Л. иешиву, его сын Исроэль, Шимон-Вольф Ойербах (?–1632), Мордхе Йофе (?–1612), Ицхок Шапиро (?–1623), Эфраим-Залман Шор (?–1634), Авром Эпштейн, Нафтоли Кац (?–1650), Арон-Шимон Шапиро (?–1680).В 1656 рус. войска и казаки Б.М.Хмельницкого устроили в Л. массовую резню евреев, во время к-рой погибла почти вся община, а также мн. евреи из окрестностей города, искавшие в нем убежища.В 1669 евреи Л. получили право торговли в городе, в 1675 королевские власти взяли под свое покровительство их жизнь и имущество, в 1696 евреи были уравнены в правах с купцами-неевреями. Однако евреи не могли восстановить прежнего уровня своей экономики и занимались в то время в осн. винокурением и виноторговлей.В 17–18 в. в Л. действовало 7 синагог. В 1769 король Станислав Август Понятовский вновь подтвердил права, данные евреям прежними королями; однако в 1780 он опять запретил евреям селиться в Л. (приказ из-за общей политич. анархии в Польше выполнен не был).В кон. 18 – нач. 19 в. Л. – центр хасидизма в Польше и резиденция Ицика-Якова Гуревича (1745–1815), «Провидца из Люблина». В 1815 династию продолжил его сын Исроэль. В 1826–43 раввином Л. был Мешулам-Зелиг Ашкенази (?–1843), в 1843–52 – Дойв-Бер Ашкенази (?–1852), с 1852 – его сын Иегошуа-Гешель. В сер. 19 в. хасидскую династию в Л. основал Иегуда-Лейб Эйгер. В 1868–92 раввином Л. был хасид Шнеер-Залман Ладейр, в 1892–1910 – Гилель-Арье Лифшиц, в 1910–25 – Элиягу Клячкин (?–1932, Иерусалим), отец Я.Клячкина.Евреи Л. участвовали в Польск. восстании 1863–64. В 1880-х гг. были основаны 3 кассы взаимопомощи. Во 2-й пол. 19 в. в Л. начали работать первые еврейские уч-ща с преподаванием на рус. и польск. яз.; в 1897 основана первая школа с преподаванием на иврите. С 1886 работала еврейская благотворит. больница. В помощь еврейским ремесленникам и мелким торговцам с 1900 действовали ссудно-сберегат. т-во, «Об-во взаимопомощи служащих и мелких торговцев Моисеева закона». Работали еврейский дет. дом и дом престарелых, 43 хедера, 2-классное нач. уч-ще (170 уч-ся). Действовали 36 синагог. В 1897 были открыты 2 школы с преподаванием на иврите. Одна работала до 1907, вторая – до 1914. В 1910 был основан «Союз любителей иврита», при к-ром действовали курсы иврита. В 1913–23 работала школа сети «Явне».С кон. 19 в. в Л. действовали палестинофильские кружки, отд-ние Бунда.В 19 – нач. 20 в. евреи Л. играли ведущую роль в хлеботорговле и ремеслах, в их руках находилась почти вся кожевенная пром-сть города.Во время 1-й мир. войны в оккупированном австро-венгер. армией Л. евреи получили разрешение организовать две нар. гимназии, т-р на идише. С.Б.Нисенбаум основал газ. на идише «Дос Люблинер тогблат». В 1915 в Л. работали еврейские приюты: детский, для жертв войны, об-ва ОЗЕТ.В 1920–30-х гг. в Л. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций, работали десятки благотворит. орг-ций. На идише издавался еженед. «Люблинер штиме» (1922–38). В 1930–33 раввином Л. был Меир Шапиро (1886–1933), основавший иешиву «Хахмей Люблин».18 сент. 1939 Л. оккупировали части вермахта. В кон. 1939 был создан юденрат во главе с Генрихом Бахером, в нач. 1941 – еврейская полиция. Позднее было создано гетто. В 1940–43 в Л. находился лагерь для евреев-военнопленных. Подпольная орг-ция этого лагеря устроила вооруж. побег неск. групп пленных к партизанам; остальные были уничтожены. Депортация евреев в лагеря уничтожения началась весной 1942. Уничтожение евреев Л. продолжалось до июля 1944.В освобождении Л. 24 июля 1944 принимали участие арт. полк под ком. подполк. Марка Семеновича Иониса, арт. бригада под ком. полк. Георгия Яковлевича Кагана и танк. бригада под ком. полк. Романа Александровича Либермана. В июле 1944 – янв. 1945 Л. являлся временной столицей Польши. В авг. 1944 в Л. был создан еврейский совет, преобразованный в нояб. 1944 в центр. к-т евреев Польши. В 1945 работал еврейский дет. дом, в 1946 открылись еврейская школа и дет. сад. Действовало 2 еврейских кооператива. В 1950– 60-х гг. в Л. работал Клуб еврейской культуры. Погромы 1946 и антисемитская кампания 1968 привели к выезду мн. евреев Л. за пределы Польши.В Л. род.: Я.Ваксман, Г.Венявский, Ю.Венявский, Я.Глатштейн, Г.Левин, Э.Меирсон, С.Б.Нисенбаум, Л.М.Рейснер, И.Розенберг, А.Розенфельд, И.Саде, Г.М.Эрлих, П.Д.Эттингер.