КУЛДИГА
КУЛДИГА, город (с 1362), районный центр (Латвийская Республика). Изв. с 1242. В 1561–1795 – резиденция Курляндского герцогства. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Гольдинген Курляндской губ. В 1918–40 – в составе Латвийской Республики, в 1940–91 – ЛатвССР.
В 1797 в К. проживало 26 евреев-мужчин (34%), в 1835 – 2330 евреев (54%), в 1850 – 2534 (55%), в 1881 – 2713 (34%), в 1897 – 2543 (26%), в 1920 – 567 (11%), в 1925 – 783 (11%), в 1930 – 728 (11%), в 1935 – 648 евреев (9%).
Евреи-торговцы начали селиться в К. в 16 в. Гражданские права евреи К. получили в 1799. В 1801 была организована хевра кадиша, что считается временем официального создания еврейской общины в К. Раввином стал Иегуда-Исроэль Израэльсон. В 1-й пол. 19 в. действовала развитая сеть благотворит. орг-ций.
В 1826–30 раввином в К. был Арон бен Эльханан, в 1830–49 – Зеев-Вольф Липкин (?–1858), в 1849–53 – раби Мойше-Ицхок, в 1853–1904 – Шнеур-Залман Гиршович, один из первых последователей И.Салантера.
Осн. сферы экономич. деятельности евреев К. в 19 в. – торговля, разл. ремесла; евреям принадлежала спичечная ф-ка. В 1840 из К. в еврейские колонии в р-не Херсона переехали 22 семьи.
В 1888 была открыта талмуд-тора (позднее хедер мэтукан) для детей из бедных семей, при к-рой работало (с 1900) Об-во вспомоществования бедным ученикам еврейских училищ, помогавшее в оплате учебы. С 1898 действовало об-во пособия бедным евреям.
С кон. 19 в. начался выезд евреев К. в др. страны.
В 1901 в К. работали частные еврейские школы: одна – для мальчиков и две – для девочек. С сер. 19 в. и до нач. 1-й мир. войны в К. была также еврейская гос. школа для мальчиков (одна из пяти в Курляндии). Однако среди богатых евреев К. эта школа популярностью не пользовалась из-за низкого уровня обучения, у бедных – из-за высокой платы за него. Дети из состоят. еврейских семей учились в местной нем. гимназии. В 1902 была открыта профессиональная школа, где учились и еврейские дети.
В 1902 в К. начали функционировать сионистские орг-ции, ячейка Бунда. С 1905 раввином в К. был Шмуль-Нафтоли Дубицкий (1862–?). В 1910 в К. имелись синагога и еврейское кладбище.
В 1915 евреи были высланы из К.; разрушению подверглись синагоги и частные еврейские дома. После окончания 1-й мир. войны в К. вернулось ок. 30% евреев. Экономич. положение их было крайне тяжелым. При поддержке Джойнта община начала возрождаться: был приглашен раввин Дубицкий, воссозданы общинные орг-ции, открылось сберегат.-кредит. касса.
В нач. 1920-х гг. в К. действовали 2 синагоги, еврейское кладбище (в 15 км от города). В 1920–30-х гг. раввином был Эльяким-Цви Герцфельд, в 1930–41 – Цви-Гирш Волин.
В 1935 евреи К. владели 95 торг. пр-тиями (из 205). Среди евреев были 2 врача (из 10) и 2 дантиста (из 5). Работала еврейская нач. школа с преподаванием на нем. яз. Большинство детей учились в не еврейских школах. Велась активная сионистская деятельность; работали отд-ния «Га-Шомер га-Цаир», Бейтар, «Маккаби» и др. еврейские орг-ции.
1 июля 1941 в К. вошли части вермахта. После оккупации К. евреи были собраны в синагоге и позднее расстреляны в окрестных лесах.
После 1945 в К. возвратилось неск. еврейских семей. Останки погибших были перенесены на еврейское кладбище. До сер. 1950-х гг. собирался постоянный миньян; затем свитки Торы были проданы, и на полученные деньги на кладбище был установлен памятник погибшим евреям.
В К. род.: М.Вайнрайх, З.-Г.Калманович, Р.И.Сифман, Б.-Ц.Харель; Август Юльевич Давыдов (1823–1885, Москва), математик, проф. (с 1862), брат К.Ю.Давыдова, автор ряда учебников по математике; Карл Юльевич Давыдов (1838–1889, Москва), виолончелист, композитор, брат А.Ю.Давыдова, в 1876–87 – дир. Петерб. конс., проф., основатель рус. классич. виолончельной школы, автор симф. поэмы «Дары Терека», 4 конц. для виолончели с орк., пьес для виолончели и др.