ЖОВКВА
ЖОВКВА (в 1951—91 — Нестеров), город (с 1603), районный центр в Львовской обл. (Украина). Изв. с 1368. В 16—18 вв. — в Русском воеводстве в составе Речи Посполитой. В 19 — нач. 20 в. — г. Жолква, центр повета в провинции Галиция в составе Австро-Венгрии. В 1919—39 — в составе Польши, в 1939—91 — УССР.В 1772 в Ж. проживало 2027 евреев (41,9%), в 1812 — 1799, в 1880 — 3757 (55,3%), в 1890 — 3783 (52,9%), в 1900 — 4088 (45,6%), в 1910 — 3845 (40,6%), в 1921 — 3718 (47,2%), в 1931 — ок. 4400, в 1939 — св. 4500, в 1941 — св. 5000 евреев.Евреи жили в Ж. со времени основания. В нач. 17 в. евреи пользовались покровительством владельца Ж. гетмана С. Жолкевского, к-рый в 1600 выделил им особую улицу, места для стр-ва синагоги, бани, терр. для еврейского кладбища и др., в 1615 уравнял их права с др. жителями и предоставил право самоуправления. Позднее эти привилегии были отняты, евреи обложены дополнит. налогами и сборами, им запрещено было арендовать и выкупать дома у христиан. В 1-й пол. 17 в. в Ж. имелись синагога, миква, кладбище. В 1635 евреи получили право покупать у христиан недвижимость и разрешение на стр-во каменной синагоги. Построенная в 1692—1700 укрепленная синагога «Собески-шул» (в честь короля Речи Посполитой Яна Собеского) была одной из самых красивых в Галиции.Осн. занятия еврейского населения в 17—18 вв. — разл. ремесла (действовали еврейские цехи портных, ткачей и др.), евреи занимались также подрядами, арендными операциями, вели кр. торговлю (в т. ч. в Молдавии и Венгрии). Число еврейских домов в городе в 1628—80 возросло с 21 до 88, сложился еврейский квартал в сев. части города, евреи владели мн. домами и в его центре. В 1690 Ури-Фебус Галеви из Амстердама открыл в Ж. еврейскую типографию (позднее его дело перешло к семье Мадфес).В 1670—80 раввином в Ж. был Ицхок-Меир Теумим-Френкель, в 1735—53 — Ицхок Ланда, с 1747 — Шимшон Майзлиш, в 1763—72 — Авром-Мордхе Гальперин, в 1757—1803 — Мойше-Цви-Гирш Майзлиш, в 1816—28 — Яков Оренштейн.В 1680—1730-х гг. среди евреев Ж. получило распространение лжемессианское учение Саббатая Цви. В кон. 18 в. среди евреев города распространялись идеи Гаскалы, значит. вклад в их развитие внесли Нахман Крохмаль (1785—1850) и Маер Леттерис (1807—1871), в Ж. действовал кружок просветителей (Леттерис, О.Раппопорт и др.). В 1788—1806 работала еврейско-нем. гимназия.В сер. 18 в. в Ж. жил ученик Дойв-Бера из Межирича Гдалиягу (?—1776). В 1906 возникло движение жолкевских хасидов, к-рое возглавил Авром-Шмуэль Рабинович (1884—1943) — потомок Шнеера-Залмана из Ляд; евреи Ж. были также бельзевскими и жидачевскими хасидами. С 1857 раввином в Ж. был Шмуэль Вальдберг, с 1879 — Шимшон Горвиц, затем Хаим-Лейб Горвиц, в 1905—1930-х гг. — Пинхас-Шимшон-Элимелех Римлат.В кон. 19 — нач. 20 в. в Ж. возникли отд-ния и группы Бунда (один из рук. — Соломон Рубинштейн), сионистских орг-ций, начался выезд евреев в Э.-И. В нач. 1920-х гг. были открыты школа сети «Тарбут» и дом для сирот И.Фиша (при нем ремесл. школа шитья для девушек на 70 мест). Тогда же получила известность еврейская футбольная команда «Гасмонея». В 1920—30-х гг. в Ж. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.29 июня 1941 части герм. армии заняли Ж. 22 июля 1941 были образованы юденрат (пред. — д-р Фебус Рубинштейн) и еврейская полиция. В авг. 1941 началось уничтожение еврейского кладбища. В марте 1942 ок. 700 нетрудоспособных евреев были депортированы в лагерь смерти Белжец. В нояб. 1942 в Ж. было создано гетто, куда, кроме местных евреев, доставлялись евреи из окрестных местечек и сел. 22—24 нояб. 1942 из Ж. в Белжец было отправлено еще 2,5 тыс. евреев (во время погрузки погибло до 800 чел.). 15 марта 1943 св. 600 евреев-мужчин были вывезены в Яновский лагерь. 25 марта 1943 на терр. стрельбища было расстреляно ок. 3500 евреев. 170 трудоспособных евреев в тот же день отправлены в Яновский лагерь, где позднее погибли. Посл. 50—70 жителей гетто уничтожены 10 июня 1943 (неск. десятков евреев сумели укрыться в бункерах или были спасены местным населением). Ко времени вступления в Ж. сов. войск (23 июля 1944) в городе оставалось ок. 70 евреев. После освобождения большинство уцелевших евреев выехало в Польшу, оттуда в Э.-И. и др. страны.В Ж. сохранились здание синагоги кон. 17 в., остатки еврейского кладбища, хасидской синагоги, дом общины, здание хедера, помещения об-ва «Тарбут», жен. ремесл. школы.В 1984 в Ж. проживало 2 еврея.Л.Р.Байбула